Прием на работу нового сотрудника: пошаговая инструкция для работодателя

Трудоустройство – юридически значимая процедура, требующая строгого соблюдения законодательства. Ошибк�� при оформлении могут привести к штрафам, судебным искам, а трудовые отношения могут признать незаконными.

В этой статье мы опишем полный пошаговый алгоритм приема на работу с учетом особенностей для некоторых категорий работников (вредные условия, дистанционные сотрудники, женщины и др.).

1. Проверка документов

При трудоустройстве кандидат обязан предоставить ряд документов (ст. 65 ТК):

Паспорт (или иной удостоверяющий документ).

Трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности (если кандидат ранее уже работал). При этом совместители по общему правилу трудовую книжку не предоставляют, а дистанционные сотрудники могут по соглашению с работодателем ее не предоставлять (ст. 312.2 ТК).

СНИЛС, в том числе в электронном виде (кроме впервые устраивающихся).

Документ об образовании (если работа требует специальной подготовки).

Военный билет или иной документ воинского учета (для военнообязанных).

Рекомендуем прочитать статьи:

Дополнительные документы (в зависимости от должности):

  • Медкнижка (для работников питания, медиков, педагогов).
  • Справка об отсутствии судимости (для педагогов, госслужащих).

Особые случаи:

  • Иностранцы – разрешение на работу/патент.
  • Несовершеннолетние – согласие органов опеки, родителя.

Рекомендация:

Проверяйте подлинность документов. Прием на работу по поддельным документам может привести к прекращению трудового договора (ст. 84 ТК РФ).

2. Получение согласия на обработку персональных данных

Требуется в обязательном порядке, когда обработка данных осуществляется не в связи с исполнением законодательства (ст. 86 ТК РФ, ФЗ № 152-ФЗ).

Как оформить:

  1. Разработайте и введите в действие политики, регулирующие обработку персональных данных.
  2. Получите письменные согласия работника для каждого случая обработки.

Последствия отсутствия согласия:

  • Штраф по ст. 13.11 КоАП РФ (до 700 тыс. руб. для юрлиц).
  • Жалоба работника в Роскомнадзор и/или в суд.

3. Ознакомление с локальными нормативными актами (ЛНА)

Какие ЛНА нужно изучить:

Правила внутреннего трудового распорядка.

Положение об оплате труда (в том числе с порядком проведения индексации).

Документы по охране труда.

Положение о персональных данных.

Иные локальные акты, регулирующие внутренние процессы компании.

Как оформить:

  1. В идеальном варианте локальные акты должны быть прошиты и пронумерованы вместе с листом ознакомления (см. Определение 6-го КСОЮ от 12.12.2024 N 88-29404/2024). На практике допускается вариант оформления листа ознакомления иным способом: отдельно или в приложении к договору).
  2. Работник ставит подпись ко всем внутренним документам до подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ).

Особые случаи:

  • Дистанционные работники – можно направить ЛНА по установленному каналу взаимодействия (электронной почте, иная информационная система) (ст. 312.1 ТК РФ).
  • Вредные условия труда – дополнительно ознакомить с результатами СОУТ.

Риски:

Если работник не ознакомлен с ЛНА, он может оспорить дисциплинарное взыскание.

4. Оформление трудового договора

4.1. Обязательные условия договора (ст. 57 ТК РФ)

  • Место работы в виде наименования работодателя и его месторасположения; если человек трудоустраивается в филиал или обособленное подразделение в другом регионе, то надо указать полный адрес.
  • Трудовая функция (должность по штатному расписанию). При описании функционала желательно сослаться на должностную инструкцию (зачем она нужна компании, см. Как правильная должностная инструкция поможет руководителю компании навести порядок в кадрах).
  • Дата начала работы и при срочности его срок и основание.
  • Условия оплаты (оклад, премии, надбавки); при этом, условия об оплате труда должны быть таким образом сформулированы, чтобы работник имел представление обо всех причитающихся суммах, случаях их выплаты и о порядке расчета (возможно со ссылкой на соответствующих локальный акт).
  • Режим работы и отдыха.
  • Гарантии (особенно для вредных условий, женщин, инвалидов) и условия о страховании.
  • Условия работы по результатам спецоценки.
  • Характер работы.

Трудовой договор необходимо оформить в письменном виде и подписать не позднее трех рабочих дней со дня фактического начала работы.

4.2. Особые условия для разных категорий

Прием на работу нового сотрудника: пошаговая инструкция для работодателя

4.3. Оформление в 1С:ЗУП

  1. Заполните карточку сотрудника.
  2. Оформите прием сотрудника на работу.
  3. Внесите данные договора.
  4. Сформируйте приказ о приеме (если компания не отказалась от их оформления).

Ошибки в 1С:

  • Неверный выбранный вид заработной платы (ведет к ошибкам в расчетах).
  • Неправильный ввод стажа (влияет на расчет больничных листков ).
  • Неправильное установление графика работы (ведет к ошибкам в расчетах).

4.4. Направление отчета ЕФС-1

Отчет необходимо оформить и направить не позднее следующего дня после оформления приказа в СФР.

5. Испытательный срок

При приеме на работу сотруднику можно установить испытательный срок, который по общим правилам составляет (ст. 70 ТК РФ) до 3-х месяцев и до 6-ти месяцев для руководителей. Учитывайте ограничения, установленные для некоторых сотрудников (беременные, несовершеннолетние и др.).

Как оформить:

  • Указать в трудовом договоре.
  • Создать и подписать с сотрудником документ, в котором прописаны задачи на период испытания критерии их выполнения.

Последствия несоблюдения:

Если испытание не указано в договоре, уволить как не прошедшего испытательный срок нельзя.

6. Оформление приказа и запись в трудовую книжку

6.1. Приказ о приеме

  • Издается в течение 3 дней после подписания договора (если применяете).
  • Работник знакомится с приказом под подпись.
  • Запись в трудовую книжку вносится в течение 5 дней (ст. 66 ТК РФ).

Ошибки:

  • Неточности в формулировках (например, «принят» вместо «принята»).
  • Ошибки в отражении/неотражении отделов в документах.

Правильное оформление приема на работу – защита от штрафов и судебных исков. Соблюдайте все этапы, учитывайте особенности разных категорий сотрудников, и трудовые отношения будут прозрачными и безопасными для обеих сторон.

Автор

Валентина Яковлева

  • Директор Департамента РЗПиКУ, эксперт по трудовому праву
  • Налоговый консультант
  • Автор более 200 публикаций в СМИ и в профизданиях на тему трудового и налогового права
Начать дискуссию