Как Аскона теряет лояльных клиентов
Тёмные паттерны в продажах губят LTV
Краткое содержание этой истории:
Я оплатил матрас на сайте Аскона. Потом оказалось, что его нет в наличии и с производства он приедет ко мне через неделю. Спустя две недели тишины я позвонил и мне сказали, что матрас приедет не через неделю, а через 3,5 недели с даты покупки (а с текущего момента еще 1.5 недели). Я отказался ждать и оформил возврат (мучительный процесс, который занял больше недели и 65 минут телефонных разговоров). Оказалось, возврат оформляется в течение 10 дней, то есть, те же 1.5 недели. Получается, что и возврат уже делать не было смысла для экономии времени, но они сами сделали возврат и у меня уже не осталось выбора.
Теперь подробно по шагам весь мой клиентский путь со всеми артефактами и комментариями
Надеюсь, кто-нибудь из Асконы прочитает и починит эти косяки
1. Поиск
В яндексе ищу "Наматрасник 160 на 200 купить". Сразу вижу знакомый бренд "Аскона". Уже покупал у них много чего, в том числе в интернет-магазине
Спойлер: обратите внимание, нигде нет информации что товар НЕ в наличии!
Дальше в Корзину и Оформление заказа
2. Оформление и оплата
До сих пор нет ничего о том, что товара нет в наличии и его можно только заказать в производство с получением почти через месяц, как оказалось позже
То есть, товар в наличии помечается, а товар не в наличии не помечается. Почему? Специально чтобы люди узнавали об этом на самом последнем шаге и попадали на потраченное время с ожиданиями и возвратами как я? Почему на этом месте у всех остальных товаров не написано "Не в наличии"?! Так называемый "тёмный паттерн". Только это не хитрость, а глупость.
3. Оплата
После оплаты мне пришла СМСка со сроком готовности заказа до 14 апреля. Оплата была 7 апреля, нужно ждать неделю
4. Ожидание 7 дней
14 апреля заказ так и не привезли. Я начал искать информацию на сайте в личном кабинете и увидел, что срок готовности заказа там указан уже 1 мая. И сразу начал звонить в поддержку
5. Общение с операторами по телефону
Первый исходящий звонок 14 апреля: я звоню в поддержку, объясняю ситуацию, спрашиваю где заказ, мне говорят, что сейчас передадут информацию в отдел продаж и мне перезвонят. Но мне никто не перезвонил и на следующий день 15 апреля я снова звоню сам и понимаю, что надо записывать всё на диктофон, будет интересно
Второй исходящий звонок 15 апреля (6 минут). Краткое содержание: за первую минуту я объясняю оператору ситуацию, меня просят оставаться на линии, затем пять минут ушлепанской музыки и звонок сбрасывается
Третий исходящий звонок 18 апреля (14 минут). Краткое содержание: минута дозвона, третий раз объясняю ситуацию, пять минут снова объясняю то же самое. Оператор тугой, а я уже злой. Затем опять ожидание на линии 3-4 минуты, и еще 3 минуты бесполезного разговора и меня соединяют с менеджером по продажам, которому я снова рассказываю всю ситуацию, а он не смог ни ускорить заказ, ни оформить возврат, а просто отправил меня звонить на горячую линию
Четвертый исходящий звонок 18 апреля (25 минут)
В этом разговоре я душнил и придирался не только потому что я зануда, а еще потому, что был профессиональный интерес, смогу ли я пробиться через бюрократию, тугие стандарты и скрипты сервисной поддержки. Ну, и еще потому, что я все-таки клиент, который деньги заплатил, а товар не получил, имею право жаловаться
Краткое содержание: снова звоню на горячую линию, 4 минуты дозвона, прошу оператора отменить заказ и вернуть деньги, оператор говорит что возврат уже оформлен! Интересно кто его оформил? Ну ок, этому я только рад, но не тут то было. Теперь оператор говорит что я должен написать заявление на возврат. Тут я уже психую капитально, прошу ускорить процедуру возврата и другие нереальные пожелания по исправлению случившегося косяка
Пятый звонок - входящий (8 минут)
Краткое содержание: тут опять сложно не психовать.. на каждом шаге какой-то косяк, мне нужно заполнить заявление на возврат, распечатав и отсканировав вордовский документ, дальше уговорил оператора принять заявление без распечатки на принтере
6. Возврат
Получил письмо с вложением, как раньше, в 2000-е)
Как оказалось в итоге, хватило и просто реквизитов на почту. Бедные клиенты, кто молча соглашался и всё это делал...
Итоги
Что я, как клиент, хотел изначально - купить матрас онлайн с доставкой через 1-2 дня
Что я получил в магазине Аскона - впустую потратил 3 недели в ожидании матраса и возврата денег, потратил в общем больше часа на общение с пятью сотрудниками по телефону, потратив нервы и лояльность к известному мне бренду. Товар не получил, моя задача не решена
В итоге купил матрас-топпер (наматрасник) на яндекс.маркете с доставкой на следующий день!
Что бы я сделал на месте руководства компании Аскона:
- сделать подробное исследование клиентского пути в онлайне и подсветить для всех отделов проблемные этапы и барьеры, которые снижают итоговую конверсию продаж и лояльность клиентов. Построить нормальный полноценный блюпринт, где будет видно, какие процессы и как влияют на клиентский опыт. Глазами клиентов, глазами сотрудников и глазами бизнес-процессов. Прямо на схеме стрелочками показать сотрудникам связь между внутренними процессами и физическим опытом клиентов
- на всех товарах указывать наличие
- на всех товарах указывать актуальный срок доставки до клиента. На этапе ДО оплаты
- сделать систему рекомендаций и продаж других похожих товаров, если нужного клиенту нет в наличие
- переписать речевые модули (скрипты) всех, кто работает по телефону. Вместо роботизированного оправдания вашей шаблонной бюрократии, первый же оператор мог бы мне просто продать другой похожий товар, сохранив деньги, лояльность и время. Но он не мог, у него ведь есть стандарты общения!
- брать трубку с третьего гудка, а не через 4 минуты
- не оставлять клиента на линии больше одной минуты, либо возвращаться каждую минуту и переносить еще на минуту
- перезванивать когда обещали
- улучшить систему базы обращений, все равно у вас там ничего не написано нормально, все время приходится повторять ситуацию каждому новому оператору
- упростить все бюрократические процессы типа заявления на возврат и тд. Это всё барьеры на пути к лояльности клиентов
"Удержание своих клиентов выгодней, чем привлечение новых. Если 80% ваших продаж происходит не действующим клиентам, то ваш маркетинг, продажи и сервис работают плохо"
Чтобы решить эти проблемы, обращайтесь сюда
Да там собственник свои города поселения строит, ему уже не до матрасов
Обожаю спать на матрасе!
Они тоже называют себя брендом?) Тут надо новое слово для обозначения придумывать, например, дрянд.)