Главные советы стартаперам и инвесторам на 2023 год

Я написал 28 статей, опираясь на интервью с венчурными инвесторами и различного рода стартаперами, которые принимали участие в Российском венчурном форуме в Казани 16 марта, ключевым соорганизатором которого выступает Евразийский центр инноваций. Переработав весь материал, я выделил самые необычные, но дельные советы, которые могут помочь как начинающим, так и опытным стартаперам и бизнесменам.

Как и бывает у ВЦИОМ — первые 100 мнений и идей разные, а затем они повторяются. Точно так же и тут. Благодаря 28 интервью я выявил основные фишки и принципы ведения бизнеса и инвестирования.

10 советов, которые я вынес из интервью

1. Выкачивайте из инвестора знания, а не деньги

Многие из спикеров отмечали понятие «smart money» и тезис о том, что инвестор может помогать не только деньгами, но и опытом, знаниями. Обычно бизнес-ангелы — специалисты из многих сфер. К примеру, опытный маркетолог может для дополнительного заработка начать инвестировать. Тогда будет смысл привлечь этого инвестора к части маркетинга: у него есть связи, у него есть какой-то опыт, экспертиза. Постарайтесь выкачать из этого человека всё, в хорошем смысле. Будьте жаждующими знаниями: хороший инвестор, наш условный маркетолог, расскажет и покажет, как определять и сегментировать целевую аудиторию. А если нужно, привлечет своих друзей специалистов.

2. Выходите на международный рынок

Российский рынок — это хорошо. И так как многие ниши сейчас освободились, самое время его завоёвывать. Однако, нужно мыслить шире. Посмотрим на ситуацию в мире: сейчас европейский и американский рынок — это «кровавый океан», полностью переполненный и перегруженный рынок. Там, мягко говоря, не будет перспектив. Напротив, есть «голубой океан» в виде азиатского и латиноамериканского рынка. Некоторые спикеры, эксперты в области работы с Латинской Америкой, отмечали: тренды на российском рынке активно отслеживаются другими рынками. И те, кто сейчас этот тренд задаст, кто будет первым, тот встанет во главу и сможет контролировать не только Российский рынок ближайшие 20-30 лет, а также и влиять на латиноамериканский. Звучит нереально. Но у нас же освободились многие ниши: можно копировать стратегию американских и европейских лидеров и идти завоевывать рынки.

3. Инвестируйте в себя, в команду

Самая главная инвестиция, которая может быть, это инвестиция в себя и свою команду. Выбирайте тех людей, у которых схожие ценности. Говоря маркетинговым сленгом, выбирайте тем, с кем «по кайфу». Во-первых, упростится коммуникация. Во-вторых, посредством упрощения коммуникации, повысится эффективность работы. Кроме того, важно выбирать инвесторов с похожими ценностями и интересами по тем же причинам. Что касаемо инвестиций — развивайтесь и развивайте команду. Как говорил Игорь Малинин, основатель медиа холдинга «The Business Pill» и сооснователь площадки Inni, «ИЗменяйте свою команду к лучшему».

4. Развивайте soft skills. Особенно это касается правильной презентации себя или проекта

Помимо базовой пользы софт скиллов, которая заключается в умении коммуницировать и развивать нетворкинг, сейчас очень важно уметь красиво запитчить продукт. Рассказать о продукте/себе/команде в 30-60 секундах — талант. Но талант появляется из задаток, его можно развить. Почему это важно? Как отмечают многие стартаперы и инвесторы, если вы умеете рассказать в двух-трёх предложениях о себе и своём продукте, шанс того, что в вас инвестируют, гораздо выше. Качайте навыки коммуникации, учитесь рассказать о себе вкратце так, чтобы все инвесторы захотели в вас вложиться.

5. Не останавливайтесь, пока не добьётесь результата

Одни и те же гениальные мысли могут прийти разным людям. Поэтому, пока именно вы не воплотите свою гениальную мысль в жизнь, это сделает другой человек. Даже если совсем не идёт, если вы верите в идею, если вы горите своим делом, идите вперёд. Упорство и труд — основа всех успешных инвесторов и бизнесменов с Международного венчурного форума.

6. Чтобы получить инвестиции, убедитесь в 2 вещах

Обычно инвесторы выбирают, вкладываться или нет, по 2 критериям. Многие сервисы и форумы скажут, что у них есть 100 критериев, но, по сути, они все сводятся к двум. Первое — если ваш продукт уже зарабатывает. Это, на самом деле, и есть отличительный признак стартапа и бизнеса от идеи. Риск вложиться в идею — 95%. Риск вложиться в стартап, который уже делает деньги — 70%. Сейчас, когда инвесторы снижают оценки и гораздо серьёзней относятся к выбору проектов, 25% очень сильно повлияет на их выбор. На форуме эту особенность отмечало 90% инвесторов. Думаю, это была достаточно репрезентативная выборка, чтобы сделать вывод по большему числу инвестору.

Вторая вещь, по которой выбирают проект, сами люди. Если грамотно выстроена коммуникация в команде, если тимлид может рассказать о себе и проекте в 30 секундах, если в команде взаимодействие идёт «как по маслу», тогда инвестор более склонен к тому, чтобы вложиться. Опять же, люди инвестируют в людей. А инвесторов от стартаперов, если присмотреться, не так уж и много что отличает.

7. Не говорите инвестору, что у вас нет конкурентов

Это дурной тон, говорить, что у вас нет конкурентов. Чаще всего для инвестора это означает 3 вещи.

1. Вы плохо изучили маркет и не знаете своих конкурентов

2. Продукт плохой, поэтому не продаётся

3. Вы врёте

Любой из трех исходов не очень выгоден для стартапа. Поэтому, совет по жизни, который дали 80% спикеров — будьте честны. Не нужно оправдываться, не нужно лгать.

8. Пользуйтесь возможностью венчурных инвестиций

Из-за огромного количества открытых ниш, сейчас венчурные инвесторы активно ищут себе проекты, которые станут лидерами на рынке через следующие 5-10 лет. В добавок к тому, в последнее время развивается тренд на венчурные инвестиции. Сейчас гораздо больше программ по всей России, чем 5 лет назад. Одним из таких примером может быть Евразийский центр инноваций, который проводит подобные мероприятия. В 2023 году форумы для инвесторов и стартаперов тяжелее не найти.

9. Отстраивайтесь от digital

Люди любят людей. Это может показаться вам странным, что в 21 веке, в эру технологий, нужно отстраиваться от технологий. Информационный шум, баннерная слепота, сейчас становится сложнее и сложнее продвинуть товар онлайн. К примеру, личный кейс. Мы с ребятами из New Media Lab организовывали кейс-чемпионат. Мы сделали огромную PR-кампанию. И лидерами по привлечению людей были: таргетинг, личные связи и постеры по вузу. 2/3 это взаимодействие в реальной жизни с человеком. По поводу отстройки от digital я имею в виду то, что не нужно пренебрегать офлайн инструментами продвижения. Если ваша аудитория любит листовки, продолжайте их делать. К заказу на ваш товар давайте ещё дополнительную визиточку. Всё, что связано с офлайн всегда будет в тренде.

10. Будьте вариативными

«Никто не ожидал чёрного лебедя в лице закрытия ряда площадок», — Игорь Малинин. И никто не знает, как будет дальше. Наш рынок остаётся стабильно нестабильным. В связи с этим, будьте максимально вариативными. Ведите vc.ru, Дзен, ВК, телеграм, обращайте внимание на новые площадки. Проведите аналогию с заработком. Все знают, что лучше держать деньги в разных местах, чтобы не потерять всё сразу. Также и с информацией, контентом и нетворкиногом.

Надеюсь, вам было интересно и полезно послушать эти 10 советов. Если это так, напишите комментарий и поставьте лайк. Это мне поможет развиться и донести умные мысли для большего количества людей.

44
12 комментариев

Время перемен — самоё весёлое и щедрое на возможности! Настоящие сёрферы волну оседлают)))

2
Ответить

ты сёрфер, Гарри

2
Ответить

В целом очень важный актив это медиаактив сегодня. Многие пренебрегают им, но поплатятся однажды..)

2
Ответить

И важно, чтобы была трансмедийность. Многие забывают о том, что у площадок разная целевая аудитория, и постят один и тот же контент везде

2
Ответить

Самый главный совет: Подавляющее кол-во инвесторов которых вы встречаете это ненастоящие сварщики, которые занимаются только позерством и не имеют активного фонда.

1
Ответить

И «стартаперов» таких полно)

1
Ответить

Конечно. Большинство этих ангелов, инвесторов, это банальные штрейкбрехеры, которым важно просто подсосать идею и реализовать силами своей команды, ну или идиоты, которые зарабатывают копейки собственным лицом, замеченным на знаковых тусовках.

1
Ответить