«Делегированию – нет!»: как собственники загоняют бизнес в тупик

«Делегированию – нет!»: как собственники загоняют бизнес в тупик

Малый бизнес часто упирается не в нехватку клиентов или ресурсов, а в страх собственника перед ростом: развиваться дальше, нанимая руководителей, или остаться в зоне комфорта? Делегирование пугает — а вдруг новый руководитель не справится, команда развалится, а бизнес потеряет набранные темпы? Разбираем, как преодолеть этот барьер, выстроить эффективное руководство и сохранить командных дух при масштабировании.

Что руководитель делает для бизнеса

В любой компании каждый сотрудник приносит конкретную пользу, создавая определенный ценностный результат: сапожник чинит обувь, программист пишет код, продажник заключает сделки. Но какую конкретную ценность создает руководитель? У него тоже она есть — и это не просто следить за выполнением задач, но и принимать управленческие решения, обеспечивать реализацию проектов и нести ответственность за то, что получается на выходе.

Сотрудники часто не до конца понимают, зачем им руководитель и более вышестоящий над ним начальник. В отличие от линейных специалистов, чья ценность очевидна, функции начальства кажутся размытыми — «зарплату согласовывает, отпуска утверждает».

На самом деле у любого руководителя (от менеджера до CEO) есть два ключевых результата — один для вышестоящего руководства, другой для подчиненных. Для сотрудников его главная ценность в том, что он помогает им достигать KPI, устраняя препятствия и ускоряя процессы. Чем больше команда, тем важнее становится этот фактор: CEO нуждается в замах, руководители направлений — в начальниках отделов и тимлидах. Все они нужны, чтобы сотрудники могли работать эффективно.

Три ключевые ценности руководителя для бизнеса:

  • Ответственность за рост и развитие команды. Руководитель должен быть первопроходцем и мотиватором для своей команды. Он должен развиваться, внедрять новые инструменты, повышать квалификацию и создавать условия для роста сотрудников. Ключевая задача — обеспечить команду инструментами, которые помогут работать быстрее, эффективнее и качественнее. Команда должна хотеть с ним работать, чтобы расти в хард и софт-скиллах.
  • Быть «талисманом» и опорой для команды. Хороший руководитель — это сильный лидер, который вдохновляет. Подчиненные должны чувствовать, что их руководитель всегда защитит перед высшим руководством и поддержит. Именно благодаря его энергии и вере в предлагаемом пути развития команда будет работать с максимальной отдачей, ощущая уверенность в завтрашнем дне. Подчиненные точно понимают, что сам руководитель искренне верит в достижимость обозначенных целей и знает как именно их достичь.
  • Эталон soft-скиллов и командной культуры. Руководитель должен быть примером для своих сотрудников, как в хард-, так и в софт-скиллах. Он создает атмосферу доверия и уважения, необходимую для плодотворной работы целостной команды.

Если вы руководитель, менеджер или даже CEO, посмотрите на себя глазами подчиненных. Попробуйте ответить себе на эти вопросы, кем вас видят подчиненные, и что вы для них значите?

Почему собственники боятся делегировать

Страх перед ростом в малом бизнесе часто связан с опасениями за команду. Собственник переживает, что его компания потеряет душу, когда новый руководитель заменит его. Ведь до этого он был не просто начальником, а «энергией» для коллектива, тем человеком, который «держал» команду.

Это связано с тем, что любые изменения в команде, особенно такие яркие, как появление нового руководства, могут нарушить существующие связи и гармонию, которая уже сформировалась внутри коллектива. Важно понимать, что делегирование — это не утрата контроля, а возможность привнести свежую энергию и масштабировать бизнес.

Как передать управление и сохранить командный дух?

Очень важно при замене отслеживать, насколько новый руководитель встраивается в сформированную «незримую структуру» связей, отношений и ожиданий.

Три основных сценария смены руководителя:

  • Бесшовная интеграция. Новый руководитель органично встраивается в команду, привносит свежую энергию и усиливает рабочие процессы. Команда принимает его без сопротивления, и работа становится еще эффективнее.
  • Конфликт и отторжение. Новый руководитель не находит общего языка с коллективом, что приводит к напряжению, падению мотивации и риску массового ухода сотрудников. В таких случаях приходится быстро менять управленца, чтобы сохранить команду.
  • Ставка на нового лидера. Если ценность нового управленца выше сохранения старой команды, происходит полное обновление — вокруг него формируется новый коллектив, соответствующий его стилю работы и задачам компании.

Совет, чтобы избежать разрушения команды при передаче власти, важно заранее позаботиться о ее адаптации: формируйте неформальных лидеров. Эти сотрудники смогут помочь новому руководителю быстро интегрироваться в коллектив и создать необходимую атмосферу для нормальной работы. Больше о главной задаче владельца компании здесь.

Ключ к успешному масштабированию

Рост малого бизнеса требует не только стратегий, но и готовности собственника делегировать ответственность. Главная задача его — не удерживать контроль любой ценой, а выстроить систему, в которой команда работает эффективно и самостоятельно. Не бойтесь расти и доверять управление другим — именно так компании получают ресурс для обновления и выходят на новый уровень, не теряя идентичности.

Если вам интересно узнать больше — подписывайтесь на мой ТГ-канал и следите за новыми публикациями здесь. А в комментариях расскажите, легко ли вы делегируете задачи в жизни и бизнесе?

11
22 комментария