Разработка тестовых заданий для оценки сотрудников
Создание тестовых заданий для оценки сотрудников — это важный этап в процессе подбора кадров. Правильно составленные тесты помогают оценить уровень профессиональных навыков, знаний и личностных качеств кандидатов, а также позволяют быстро выявить сильные и слабые стороны. В этой статье мы рассмотрим ключевые аспекты разработки тестовых заданий.
Оценка уровня сложности заданий
Первым важным аспектом является уровень сложности тестовых заданий. Он должен быть адекватным тому, что требуется от кандидата на данной позиции. Заказчик должен четко определять, каким образом уровень сложности будет соотноситься с типом вакансии. Например, для младшего специалиста задания должны быть ориентированы на базовые знания, в то время как для старших позиций требуются более комплексные задачи.
При разработке заданий важно учитывать не только общепринятые стандарты, но и конкретные особенности вашей компании. Например, если ваша организация нацелена на инновации, задания для более высоких уровней могут включать нестандартные ситуации, требующие креативного подхода.
Пример: менеджеру проекта можно предложить кейс на управление неожиданными изменениями в проекте.
Формулировка заданий
Формулировка тестовых заданий — это ключевой момент в их разработке. Задания должны быть четкими, однозначными и понятными. Избегайте сложных и запутанных формулировок, которые могут вызвать у кандидата затруднения. Простой и прямолинейный подход позволяет избежать недопонимания.
Пример: вместо задания «Как вы поступите в ситуации, если у вас есть две срочные задачи, и обе требуют немедленного внимания?» лучше формулировать его так: «Вы получили две задачи с одинаковым сроком выполнения: одна из них важнее для вашего отдела, решение другой лежит в плоскости совместной работы с другим отделом. Как вы расставите приоритеты и почему?»
Такой подход не только упрощает понимание задания, но и позволяет глубже оценить аналитические способности кандидата.
Темы и подтемы для оценки
При разработке тестовых заданий важно учитывать ряд тем и подтем, которые необходимы для полноценной оценки кандидата. Темы должны охватывать все ключевые аспекты, связанные с должностью, чтобы избежать ситуации, когда одни навыки проверяются в большей степени, а другие остаются без внимания.
Пример: для позиции специалиста по продажам релевантные темы могут включать: технику продаж, навыки коммуникации, умение работать с возражениями, а также знание продукта и рынка. Важно выделить равное внимание каждому аспекту, так как, например, обширные знания о продукте могут быть бесполезны без навыков активных продаж.
Также стоит уделить внимание актуальности вопросов: темы должны соответствовать современным требованиям и реалиям бизнеса.
Дистракторы и их формулировка
Дистракторы — это неправильные варианты ответов, которые призваны проверить уровень знаний кандидата. Их правильная формулировка крайне важна для создания тестов. Необходимо, чтобы дистракторы были достаточно близки к правильному ответу, чтобы кандидат не мог выбрать его интуитивно.
Пример: вопрос для тестирования знаний о законодательстве. Правильный ответ может звучать «Законодательство о защите данных». Дистракторы могут быть следующими: «Законодательство о защите прав потребителей», «Законодательство о трудовых отношениях» и «Законодательство о корпоративной ответственности». Все дистракторы могут выглядеть правдоподобно и требуют от кандидата глубокого знания темы.
Три типа тестов
1. "Выбор одного"
В заданиях этого типа участнику представляется вопрос с несколькими вариантами ответа, из которых необходимо выбрать только один правильный.
Преимущества:
- Простота и понятность. Участникам легко понять, что от них требуется, что позволяет сосредоточиться на содержании вопросов, а не на их интерпретации.
- Легкость в обработке данных. Результаты таких тестов легко подсчитать, что позволяет быстро оценить уровень знаний или компетенций кандидатов.
Недостатки:
- Ограниченность. Поскольку тест допускает выбрать только один ответ, он может не отражать истинные знания или понимание материала кандидата.
- Может способствовать угадыванию. Участники могут просто использовать случайность при выборе ответа.
Области применения:
Тесты "выбор одного" наиболее эффективны в ситуациях, где необходимо проверить фактические знания, ��апример, базовых понятий в области права, медицины, или знаний о компании и её продуктах.
2. "Выбор нескольких"
В заданиях этого типа участнику предлагается выбрать несколько верных ответов из списка.
Преимущества:
- Глубже оценка знаний. Такие тесты позволяют оценить более широкий спектр знаний, так как участник может выбрать несколько ответов, что даёт возможность продемонстрировать уровень понимания темы.
- Меньше вероятность угадывания. Вероятность случайного выбора верных ответов снижается, что делает результаты более надежными.
Недостатки:
- Сложность анализа. Обработка данных затруднена по сравнению с "выбором одного", так как нужно учитывать множество комбинаций.
- Возможна путаница. Участники могут быть запутаны в вопросах, особенно если содержание нечетко сформулировано.
Области применения:
Тесты "выбор нескольких" эффективно применяются в оценке навыков, где важно учесть множество факторов или точек зрения, например, при оценке аналитических навыков или при тестировании на знание законодательства, где может быть несколько правильных ответов.
Тесты "Ранжирование"
В таких заданиях участнику предлагается расположить элементы в определённом порядке по заданному критерию, например, по убыванию важности или срочности.
Преимущества:
- Контекстуальная оценка. Позволяет кандидату продемонстрировать свои аналитические способности и понимание предпочтений в определённой области.
- Субъективный подход. Участник может выразить своё мнение о том, что является более важным или актуальным, что может быть полезным в контексте конкретной позиции.
Недостатки:
- Сложность в интерпретации результатов. Обработка и оценка таких тестов могут быть сложными, если нет чётких критериев для ранжирования.
- Субъективность. Результаты могут варьироваться в зависимости от индивидуальных предпочтений участников, что может сказаться на объективности.
Области применения:
Тесты "ранжирования" лучше всего подходят для оценки подхода к решению задач, управления проектами или в ситуациях, требующих стратегического мышления, например, в бизнес-планировании или при работе с клиентами.
Распространенные ошибки при составлении тестов
Существует множество распространенных ошибок, которые могут свести на нет усилия по разработке качественных тестовых заданий. Одна из них — это использование слишком сложных или, наоборот, слишком простых вопросов. Если уровень испытаний не соответствует реальным навыкам кандидата, это может привести к искажению результата.
Другой ошибкой является использование двусмысленных формулировок. Всегда важно помнить, что тестирование должно быть объективным и однозначным. Также распространенной ошибкой является недооценка разнообразия навыков: акцент на каком-то одном аспекте может привести к тому, что важные качества останутся незамеченными.
Также не следует забывать о важности предварительного тестирования: перед запуском тестовых заданий на широкую аудиторию стоит проверять их на небольшой группе сотрудников или коллег, чтобы выявить неоднозначности и ошибки.
Будущие тенденции в тестировании
С развитием технологий и искусственного интеллекта, тестирование будет эволюционировать. Использование алгоритмов машинного обучения для анализа и интерпретации данных тестирования позволит более точно оценивать способности кандидатов, а также предсказывать их будущую продуктивность в компании.
Создание высококачественных тестов для оценки навыков — это многоступенчатый процесс, который требует внимания ко всем аспектам разработки и применения. Современные тенденции показывают, что такая подготовка не только оправдывает затраты, но и становится залогом успешного формирования команды, способной выполнять поставленные задачи на высоком уровне.
Автор
Екатерина Васенкова
- Высшее образование: с отличием по направлениям - юридическое (гражданско-правовая специализация) и учетно- финансовая (специализация банковское дело)
- С 2012 года является налоговым консультантом.
- Опыт работы: более 8 лет в международных аудиторских компаниях
- Руководитель управленческой и международной отчетности в крупной страховой компании