Оборачиваемость товара и как ее посчитать продавцу

В статье разбираемся, что это за показатель, как его рассчитать и зачем он нужен.

Оборачиваемость товара и как ее посчитать продавцу

Что такое оборачиваемость?

Оборачиваемость товара на маркетплейсе — это количество дней, за которое товар закончится на складе при текущей скорости заказов. Этот показатель определяет, насколько эффективно селлер управляет товарной матрицей. Например, если оборачиваемость — 15 дней, то все товары на складе закончатся через 15 дней при условии такого же темпа продаж.

Показатель оборачиваемости бывает низким и высоким. Высокая оборачиваемость: товар активно покупают, бизнес быстро возвращает вложенные деньги и может закупить следующую партию. Низкая оборачиваемость: продукция продается медленно и селлер не может планировать следующую поставку.

Высокая оборачиваемость особенно важна для товаров с небольшим сроком хранения — например, продуктов питания, натуральной косметики, цветов и т.д. Если срок годности маски для волос 180 дней, а оборачиваемость 300 дней, товар испортится раньше и продавец не сможет его реализовать.

Оборачиваемость товара и как ее посчитать продавцу

На оборачиваемость товара влияет много факторов, вот некоторые из них:

  • Ценовая политика. В случае слишком высоких цен, покупать товары будут реже.
  • Действия конкурентов. Если конкуренты снижают цены, покупатели начнут приобретать товары у них.
  • Качество товара. Низкокачественный товар чаще будут возвращать и ставить низкие оценки. Как следствие, товар упадет на дно поисковой выдачи маркетплейса.
  • Сезонность. Зимой не будут покупать надувные бассейны или водяные пистолеты, а летом — варежки.

Зачем считать оборачиваемость

Показатели оборачиваемости напрямую влияют на планирование поставок. Ошибка в этих данных может привести к ООS (out of stock), то есть товар на складе закончится раньше, чем прибудет следующая поставка. Или, наоборот, товар будет долго храниться на складе.

На складе могут быть товары, которые постоянно залеживаются. Такой неликвид «замораживает» деньги и занимает место на складе, поэтому бизнес не может закупить новую партию и разместить на складе новые товары. Приходится отказываться от закупок и платить за аренду нового помещения для хранения.

Идеальный показатель оборачиваемости для маркетплейсов — это примерно 30−60 дней — все зависит от спроса, сезонности, цены, количества поставщиков в нише, скорости поставки. Товары с такой оборачиваемостью площадка будет лучше ранжировать и дополнительно продвигать. Если оборачиваемость выше 100 дней, товар будет продаваться плохо. Маркетплейс будет вынуждать продавца участвовать в акциях и снижать цены на низкооборачиваемый товар для стимулирования продаж и освобождения складов от неликвида.

Оборачиваемость товара и как ее посчитать продавцу

Чтобы держать показатели в норме, модуль JVO «‎Логистика»‎ покажет те артикулы, которые «съедают» прибыль от других артикулов из-за низкой оборачиваемости товаров.

Как рассчитать оборачиваемость на маркетплейсе

Рассчитать оборачиваемость можно по следующей формуле:

Оборачиваемость товара и как ее посчитать продавцу

Если у продавца на складе маркетплейса 500 единиц товара, а в среднем он продает 20 штук в день, то оборачиваемость такого товара составит 25 дней. Рассчитывать оборачиваемость можно для каждой группы товаров, например отдельно для всех свитеров на складе и отдельно для всех водолазок, а можно для каждого размера и цвета. Это поможет понять, какие размеры и цвета продаются чаще других.

При продажах по схеме FBO (со склада маркетплейса) все данные об остатках на складах и количестве продаж содержатся в отчетах маркетплейса. Например, в Wildberries в разделе «Аналитика» есть отчеты «Статистика продаж», «Отчет по остаткам на складе» и «Динамика оборачиваемости».

Как повысить оборачиваемость

Повышение оборачиваемости — это стимулирование продаж. Волшебной таблетки не существует. Главное регулярно делать следующее:

  • Оптимизируйте карточку. Тестируйте rich-контент, используйте SEO-оптимизацию. Здесь задачу может упростить JVO. Искусственный интеллект модуля SEO PRO, обученный на массиве e-commerce данных, всего за считанные секунды создаст тексты товарных карточек, на 100% соответствующих алгоритмам маркетплейсов. JVO AI не только пишет качественный текст, но и подстраивается под тональность коммуникации бренда.
  • Повышайте привлекательность товара. Проводите акции, короткие распродажи, предлагайте покупателям бонусы, отслеживайте параметр «цена-качество».
  • Отрегулируйте запасы товаров на складе и избавьтесь от залежавшихся товаров. В этой ситуации модуль JVO Региональные отгрузки не просто уведомит о необходимости начала отгрузок на региональные склады, но и определит спрос по регионам и укажет на какие склады необходимо отгружаться в разрезе каждого артикула.
  • Следите за отзывами и оперативно отрабатывайте негатив.
2222
33
11
11
11
15 комментариев
Автор

Есть вопросы? Задайте их в комментариях!

Когда твой товар оборачивается быстрее, чем ты успеваешь обновить его цену.

3
3

Про какой товар речь?

Если чек средний высокий, то до 90 дней оборачиваемости вполне допустимо

2
Автор

Вы правы, если маржа по товару высокая (например, 50% и больше), то даже при долгом цикле оборачиваемости продавец, скорее всего, останется в плюсе. Также если товар закупается с отсрочкой платежа от поставщика (например, 60 или 90 дней), то срок оборачиваемости до трех месяцев может быть приемлемым для селлера.

При высокой оборачиваемости продавец часто вынужден снижать цены, а это может "съесть" прибыль, особенно в случае с низкомаржинальными товарами. Так что it depends..

2

Ну вот, опять про оборачиваемость. А я-то думал, что если товар лежит на складе, значит он просто отдыхает перед большой продажей. Оказывается, это не так! Ладно, пойду-ка я посчитаю, сколько моих носков сейчас отдыхает на складе Вайлдберриз. Может, пора устроить им спа-процедуры и повысить их оборачиваемость?

1