Продажник от бога: что не так с активными продажами

Хороший продавец продаст кому угодно что угодно. Зимой чукче снег, летом папуасу валенки, мы это все отлично знаем. И неистово ищем именно таких. А что происходит, когда нанимаем?

У меня тут завязалась дискуссия с одним клиентом.

Может системная ошибка в том, что мы у себя семь лет строим продажи, а на самом деле никаких продаж у нас нет?

— говорит мне маркетолог нашего клиента и загадочно смотрит в рекламную кампанию

— Поясни, в каком смысле, продаж нет?

— Ну смотри. Мы медтех, мы делаем ассистивную штуку. Если мы будущему пользователю этой штуки говорим "Приятель, это незаменимая вообще вещь, купи, она сделает тебя счастливым", и он покупает, но не становится счастливым, мы вроде продажу сделали, план выполнили, но мы кто после этого?

Я думаю, что нам продавать нельзя

— делает он заключение

И мы ныряем, как я люблю, глубоко в экзистенциальные вопросы и терминологию.

Если залезть в Википедию, мы увидим, что продажи — это процесс обмена товара или услуги на деньги. В техническом смысле, так оно и есть.

Но когда включаешь голову, понимаешь, как опасна эта формулировка. Вы уже отлично поняли, что я имею в виду, поэтому перейдём сразу к ответу на вопросы, в чём беда и что делать.

Почему плохо, когда отдел продаж продаёт без оглядки на пользу для клиента

  • Бесконечные возвраты, если ваш бизнес предполагает возвраты в принципе
  • Плохая репутация, недовольные клиенты, дурная слава на рынке, как следствие с вами не очень-то хочется работать — ни в этом вашем бизнесе, ни в последующих. Да и нанимать сложно, потому что даже если вы платите тыщу-миллион-до-неба денег, после работы у вас людям сложно куда-то в адекватное место попасть
  • Низкий процент повторных продаж = низкий LTV, и как следствие стоимость привлечения клиента должна быть такая, чтобы она окупалась с первой сделки, потому что второй скорее всего не будет
  • Спать будете плохо, если понятие порядочности вас хоть как-то касается :)
  • Обесцените продукт. Если изначально вы создавали что-то классное, то продажи лишь-бы-продать способны уничтожить всё ценное, что есть в продукте, потому что клиент в елейном потоке НЛП-речи менеджера просто не услышит, какую крутую вещь покупает
Рандомная фотка, потому что без фоток вы ни черта не читаете. Вот так выгляжу я, а <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Ft.me%2Fwhoispotemina&postId=1189986" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">вот так — мой телеграм-канал.</a>
Рандомная фотка, потому что без фоток вы ни черта не читаете. Вот так выгляжу я, а вот так — мой телеграм-канал.

Как не создать у себя гиперактивный отдел продаж

  1. Опишите, кто не является вашей целевой аудиторией и кому мы не продаём. Такое есть не в каждом бизнесе, но мне например страшно нравится табличка на одном магазине: "мы не продаём квадрокоптеры лицам младше 16 лет" — ребята знают, что дорогая и чувствительная к неаккуратному обращению техника может принести много неприятностей и магазину, и семье, если куплена подростком без согласования с родителями.
  2. Опишите ценность продукта текстом. Она может быть разной для разных сегментов ЦА, это нормально.
  3. Аккуратно ставьте план по продажам. Он должен быть реалистичным и корректно связан с системой мотивации. Простыми словами, если у менеджера фикс 20К и бонус 200К при достижении плана от 100% и выше, а план выше гор, то чтобы каждый месяц платить свою ипотеку, он либо работу поменяет, либо будет продавать любой ценой. Тут кстати отдельная статья про систему мотивации есть
  4. Смотрите, кого нанимаете. Смотрите на предыдущий опыт и то, как человек разговаривает. Не предлагайте ему на собеседовании продать вам ручку. Дайте на собеседовании несколько кейсов, одним из которых выберите "что будешь делать, если клиенту не нужен продукт"
  5. Создайте достаточно инструментов для продаж. Пусть у вас будет внятная книга продаж, в которой хорошо описано, как, что, кому и зачем мы продаём — с примерами и шаблонами. Тут в статье пошагово описывала, как и зачем её делать
  6. Поймите, чем занимаются ваши менеджеры. И разгрузите их от холодных звонков и "прохождения секретарей", если вы хотите, чтобы они с умом выясняли задачи каждого клиента и вникали, принесёт ли клиенту ваш продукт пользу
  7. Найдите способ убедиться, что клиент пользуется продуктом и продукт решает/решил его задачу. Тут миллион способов от замера NPS до работы с consumption и customer success (напишу я про это подробно когда-нибудь?!)

Это не значит, что

  1. У менеджеров не должно быть амбициозного плана по продажам
  2. Клиентам не надо рассказывать о преимуществах продукта
  3. Клиента не надо подталкивать к покупке

Это значит, что вы должны создать такую среду, в которой ваш отдел продаж отлично понимает, какому клиенту какое решение подойдёт, умеет объяснить это клиенту и сформировать у него спрос, если точно знает, что клиенту это на пользу, и может влиять на сроки принятия решения, чек и удовлетворённость клиента сделанным выбором

А продавать кому угодно лишь бы купили — это от лукавого.

У нас тут есть телеграм-канал, где мы публикуем кейсы и алгоритмы из работы продаж и маркетинга, и консалтинговая компания, в которой эти самые кейсы прорастают. Приходите почитать. И поболтать приходите, если ваши задачи похожи на то, что мы умеем делать!

44
Начать дискуссию