Как работает конкурентный «шпионаж» на маркетплейсах в 2025 году
На связи команда JVO и сегодня мы хотим поговорить о том, без чего не обходится ни один преуспевающий бизнес — конкурентный «шпионаж» или конкурентная разведка. Разберемся, как понять слабые места конкурента и выявить его успешные действия.
Большинство лидеров продаж на маркетплейсах признают, что продавцу нужно не только вывести карточку товара в топ, но и постараться удержаться в лидерах.
Борьба селлеров за лидерство выглядит примерно так же, как и соревнования в большом спорте. Часто даже самые на первый взгляд простые, но стратегически важные решения, позволяют существенно опередить конкурентов. В этом и помогает так называемый «шпионаж» — сбор информации о конкурентах всеми общедоступными способами (естественно, с соблюдением закона и этических норм).
Конкурентная разведка позволяет выяснить, какие действия принимают ваши конкуренты и как им противостоять, какие у них сильные и слабые стороны, и как получить прозрачную картину конкурентной среды.
Как это работает?
Когда речь заходит о конкуренции за топ выдачи, то очевидно, что все компании, которые участвуют в конкурентной войне уже научились работать с основными метриками (просмотры, добавления в корзину, заказы) и понимают, как работать со своими карточками. Почему же этого недостаточно для того, чтобы занять первые позиции в выдаче? Все дело в действиях конкурентов. В борьбе за топ важно понимать каждое успешное и неуспешное действие своего соперника.
Например, конкурент допустил out-of-stock (OOS) на региональных складах и снизил индекс локализации. Для продавца это сигнал, что нужно срочно наращивать объем продаж по регионам и обходить его, пока индекс конкурента снижен.
Или представим ситуацию, что конкурент тестирует гипотезу по SEO и сократил свое присутствие по высокочастотному поисковому запросу, по которому вам срочно нужно наращивать продажи и подниматься выше в листинге. Или конкурент тестировал новый контент и снизил CR в корзину — важно понять его ошибку и не допустить у себя.
Когда речь идет о первых позициях в листинге, то любая ошибка конкурента — возможность обойти его и занять позицию, а любое успешное действие конкурента — готовый план, который нужно срочно внедрить в бизнес-процессы. Главное помнить, что все это работает и в обратную сторону — если вы допустите ошибку (OOS, неправильное SEO, падение конверсии в корзину и т.д), то конкурент в битве за топ выдачи моментально обойдет вас в позициях и заберет органический трафик.
Как отслеживать действия конкурентов?
Частая ошибка поставщиков, которые привыкли работать только в retail — воспринимать компании-конкуренты из офлайна конкурентами в e-com, что не всегда является правильным.
- Retail-компании не всегда являются экспертами в e-com
- Неизвестные ecom-бренды, работающие только на маркетплейсах, могут обгонять мировые бренды в выдаче и забирать их продажи
Ориентация на retail-поставщиков, которые не являются экспертами в e-com, заставляет не замечать настоящих конкурентов, которые уже обогнали вас, так как точно знают, какие действия нужно принимать для выхода в топ выдачи.
Для того, чтобы правильно вести наблюдение за конкурентами необходимо понять, кто является вашим конкурентом. Специально для этого в JVO есть инструмент для конкурентной разведки — «События». Он буквально позволяет видеть каждое успешное и неуспешное действие любого конкурента и степень его влияния на продажи, позиции и метрики воронки. Мы первые, кто научился собирать данные абсолютно обо всех действиях: каждая отгрузка, изменение в SEO, контенте, цене и действиях конкурента теперь доступны пользователям JVO.
Модуль «События» работает напрямую с причиной, а не следствием, и дает четкие ответы на два главных вопроса:
- Как вывести карточки в топ продаж и обойти конкурентов
- Как удержать карточки в топе с учетом действий конкурентов
«События» отслеживают более 10 параметров, что позволяет быть в курсе всех действий конкурентов, понимать влияние собственных решений на продвижение карточек товара и тестировать любые гипотезы. JVO не ленится мониторить каждое действие топовых селлеров, начиная с отгрузок и заканчивая изменением цен.