Q-Commerce и E-Commerce: в чем отличия и что перспективней
Разбираемся в тонкостях терминологии.
Во время пандемии люди окончательно подсели на быструю доставку и, кажется, не собираются отказываться. Эксперты считают, что рынок q-commerce (быстрой доставки) вырастет ещё на 25%. Правда уже сейчас компании сталкиваются с трудностями, чтобы просто выжить в этом гремучем океане.
Давайте проведем черту между e-commerce и q-commerce. В первом доставка осуществляется не сразу (более 1 дня), а в q-commerce — за 15-60 минут. E-com предоставляет покупателям полный ассортимент товаров, а в быстрой доставке ассортимент ограничен — продуктами и FMCG. Cклады в e-commerce — за городом, в q-commerce — небольшие в спальных районах.
Q-commerce (быстрая коммерция) работает с максимально быстрой доставкой. Скорость достигается за счет сетей дарксторов и партнерств с локальными магазинами. Q-commerce отличает внезапность спроса: все мы знаем это не понаслышке — закончились соль, напитки, бытовая химия — сразу в приложение!
Q-commerce бьется с большими вызовами:
- Логистическая нагрузка
Увеличение объёмов заказов усложняет менеджмент и растет количество ошибок.
- Сложность прогнозирования
Ограниченный ассортимент с высокой оборачиваемостью — два слона, на которых зиждется q-commerce. В условиях растущих объемов требуется максимальная точность прогноза.
- Отсутствие данных онлайн
Спасение — конечно ИИ
ИИ выводит q-commerce на новый уровень: от предиктивной аналитики до персонализации.
- Расширение ассортимента
Изначально q-commerce ассоциировался с товарами повседневного спроса (продуктами питания). Но диверсификация ассортимента — тренд, в который успели залететь все крупняки. Теперь многие q-commerce вышли за пределы магазина у дома и продают косметику, товары для дома, электронику, одежду и обувь.
- Персонализация клиентского опыта
Аналитики выделяют кастомизацию как один из ключевых трендов последнего времени. Уже сейчас AI активно используется в e-com для создания рекомендаций, учитывающих предпочтения клиентов.
- Управление запасами в динамике
Благодаря автоматизации запасы будут пополняться прежде чем закончатся, а скоропортящиеся товары вовремя списываться.
Резюмируя, в q-commerce стоит заходить с большими инвестициями и богатым опытом работы в ритейле. В e-commerce — иначе, зайти может каждый с небольшим чеком и базовым набором знаний.
JVO и e-commerce
Компании в e-com используют информацию о лидах и покупателях — как зовут, где проживают, чем интересуются, какие есть привычки. Это помогает персонализировать предложения — обращаться по имени, предлагать товары, которые могут заинтересовать. На сегодняшний день в e-commerce всё упирается в предиктивную аналитику.
В модель закладывают анализ большого количества факторов и KPI — они используются для настройки персонализированных скидок, акций и предложений. Модели оценивают готовность потребителя приобрести товар по времени года, дню недели, активности конкурентов — селлеры могут растить прибыль за счет динамического ценообразования и правильной отгрузки товаров.
JVO, например, ежедневно отслеживает действия ключевых конкурентов и предлагает внести в карточку продавца те изменения, которые продвинут ее в топ выдачи. Надо понимать, что алгоритмы JVO AI обучены на массиве e-commerce данных, поэтому система рекомендаций по каждому артикулу проводит многоуровневый скоринг каждого артикула, находит проблемы и точки роста и формирует готовые задания-решения для их исправления.
JVO решает ключевые проблемы крупных селлеров и компаний — находит все проблемы, которые влияют на ранжирование карточки, ее маржинальность и конверсию в покупку. Анализ затрагивает не только факторы, влияющие на ранжирование, но и все показатели, которые влияют на решение о покупке. Система оценит покупательскую конверсию, найдет причины отказа от покупки и сформирует задания, повышающие продажи.
Разберемся со складами. Здесь система уведомит о рисках скорого OUT-OF-STOCK и рассчитает точную отгрузку на каждый склад с учетом сезонного изменения спроса. Помимо общего подсортировщика по всей товарной матрице, JVO следит за остатками каждого артикула и формирует алерты, когда остаток подходит к опасным значениям по каждому складу. За счет управления подсортировками кратно снижаются риски out-of-stock и потери ранжирования.
Софт для e-com — это не просто аналитика товаров на маркетплейсах, а готовая стратегия продвижения на основе предиктивных данных. AI использует собственные инструменты аналитики и делает 100% точные выводы по карточкам товара и карточкам конкурентов.
в дарксторы уже не инвестирует никто, подуспокоились венчуры
В дарксклады инвестируют, облачное хранилище вещей. Щас все тупо избавляются от хлама, а хранить на балконе не то.
crunchbase думает иначе)
Придумают новомодных слов..быстрая доставка и всем ясно
Общепринятые в индустрии понятия, не более)
Различие одно - для доставки нужны бабки, а на ВБ любой калека зайти может
99 проц тонут в красном океане, с этой колокольни они все калеки