Как усовершенствовать систему доставки товаров? Обзор 4 подходов из-за рубежа

Как усовершенствовать систему доставки товаров? Обзор 4 подходов из-за рубежа

Онлайн-шопинг и электронная коммерция стремительно растут с начала пандемии COVID-19, учитывая очевидные преимущества удобства и выбора. Одежда, товары для дома, продукты и еда на вынос — практически все можно доставить домой или в офис.

По данным Statista, ожидается, что к 2027 году объем розничных продаж в сфере электронной коммерции вырастет еще на 39% и превысит 8 триллионов долларов. Но в этой системе есть и подводные камни, о них и текущих зарубежных трендах поговорим в этой статье.

Кстати, посмотреть свежие отчеты на другие темы можно еще и здесь.

Марк Бриганти — заместитель директора глобального подразделения Accenture в сфере почтовой связи и посылок, специализирующегося на обслуживании клиентов в Европе и на Ближнем Востоке, отмечает : —«Рост числа транспортных средств доставки в городских центрах поражает, поскольку все больше городов стремятся бороться с пробками, вызванными всеми видами транспорта. Мы видим, как намечается курс на столкновение между муниципальными правилами, количеством транспортных средств доставки, ростом электронной коммерции и ростом стоимости доставки последней мили. Неизбежно, что городские власти и частный сектор должны работать вместе, чтобы сделать городскую доставку более эффективной».

В отчете « Трансформация городской логистики: путь к устойчивой и эффективной доставке на последней миле в городах» рассматриваются движущие силы этой культуры доставки и роль экосистемы в продвижении изменений.

Как рост городских доставок влияет на города?

Расширение электронной коммерции было вызвано объединенными силами урбанизации, ростом доходов среднего класса, изменением поведения потребителей и технологическими достижениями. Карантины во время пандемии еще больше усилили эти тенденции, и электронная коммерция теперь значительно опережает традиционную розничную торговлю.

Скорость доставки является ключевым фактором для компаний электронной коммерции. Потребители используют скорость доставки как фактор при выборе места для покупок, при этом доставка на дом по-прежнему широко предпочтительнее альтернативных вариантов доставки вне дома.

Если статус-кво сохранится, то к 2030 году мы можем ожидать более чем 60% среднего глобального увеличения количества транспортных средств для доставки на городских дорогах. По мере роста поставок некоторые городские застройщики уже сосредотачиваются на создании более устойчивых и пригодных для жизни городов. Эти города создают модальный сдвиг, перераспределяя дорожное пространство в пользу общественного транспорта и активного передвижения.

Между тем, многие развивающиеся города с неразвитым общественным транспортом и высоким уровнем использования автомобилей уже сталкиваются с серьезными пробками, что еще хуже — ситуация будет ухудшаться с ростом числа транспортных средств для доставки.

Почему доставка последней мили влияет на заторы, выбросы и здоровье?

Города мира сталкиваются с существенным увеличением времени поездок на работу без кардинальных изменений.

Города мира сталкиваются с существенным увеличением времени поездок на работу без кардинальных изменений.
Изображение: МЭФ/Accenture
Города мира сталкиваются с существенным увеличением времени поездок на работу без кардинальных изменений. Изображение: МЭФ/Accenture

В отчете говорится, что к 2030 году транспортные средства доставки могут проводить в дороге более получаса дополнительно каждый день. Прогнозируется, что выбросы от городских — или «последней мили» — доставок вырастут на 60% к 2030 году, что составит 13% от общего объема выбросов углерода в городах.

Увеличение заторов не просто усугубляет выбросы от транспорта. Вызванное этим снижение качества воздуха напрямую влияет на здоровье людей, а время, проведенное в пробках, вызывает дополнительный стресс. Более того, велосипедисты или пешеходы могут не захотеть ездить или ходить по дорогам с интенсивным движением, что приводит к дополнительным негативным последствиям для здоровья.

Эти тенденции могут сильнее всего повлиять на самые быстрорастущие города мира, такие как Бангалор в Индии, поскольку их системы общественного транспорта все еще развиваются.

Чтобы повысить удобство проживания в городах, необходимо обеспечить, чтобы операции по доставке и логистике были учтены и полностью интегрированы в городскую экосистему.

Как государственное и частное сотрудничество способствует изменениям в системе доставок?

Сотрудничество заинтересованных сторон в рамках экосистемы будет иметь решающее значение для минимизации влияния поставок последней мили на удобство проживания в городах.

Карта экосистемы сотрудничества государства и частного бизнеса. Изображение: МЭФ/Accenture
Карта экосистемы сотрудничества государства и частного бизнеса. Изображение: МЭФ/Accenture

В исследовании упоминается ряд инновационных подходов, реализуемых городскими властями и заинтересованными сторонами:

1. Сети пунктов выдачи и приема грузов

Развивается сеть пунктов выдачи и приема посылок (PUDO), которая включает в себя пункты выдачи посылок и ячейки в качестве альтернативы традиционной доставке до двери.

Такой подход значительно сокращает количество неудачных доставок на дом, когда курьерам приходится отвозить посылку обратно на склад и возвращаться, чтобы попытаться доставить ее на следующий день. В результате это устраняет необходимость в дополнительных милях, которые нужно проехать транспортному средству, чтобы доставить посылки клиенту, помогая решать проблему выбросов и заторов.

2. Поставки под "белой" маркой

Вместо того чтобы несколько розничных торговцев отправляли свои транспортные средства в один и тот же район, микрохабы могут консолидировать поставки в определенных районах или уличных сетях.

При доставке по системе white label один оператор обслуживает район, а другие компании по доставке передают свои грузы этому оператору. Такой подход помогает обойти типичное дублирование логистической инфраструктуры, включая поездки по доставке, когда несколько курьеров могут посетить один дом в один и тот же день.

3. Электромобили и автономные транспортные средства

В качестве альтернативы автомобилям для доставки на привычном бензине, предлагается объединить электромобили с микромобильными парками, такими как электровелосипеды. Этот подход может сократить выбросы до 93%.

Помимо этого, автономные транспортные средства, включая наземные и воздушные беспилотники, также предоставляют возможности для разгрузки оживленных улиц, потенциально сокращая заторы до 13% и помогая бороться с выбросами.

Внедрение автономных дронов замедляется необходимостью разработки рамок для того, как они будут работать в городах. Однако этот инновационный подход может разблокировать ряд возможностей.

4. Умные обочины

Пространство вдоль обочины имеет решающее значение для погрузки и разгрузки товаров, парковки, езды на велосипеде и даже для создания общественных пространств для уличных кафе.

Городские обочины часто являются недооцененным ресурсом. Пространство обочин может стать гораздо эффективнее, если использовать технологию, которая динамически распределяет и уравновешивает транспортный поток, тем самым уменьшает пробки.

В среднем автомобили доставки тратят 30 секунд на поиск парковочных мест во время доставки товара клиенту. Это увеличивает расход топлива и формирует пробки, одновременно снижая эффективность обслуживания, поскольку каждая отдельная доставка занимает больше времени.

Таким образом, стратегически спланированные парковочные зоны для доставки могут сократить пробки на 3%, а выбросы углерода — на 9%.

Оптимизация доставок товаров общими усилиями

Экосистемное сотрудничество имеет решающее значение для обеспечения дальнейшего роста электронной коммерции и удовлетворения ожиданий потребителей, а также для обеспечения устойчивости и комфортности жизни наших городов.

Городские власти должны создать нормативную базу, которая будет защищать удобство проживания и в то же время предоставлять пространство для инновационных подходов к реализации проектов в сфере доставки товаров.

Частным компаниям, таким как курьерские службы последней мили, поставщики логистических услуг и розничные торговля, необходимо изучить новые операционные модели, чтобы снизить влияние на загруженность дорог и выбросы, например, инвестировать в постаматы и декарбонизировать свои автопарки.

Только совместный подход к городским поставкам позволит государственному и частному секторам совместно создать среду, в которой городская логистика будет способствовать дальнейшему повышению уровня жизни в городе.

Как из 4 методов вам приглянулся больше всего? Смогут ли текущие компании по доставке в РФ перенять опыт зарубежных коллег? Делитесь своими мыслями в комментариях к этой статье.

А еще больше вы можете найти в моем новом авторском канале. Туда я сегодня выложила интересный обзор. Буду рада видеть Вас там!

Анна Тарасова
Стратегический маркетолог, пишу о стратегиях и изучаю мировые тренды.
5
11
4 комментария