1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries

Миллионные штрафы могут прилететь любому селлеру — практика показывает, что от этого не застрахован никто, даже выполняя все условия оферты. Оспорить санкции — непросто. Если неправ Wildberries, то всё равно нужно пройти 10 кругов ада, чтобы аннулировать штрафы.

1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries

Юрист Оксана Потанина разбирает самые распространенные санкции от маркетплейса и кейсы из своей практики, а также делится алгоритмом, как оспорить любой штраф.

Оксана Потанина
Практикующий юрист с опытом работы более 10 лет. Действующий селлер. @juristmarketplace

Самовыкуп и накрутка рейтинга

Некоторые селлеры, чтобы попасть в топы выдачи WB, либо сами, либо через агентства заказывают свои же товары, а потом пишут на них отзывы.

Торговая площадка борется с самовыкупом, используя нейросеть. Она отслеживает накрутки и постоянно совершенствуется: в нее добавляют новые алгоритмы, чтобы точно не пропустить сомнительные механики продвижения товаров.

1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries

Wildberries активно раздает эти штрафы — причем не всегда справедливо. Но факт самовыкупа чаще всего можно оспорить и доказать, что это просто совпадение.

🚩 Величина штрафа. 30% от стоимости выкупленного товара. Максимальный штраф из практики: единоразово — 800 тысяч ₽, а суммарно — 2,1 млн ₽ (эти санкции мы оспорили).

👉 Как не получить штраф. Совет очевидный — не строить свое продвижение на базе самовыкупа.

Искажение габаритов товара

Когда селлер начинает продавать товар, он указывает в его карточке габариты упаковки или самого товара: длину, ширину и высоту. Перемножая эти параметры, получается литраж, под который Wildberries выстраивает хранение позиций на складе и их перемещение до покупателя.

☝ Чем больше литраж товара, тем выше расходы продавца на логистику и хранение.

WB вычисляет селлеров, пытающихся сэкономить и занизить эти показатели. Сотрудники склада фотографируют товар и делают замеры на 3D-сканере или обычной линейкой, затем эти доказательства нарушения высылают селлеру. Проблема в том, что штраф могут получить даже те, кто делает всё по букве оферты.

Примеры из практики

Моей клиентке прилетел штраф на 1,5 млн ₽. Она торгует женскими топами, которые продаются в зип-пакетах длиной 30 см. Wildberries вменил ей превышение габаритов вдвое: когда сотрудники маркетплейса клали ее пакеты в 3D-сканер, он почему-то показывал 60 см. Этот штраф мы успешно оспорили.

Другой случай — продавец детских товаров получил штраф на 1,4 млн ₽ по одной из позиций: пеленкам. WB утверждает, что селлер исказил габариты товара, и прислал 3D-скан — но на нем сняты вовсе не пеленки, а коробка обуви Adidas. Клиент писал в поддержку, составлял претензию: «Смотрите, это вообще не наш товар». Всё безрезультатно.

1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries

🚩 Величина штрафа. Зависит от установленных расхождений и стоимости услуг на логистику и рассчитывается по формуле, предусмотренной офертой. Максимальный штраф из практики: 5,4 млн ₽.

👉 Как не получить штраф. Лучше делать замеры не пустой коробки, а уже вместе с товаром и дополнительной упаковкой. Допустим, товар размещают в коробку, которую кладут в пакет. Тогда измеряем коробку вместе с пакетом. У WB есть инструкция по упаковке, ориентируйтесь на нее. Кроме того, лучше закладывать дополнительные 1-2 см для страховки и всегда иметь фото своего замера товара.

💸 Что делать, если оспорили штраф, а санкции продолжаются. Возможно, имеет смысл заменить упаковку. При незначительном превышении габаритов можно их поднять до тех значений, которые указывает WB, когда выставляет штраф. Конечно, при условии, что это не сильно повлияет на стоимость. Но всё же, если маркетплейс продолжает штрафовать и при этом делает неверные замеры, это обязательно нужно оспаривать — потому что сегодня замеры одни, а потом они опять могут увеличиться.

Продажа запрещенных товаров

У WB утвержден перечень запрещенных товаров — он включает четыре вида продукции:

Примеры товаров
Примеры товаров

В моей практике встречались «пограничные» случаи, когда прилетал не штраф, а бан. Например, был клиент, который продает на Wildberries брелки для самообороны (в карточке товара это указано). Предприниматель постоянно ловил блок на эту карточку. Мы оспаривали этот штраф в суде, брали заключение экспертов о том, что это вовсе не холодное оружие. В итоге клиент продает этот товар и бан больше не прилетает.

1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries

🚩 Величина штрафа. 25 000 ₽ за один факт нарушения. Максимальный штраф из практики: 27 млн ₽.

👉 Как не получить штраф. Перед тем как закупать товары, лучше свериться с перечнем, чтобы не попасть под блокировку. В спорных случаях, например как с брелком для самообороны, лучше привлекать юристов.

Нарушение исключительных и авторских прав

К нарушениям исключительных прав относится незаконное использование товарных знаков, прав на патент в отношении промышленных образцов, полезных моделей и т. п. В частности, это продажа контрафактной продукции (например, поддельных «Найки» или «Армани» за 2 000 ₽).

В отношении авторских прав нарушение возникает, когда селлеры используют в карточках товаров чужие продукты интеллектуального труда: фотографии, видео, тексты.

1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries

Чаще всего с претензиями к селлерам приходят именно правообладатели товарных знаков. Сначала они делают контрольную закупку, а потом уже оставляют жалобу на маркетплейсе.

Но также бывает, что приходят те, кто профессионально занимается взысканием штрафов с нарушителей авторских прав. Они либо сотрудничают с правообладателями, либо выкупают у них права, выявляют факты, пачками подают жалобы в поддержку Wildberries и дела в суд — и на этом зарабатывают деньги.

Моя практика показывает, что WB редко выставляет штраф напрямую селлеру — маркетплейс не хочет брать на себя ответственность за решение разногласий между продавцом и правообладателем.

🚩 Величина штрафа. 10 000 ₽ за один факт нарушения. Максимальный штраф из практики: 250 тысяч ₽.

👉 Как не получить штраф. Продавать только сертифицированную продукцию. А когда делаете карточки, привлекать дизайнера, копирайтера, фотографа, видеографа. Всегда оформляйте отношения с этими подрядчиками договором с передачей исключительных прав на объект интеллектуальной собственности.

Если же хотите воспользоваться фотографиями со стока, то убедитесь, что их можно использовать в коммерческих целях. Самый простой способ проверки — обратный поиск в Google. В строке поиска нужно нажать на иконку с фотоаппаратом. Затем загрузить изображение.

1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries

Подмена товара

По идее, штраф должен работать на то, чтобы селлеры поставляли именно товар, указанный в карточке. Это делается, чтобы избежать таких ситуаций:

1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries

В моей практике не было таких случаев, когда продавцы намеренно делают подмену, — селлеры тщательно подходят к фасовке товара, так как знают о штрафах. А вот про косяки со стороны сортировки WB и подменах со стороны покупателей я слышу регулярно.

1. Маркетплейс наносит не те этикетки. Селлер поставляет рубашки XS и XL размеров. Когда покупатели начали заказывать XS, им вдруг начал приходить XL. Об этом, разумеется, начали писать в отзывах.

Проблема была не на стороне моего клиента — WB перепутал наклейки. Из-за этого при приемке у них не совпадало количество товара в заявке от селлера и фактическое количество товара. Что странно, факт расхождения зафиксировали, но санкции всё равно выставили. Этот штраф мы оспорили в суде.

2. На самих ПВЗ путают товар. Человек заказал XS и S, но когда отдает на ПВЗ то, что не подошло, сотрудник может перепутать пакеты. Затем следующему покупателю приходит не тот товар. В итоге — штраф селлеру.

3. Покупатели сами подменяют товар. Например, покупатель заказывает детское платье на утренник, а при возврате товара, который якобы не подошел, кладет туда какие-то свои старые вещи. Сейчас Wildberries контролирует такие факты, но особо изворотливые покупатели всё равно умудряются сдать не тот товар. А штраф прилетает селлеру.

🚩 Величина штрафа. 100% от стоимости непереданного или недоставленного товара. Максимальный штраф из практики: 20 000 ₽.

👉 Как не получить штраф. Контролировать, чтобы точно сходилось количество и наименования продукции, которую вы отдаете WB.

Скидки или вознаграждения за отзыв

Селлеры на Wildberries используют не только самовыкуп, чтобы прокачивать свой рейтинг и поднимать карточки в топ. Для этих целей также дают скидки за отзыв.

Штраф не должен прилететь, если вы просто благодарите за покупку и просите оставить отзыв:

1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries

Раньше многие продавцы давали скидки и многие ловили штрафы. Со стороны WB это было сложно выявить: нужно открывать коробки, но сотрудникам маркетплейса это делать запрещено. Чаще такие механики продвижения сливали конкуренты.

Сейчас этот штраф по-прежнему выставляется, но в разы реже, чем раньше. Кажется, что в целом механика с оставлением отзыва не особо-то и работает.

🚩 Величина штрафа. 50 000 ₽ за один факт нарушения.

👉 Как не получить штраф. Использовать «белые» методы продвижения.

Алгоритм: как оспорить штраф

1. Оставьте обращение, чтобы зафиксировать несогласие. Обязательно прикладывайте доказательства, что вы не совершали нарушение. Пример текста:

1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries

2. Пройдите 10 кругов ада в общении с WB. Скорее всего, с первого раза WB не скажет: «А, да? Ну хорошо, тогда сторнируем штраф». Вероятнее всего, вы будете получать автоматические отписки о том, что доказательства недостаточные. Общение с поддержкой WB — это игра в лотерею. Есть шанс, что повезет, но он очень низкий.

1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries

3. Составьте досудебную претензию и отправьте в чат поддержки и на юридический адрес WB. Если вы уже по другим вопросам составляли досудебные претензии, можете ее составить сами. Если же нет, то лучше обратиться к опытным юристам. Из моей практики до 20% дел решаются в досудебном порядке.

4. Обращайтесь к юристам, если ответ по‑прежнему отрицательный. Шанс оспорить штрафы для поставщиков на WB есть почти всегда. Судебные расходы взыскиваются всегда при удовлетворении иска, иногда только могут быть чуть снижены.

👉 Рекомендация. WB обновляет оферту 1-2 раза в месяц. Чтобы не пропустить новые штрафы, советую добавить ссылку на оферту в закладки и проверять ее раз в неделю. Также можно заходить напрямую на страницу с перечнем штрафов.

Алексей Гаврилов
Эксперт по автоматизации Saby Retail

Еще один из самых частых штрафов от WB — за отсутствие товара на складе селлера, хотя карточка опубликована и по ней идут заказы. Типичная ситуация: летом из‑за аномальной жары за считанные дни раскупили все вентиляторы. Чтобы не получить санкции, нужно вовремя снять карточки с продажи.

С Saby не нужно следить за наличием позиций — программа сама скроет карточки, как только количество на складе уйдет в ноль или достигнет минимального остатка, указанного в настройках товара.

Также Saby позволяет автоматически менять цены в карточках, следить за наценкой, продажами и рентабельностью на маркетплейсах. Как это реализовано — смотрите в коротких роликах:

1,4 млн ₽ за коробку обуви Adidas и еще 5 изумительных штрафов от Wildberries
3
1 комментарий