5 ошибок в разработке стратегии, которые делают даже сильные компании. 5 решений, чтобы не повторить их

5 ошибок в разработке стратегии, которые делают даже сильные компании. 5 решений, чтобы не повторить их

Стратегическая сессия проведена. Документы подписаны, планы утверждены. А через месяц – ничего не работает. Идеи оказались оторванными от реальности. Команда не верит в стратегию. Никто не понимает, что делать дальше. Мы собрали ТОП-5 ошибок, которые совершают компании при разработке стратегии и рассказали, как их избежать.

Содержание:

1. Начинать с поиска ответов, а не с поиска вопросов

Первым делом начать придумывать идеи 一 это как стрелять из пушки в небо в надежде, что ты попадешь. Возможно, это вообще не та область, в которую нужно целиться. Без постановки хороших вопросов не понятно, о чем стратеговать.

Искать стратегические вопросы не так просто, как может показаться на первый взгляд. “Как нам получить миллион денег в следующем году?” 一 не стратегический вопрос. Здесь придется покопаться поглубже:

Стратегический вопрос 一 это способ диагностировать наши слепые зоны. Чтобы стало понятнее, вспомните стадии обучения:

  • Стадия неосознанной некомпетентности 一 я не знаю, чего я не знаю.
  • Стадия осознанной некомпетентности 一 я знаю, что я чего-то не знаю.
  • Осознанная компетентность 一 я что-то выучил, но это не стало моим навыком.
  • Неосознанная компетентность 一 у меня есть навык и я даже не задумываюсь, как он работает. Это как кататься на велосипеде: первые разы приходится напрягать все свои извилины, чтобы понять, как эта штука работает. А потом оно получается само собой.

Когда мы начинаем работу над стратегией, мы должны перейти от первой стадии ко второй, то есть понять, чего мы не знаем. Именно это означает, что у нас появился задачник для стратегической сессии.

Стратегические вопросы — это вопросы самого верхнего уровня, увиденные с высоты птичьего полета (есть такое понятие в бизнес-сленге: helicopter view). Это слепые зоны организации, те области незнания, которые нам нужно подсветить, чтобы выработать свою стратегию роста. Это вопросы, на которые у компании сейчас нет хороших ответов/решений. И очень здорово, если мы нашли такой вопрос, на который и у ваших конкурентов тоже нет ответов — он указывает на возможное УТП, уникальную конкурентную стратегию!

Пример стратегических вопросов
Пример стратегических вопросов

У нас есть целая статья про поиск стратегических вопросов:

В своих проектах мы ищем стратегические вопросы в личных интервью с ТОПами. Наша команда провела уже 3 500+ интервью. У нас наработаны хорошие компетенции в поиске этих вопросов. Но вы можете найти их и самостоятельно. Где искать:

1. Поговорите с ТОПами 1-го и 2-го уровня иерархии. Подготовьте несколько хороших открытых вопросов, например:

  • «Есть ли у нас слепые зоны? То, чего мы как команда не знаем или не понимаем?»
  • «Наша долгосрочная стратегия – на какой вопрос она должна отвечать?»

2. Глубже изучите состояние бизнеса: какие крупные проблемы есть в компании сейчас, куда хочется прийти, каких компетенций или инструментов для этого не хватает

3. Изучтите внешнюю среду: какие возможности или вызовы есть на рынке?

Вас может заинтересовать:

2. Придумывать стратегию “из голов”

Разрабатывать стратегию без какой-либо аналитической подготовки 一 это как перелопачивать собственные стереотипы, старые и привычные действия в какую-то новую форму. Это может сильно отличаться от того, что диктует нам сегодняшний мир. Получается так, что мир изменился, а мы не перепрошились. Если мы не сделаем обзор конкуренции, трендов, поведения клиентов, новых технологий, … мы по сути дела останемся жить в старых иллюзиях.

Человек очень медленно меняется по сравнению с миром. Поэтому главная цель аналитик 一 это сформулировать обновление мира в компактном виде и подать его как пищу для размышления на стратегической сессии. Мы живем в информационном пузыре, а аналитики позволяют нам этот пузырь прорвать.

Пример карты аналитик для производственной компании
Пример карты аналитик для производственной компании

Вот еще доказательства важности аналитики:

  • Формулируя цели не опираясь на аналитику, просто пальцем в небо, есть риск завысить их, сделать их нереалистичными. Заманчивая, но не оцененная цель, например, “вырасти х3 за год”, может стоить вам многих ресурсов, когда окажется, что финмодель не сходится.
  • Рынок уже перешёл на удалённую работу, а вы продолжаете искать сотрудников только в офис? Рекламные каналы подорожали, а бюджет остался прежним? Если не учитывать тренды, которые буквально дуют в спину, можно оказаться в проигрыше перед конкурентами, которые адаптировались быстрее.
  • Поставили цель масштабироваться, но не оценили емкость рынка, на который хотим выйти. И вот уже все ресурсы направили на битву за рынок, который оказался алым океаном, в который вообще нет смысла идти.

3. Преждевременно включить “решалу”

У любого руководителя накоплен очень большой опыт. И этот опыт — одновременно его сила и его слабость. Когда появляются новые идеи, мозг сразу начинает фильтровать их через призму прошлого: «Это не сработает, потому что…». А дальше:

  • Идеи проходят через жесточайшее сито критики.
  • Участники сессии демотивированы придумывать что-то новое, потому что у шефа есть ответы и причины, почему те или иные идеи не могут быть реализованы.

Поэтому на сессиях мы всегда очень четко и трепетно относимся к фазе дивергентного мышления и запрещаем кому-либо оценивать и критиковать. Сразу перейти к процессу оценки первой пришедшей в голову идеи, не успев подумать о разнообразных альтернативах возможного решения задачи, это как вступить в брак с первым встречным человеком, который улыбнулся нам на улице).

Дивергентное мышление – это поиск разнообразия, это процесс созидания, генерации новых идей.

Конвергентное мышление характеризуется сведением вместе (синтезом) информации и знаний, сосредоточением на решении конкретной задачи. Конвергентное мышление надо включать тогда, когда завершен дивергентный этап.

Если оценка выключена, люди начинают соревноваться в придумывании разных идей. А если оценку не выключили 一 они начинают соревноваться в том, кто накидает больше аргументов “против” и кто покажет себя экспертом.

Вместо того, чтобы включать решалу, наша задача 一 включить фантазера, исследователя, креатора. Нужно создать условия, чтобы люди начали придумывать, чтобы им никто не мешал фантазировать. Главный KPI здесь 一 количество, которое позволяет разогнать творческое креативное мышление и придумать что-то новое.

Мы подготовили для вас памятку по мозговому штурму. В ней подробнее описаны 2 типа мышления. Она поможет вам провести мозговой штурм так, чтобы создать прорывные идеи для развития вашего бизнеса

5 ошибок в разработке стратегии, которые делают даже сильные компании. 5 решений, чтобы не повторить их

Первым делом на мозговом штурме в ход идут уже сформированные в головах мысли и идеи. Аналитика же становится триггером для нового. В итоге мы получаем большой набор идей из которого мы гарантированно можем найти что-то, что является значимым для компании в будущем.

Еще одна полезная функция аналитики 一 это получить веру, что мы придумали все, что можно, а значит, из этого есть, что выбирать.

Как аналитика помогает в процессе:

  • Создает уверенность, что мы рассмотрели все возможные варианты. Когда перед нами широкий набор решений, пропадает страх: «А вдруг мы не придумали что-то важное?».
  • Обеспечивает более осознанный выбор. Если идей мало, мы выбираем из ограниченного пула старых решений. Если идей много, мы точно знаем, что выбрали лучшее.
  • Повышает веру в стратегию. Когда команда уверена, что процесс был проведен правильно, она с большей энергией будет реализовывать выбранную стратегию.

4. Разрабатывать стратегию узким кругом ТОПов

Многие руководители уверены, что они лучше остальных понимают рынок. Ведь к ним стекается вся информация, они мыслят стратегически, видят тренды и держат ситуацию под контролем.

Поэтому они предпочитают разрабатывать стратегию узким кругом из 3-5 человек и потом просто «спускать» её вниз.

Это почти всегда плохая идея:

Отрыв от реальности. ТОПы получают только крупные сигналы — серьезные проблемы или возможности. Детальная информация «с полей» к ним не доходит.

Меньше людей — меньше идей. Чем меньше участников, тем выше риск зациклиться на одном сценарии. В стратегии важен веер решений, а не один вариант «по наитию».

Прорывные идеи могут прийти снизу. Это не значит, что эта идея обязательно должна стать стратегией, но высок шанс, что мы увеличим разнообразие идей благодаря тому, что будет больше людей.

Команда теряет вовлечённость. Мы лишаем команду веры, что они “родители” стратегии. Они должны встать в позицию исполнителя. Это гораздо худшая мотивация, чем стать “родителем” стратегии. Когда человек причастен к стратегии, он мотивирован её реализовывать.

Кого звать на стратегическую сессию?

Берите не только ТОПов, но и ключевых сотрудников — тех, кто уже доказал свою лояльность, компетентность и готов участвовать в реализации стратегии.

Проведение стратегической сессии

Состав участников формируется из 20% сотрудников вашей компании, которые влияют на 80% ее результатов. В компании с числом сотрудников до 200, это около 20 человек. Если в вашей компании 1 000+ человек, то возьмите 20% от этих 20%. Получится около 40 человек, которые определяют будущее компании. В очень больших компаниях уже нужно делить по подразделениям.

5. В угоду времени считать, что хорошую стратегию может написать чат GPT

Сегодня многие люди, набаловавшись, считают очень соблазнительным получить советы по стратегическому развитию от искусственного интеллекта. Чат GPT действительно может поучаствовать в процессе разработки стратегии, но ему нельзя доверить все целиком. Почему?

  • ИИ не обладает контекстом вашей компании – его идеи будут либо слишком банальными, либо неприменимыми.
  • ИИ – это инструмент, который зависит от качества промпта. Чтобы получить релевантные идеи, важно учитывать специфику, задавать детализированные вопросы, описывать бизнес-модель, ожидания и цели компании. Если промпты слабые – на выходе будут только банальные советы.
  • ИИ может выдать десятки идей, но не сможет их оценить с точки зрения реальности для вашей команды, финансовых и операционных ограничений, стратегической перспективы. Поэтому после генерации идей нужен человеческий фильтр, который переварит информацию, оценит релевантность идей, превратит их в реальный стратегический план.
Советы по генерации идей с помощью чата GPT
Советы по генерации идей с помощью чата GPT

ИИ – полезный инструмент, но не стратег. Его можно использовать для поиска идей, трендов, вариантов решений.

Но доверять ему стратегию нельзя. Настоящая стратегия – это не просто список идей, а четкая система, привязанная к возможностям компании и реальному инструментарию.

Вы сталкивались с какими-то из этих ошибок? Или может быть, я что-то забыл? Пишите в комментарии, буду рад вашему мнению

Автор статьи: Максим Поклонский
Основатель стратегического акселератора План-С, архитектор и модератор стратегических сессий.

Сессия показала, что, несмотря на то, что присутствовали как "старые" сотрудники, так и вновь пришедшие в компанию, все думали в "унисон", никто не остался равнодушным. Слаженная командная работа была построена на эмоциональном единстве, разделении ценностей компании, всё это вызвало чувство удовлетворения.

сказал участник стратегической сессии BEST Крепёж

Мы помогаем компаниям находить свои ограничители и точки роста, и, в итоге, развивать свой бизнес быстрее и прибыльнее! Присоединяйтесь!)

1
Начать дискуссию