Цифровая экосистема МТС: результаты 2023, планы, стратегия
В эпоху развития экосистем и маркетплейсов довольно трудно сформировать своё конкурентное преимущество и сохранить позиции на рынке. Одна из стратегий в этом случае — следование за лидером. МТС, одним из последних, заявил о своём позиционировании как экосистема и, пожалуй, единственный из всех телекомов. Разберёмся в этом посте с его результатами, планами и стратегией.
Для тех, кому #некогдачитать #стратегия360 #стратегия #экосистема #мтс #насмотренность
👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.
Ключевые финансовые цели МТС:
- Рост телекоммуникационных и новых направлений бизнеса с достижением лидерских позиций (трансформация из Telco в Techno).
- Инвестиции в цифровые продукты.
- Удержание уровня долговой нагрузки компании.
Основные цифры МТС 2023:
- Число абонентов – 81,1 млн
- Число экосистемных клиентов – 15,1 млн
- Выручка – 606 млрд руб.
- Чистая прибыль – 54,9 млрд руб. (+67,5% к 2022 г.)
- Общий долг – 554,6 млрд руб.
- Капитальные затраты – 101,5 млрд руб.
- Чистый денежный поток – 44,8 млрд руб.
- Выплаты дивидендов – 67,2 млрд руб. (размер дивидендов на 1 акцию – 3429 руб.)
От авторов настоящей статьи
Интересно разобраться, сколько дают МТС именно новые направления от сервисов. Из 606 млрд руб. в 2023 г. 75% – услуги связи, 9% – реализация товаров, 14% – финансовые сервисы, и только 2% дают новые направления (в 2022 г. – 1,9%, в 2021 г. – 1,3%). Полагаем, что запуск новых направлений больше связан с:
- удержанием клиентов за счёт высокочастотных, сезонных сервисов;
- формированием добавленной стоимости к услугам основного бизнеса;
- расширением состава сервисов в рамках программы МТС Premium.
Данные усилия вполне себе оправданы: 18,5% абонентской базы МТС являются экосистемными клиентами, и их число растёт. Однако доля новых направлений в выручке за 2022 и 2023 гг. изменилась минимально. Посмотрим, как МТС пройдёт 2024 г.
Учитывая, что компания владеет конечным клиентом (с высокими издержками абонента в случае смены оператора), интересно, сколько компания тратит на рекламу и маркетинг. В 2023 г. такие расходы составили 17,7 млрд руб. или 2,9% от выручки, в 2022 г. – 2,6%, в 2021 г. – 2,4%. Похоже, что продвижение новых сервисов увеличивает бюджет на рекламу, включая ребрендинг и позиционирование себя как цифровой экосистемы.
Для справки: за 2023 г. выручка Группы МТС выросла на 13,5% (что выше темпов официальной инфляции), а OIBTDA (валовая прибыль) на 6,4%, что говорит о том, что компания растёт быстрее, чем её себестоимость продуктов и услуг. Это хороший знак.
Услуги связи Группы МТС выросли на 7,2% в 4 квартале 2023 г. Учитывая, что в целом группа выросла на 13,5%, очевидно, что новые направления драйвят выручку быстрее, чем телекоммуникационные услуги.
👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360и получайте новые статьи каждую неделю.
Новые продукты B2B:
- МТС Линк (ex.Вебинар.ру) – платформа для бизнес-коммуникаций и совместной работы
- Сервисы безопасности (DDoS, антифрод, спам-звонки)
- МТС Exolve (сервисы коммуникаций для бизнеса)
- МТС Маркетолог
Рост участников программы МТС Premium в 4 квартале 2023 г. к 4 кварталу 2022 г. составил 24%, а рост доходов программы – 43%.
Продукты экосистемы:
- ID (авторизация)
- KION (онлайн-кинотеатр)
- Строки (электронные книги)
- Музыка
- Лончер (настройка рабочего стола на абонентских устройствах)
- Защитник
- МТС Travel (бронирование отелей)
- Urent (аренда самокатов)
Хорошие результаты показало направление МТС Live – офлайн развлечения. Только одни сборы мюзикла «Ничего не бойся – я с тобой!» превысили 2,5 млрд руб.
В рамках реализации стратегии МТС использует инструменты неорганического роста. Так, в 2022 - 2023 гг. Группа МТС приобрела:
- Разработчика платформы programmatic-рекламы (для усиления собственной рекламной вертикали бизнеса, а также увеличения доли на рынке).
- Региональных операторов фиксированной связи (расширение последней мили в регионах).
- Разработчика телематических решений для управления коммерческими автопарками (развитие интернета вещей в сегменте транспортной телематики).
- Финансовую организацию.
- Компанию-разработчика компьютерного зрения и машинного обучения (расширение портфеля в области искусственного интеллекта за счёт развития направлений видеоаналитики и повышения потенциала экосистемы).
- Компанию-разработчика охранных систем (развитие направления «Умный дом»).
- Оператора бронирования отелей (развитие направления в сфере путешествий и туризма).
- Платформу для видеоконференций (решения для бизнеса).
Стратегия МТС на 2024 год
В мае 2024 г. МТС презентовала новые цифровые решения в рамках «МТС Платформа 2024». Были озвучены планы по цифровому пространству МТС VERSE для взаимодействия с продуктами экосистемы («Создай аватара и погрузись в цифровое пространство»), секретарю (голосовому помощнику) с использованием ИИ, развитию видеоплатформы NUUM (российский ТикТок), разработке собственной облачной платформы.
От авторов настоящей статьи
Конкуренция экосистем нарастает, и МТС, похоже, делает ставку на развитие своей технологичности, максимальном удержании абонента в физическом и виртуальном пространстве, несмотря на отказ многих от хайпа метавселенных. Какая базовая транзакция победит (Сбер – банк, VK – социальные сети, Яндекс – поиск и портал) – интересный будущий кейс (надо разобрать и их результаты, сравнить). Пока очевидно одно: в телефоне с мобильной связью мы точно проводим больше времени. Удастся ли МТС переключить своих абонентов (81 млн) на свои сервисы, покажет время. Учитывая развитие сетей 5G, МТС точно готовится к тому, чем загрузить каналы связи.
Не исключено, что МТС пойдёт на расширение ритейла (имея банк, салоны связи и их трафик, опыт работы с реализацией товаров). Логичным с точки зрения стратегии для МТС будет развитие медиаконтента (как для добавленной ценности для рекламного направления бизнеса, так и для самостоятельных сервисов, например, «ПАО «МТС» могло бы расширить свою экосистему вертикалью образовательных технологий»), а также за счёт контента, создаваемого пользователями (https://pokolenie.mts.ru/contests).