Почему в России сажают предпринимателей, и как не оказаться на скамье подсудимых

Предпринимательская деятельность — сфера повышенного риска. Предприниматели рискуют не только деньгами, но и личной свободой. Бизнес находится под пристальным вниманием правоохранительных органов. И практика сейчас складывается так, что вопросы, которые 10 лет назад решались в арбитражных судах как гражданско-правовые споры, теперь вполне могут стать уголовными делами о мошенничестве.

Екатерина Беспалова, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов M-PARTNERS
Екатерина Беспалова, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов M-PARTNERS

Редкая компания обходится сегодня без юридического отдела либо команды юристов на аутсорсе. Но при этом мало кто проводит аудит уголовных рисков, которые могут возникнуть или уже возникли (просто вы о них еще не знаете!): при взаимодействии с партнерами, подрядчиками, госорганами, банками и т. д.

Расспросили резидента CLUB 500, адвоката Екатерину Беспалову о том, как защитить бизнес от уголовных рисков.

Что может случиться с предпринимателем, который не учел какой-то из уголовных рисков? Что это за риски? Расскажите, пожалуйста, на примере из вашей практики.

— Самое негативное, что может случиться — это возбуждение уголовного дела и избрание меры пресечения. На сегодня самая «универсальная» статья, которая возбуждается в отношении предпринимателей, — это мошенничество (ст. 159 УК РФ). И практика заключения под стражу предпринимателей по этой категории дел — распространенное явление. Вторая категория дел — неуплата налогов. Какие именно риски — это частные вопросы для каждого бизнеса: зависит от того, чем именно вы занимаетесь. Приведу для примера кейс с госконтрактом.

Предприниматель заключил госконтракт. Сам контракт очень долго согласовывали, а работы начали проводить до фактического заключения контракта, чтобы успеть уложиться в срок. Чтобы подтвердить «досрочные» работы, их включали в следующие акты, когда контракт уже был подписан.

У правоохранителей возникли вопросы. Почему начали выполнять «преждевременно»? Кто создал условия для конкурентного преимущества? Раз подрядчик начал выполнять работы заранее, значит, был сговор с заказчиком? Не завышена ли стоимость работ? Соответствует ли вообще объем работ заложенному в контракте? Это лишь небольшой перечень вопросов, которыми задавались правоохранители…

Конечно же, возбудили уголовное дело, конечно же, пошли в суд за арестом, конечно же суд арестовал человека. Безусловно, большую часть из этих промахов можно было избежать, если бы на старте предприниматель консультировался с практикующим адвокатом, кто знает логику правоохранителей и знает, как складывается судебная практика. А так получилось, что самодеятельность предпринимателя привела к статье 159-й, ч. 4 (мошенничество, совершенное в особо крупном размере) и десяти месяцам в СИЗО. Слава Богу, мы обошлись только этими десятью месяцами, удалось добиться условного наказания. К сожалению, в таких случаях это уже огромный успех, вести речь об оправдании не приходится.

Одна из громких тем в последнее время — потребительский терроризм. Это заметно напрягает бизнес в сфере услуг: когда потребители, воодушевленными громкими кейсами, сразу идут в суд. Что можно посоветовать предпринимателям?

— Первое, о чем нужно задуматься каждому предпринимателю в сфере услуг, — это качество. Некачественное оказание услуги вызывает последствия в виде намерения потребителя вернуть денежные средства. Ну, а во-вторых, нужно не забывать, если ты в сфере услуг, то услуга считается оказанной только после подписания акта выполненных работ. Мало кто это учитывает. По факту вы можете тратить деньги, полученные от клиентов, только после подписания акта выполненных работ. До этого момента деньги являются авансом или предоплатой.

Еще один важный вопрос — предмет договора: нет ли расхождений между предметом договора и теми ожиданиями, которые вы формируете у клиента. Не обещаете ли вы намного больше, чем даете в конечном итоге? Если есть обмен с превышением — вы дали чуть больше, чем обещали — у клиента возникает вау-эффект и нет желания сделать возврат. Если наобещали с три короба, а сделали существенно меньше — возникает эффект прямо противоположный, заявка на возврат или обращение в суд. Важно следить за соотношением цены и ценности.

Во многом это вопрос к маркетинговым обещаниям и это сейчас очень острая и актуальная тема для «инфобиза».

Ну, с другой стороны, Bounty нам обещает райское наслаждение, но мы к этому относимся без такого тотального доверия. Понимаем, что это рекламное обещание. Мы не идем в суд после того, как не испытали удовольствия от шоколадки или порошок не отстирал заявленные 99% пятен.

— Потому что цена вопроса 100 рублей. А если популярный блогер рассказывает: «Пройдите мою программу по личному бренду — и вы будете зарабатывать миллионы»? Человек прошел дорогостоящую программу, а миллионов не заработал. Разочарование куда выше.

Мы тестировали такую услугу: уголовно-правовой аудит инфобизнеса. Я смотрела рекламные лендинги ряда известных блогеров и была в ужасе от тех лозунгов и обещаний, которые на них присутствуют. Естественно, люди это покупают, поскольку многих сильно триггерит известность, публичность, медийность, доход. А потом наступает «прозрение», ощущение, что тебя обманули, суды, заявления в правоохранительные органы.

Чаще всего блогер, автор каких-либо курсов, эксперт — это же не кустарь-одиночка, у него есть команда. В том числе юрист. Почему они не предусматривают такие риски?

— Потому что юрист, который просто смотрит договор оферты или договор оказания услуг и не имеет опыта работы в уголовной сфере, никогда не сделает адекватный аудит. У него нет практики работы по таким делам, если говорить на языке инфобиза — нет насмотренности.

Я открываю сайт или программу обучения и уже вижу, где могут возникнуть вопросы. Или в процессе продажи — когда менеджеры обещают такое, чего и сам спикер не обещал. Всё это зона риска. Если бы каждый предприниматель комплексно подходил к своей защите, в том числе предприниматель-инфобизнесмен, то количество негативных эмоций и обращений по поводу возврата денежных средств было бы значительно меньше.

Аудит, уголовно-правовой чекап, комплаенс, дью-дилидженс — как его ни назови — всегда, как минимум, намного дешевле, чем решать ситуацию, которая уже развивается в уголовно-правовой сфере.

А с какими обвинениями чаще всего сталкиваются предприниматели в «твердых» нишах?

— Та же статья 159, пункт 4: мошенничество. Это у нас «универсальная» статья — применима к любой сфере бизнеса, дальше могут быть налоговые преступления, набирающая сегодня популярность ст. 187 УК РФ — неправомерный оборот средств платежей, ну и, конечно, дача и получение взяток…

Плюс добавляется какая-то специфика в зависимости от ниши. Если у тебя, например, производство пищевых продуктов, может добавиться 238 статья — реализация продукции, не отвечающей требованиям безопасности, или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. То же самое, если мы говорим про сферу медицины. Известные кейсы по пластической хирургии — 238-я статья плюс 109-я, смерть по неосторожности либо причинение вреда здоровью по неосторожности.

Если ты, как адвокат, имеешь релевантный опыт в различных защитах, ты быстро оцениваешь риски в любой нише бизнеса. Когда обращается предприниматель, ты уже знаешь, какие меры нужно разработать, чтобы предотвратить риски или по крайней мере сильно минимизировать.

Полный текст интервью с Екатериной Беспаловой читайте в +500 media

3
Начать дискуссию