Советские мотивы на маркетплейсах: как запустился бренд одежды из прекрасного далёка
Расскажем, как Екатерина Григорьева придумала бренд ностальгической одежды «Привет Мишка», вышла с ним на маркетплейсы и помогла сделать советскую эстетику модной.
Востоковед, который любит спицы
Екатерина Григорьева всегда любила рисовать и вязать, но не считала эти занятия чем-то серьёзным — думала, что так могут все. Поэтому, когда пришла пора выбирать специальность в университете, она поступила на востоковеда-китаиста.
После учёбы долго работала в найме: сначала в импорте и экспорте оборудования, потом — продакт-менеджером в сферах, не связанных с модой. Ещё Екатерина запускала небольшие бизнесы. Например, после рождения дочери совместно с партнёрами открыла магазин одежды, где продавались европейские бренды мидл-сегмента.
При этом искусство и дизайн всегда было частью жизни Екатерины. Например, она коллекционирует вещи времён СССР.
Ещё во время магазина европейской одежды Екатерина не понимала, почему западные бренды используют в концепциях историю своих стран, а российские — нет. Это непонимание подтолкнуло предпринимательницу к созданию своей коллекции одежды в 2017 году, когда появилось свободное время. Екатерина решила показать, что идеи из прошлого можно использовать в современности.
Так появился бренд «Привет Мишка». В качестве принтов Екатерина использовала элементы, знакомые всем, чьё детство прошло в Советском Союзе.
Первые попытки продаж офлайн
Первую коллекцию Екатерина выпустила в 2018 году и начала продавать её в офлайн-магазине. Ностальгическая тема оказалась непопулярна, футболки с конфетами-рачками воспринимались покупателями неоднозначно.
Так выглядели фотосессии бренда в 2018–2019 годах
В итоге бренд запустился, часть тиража продалась, а потом продажи встали на паузу — началась пандемия. Один из магазинов, в котором продавались товары «Привет Мишка», закрылся, владелец перестал отвечать на звонки и не вернул нераспроданные товары Екатерине. Предпринимательница оставила свою идею и на время погрузилась в другие проекты.
Второе дыхание открылось в 2022 году. Советская эстетика стала популярнее, а недобросовестный магазин внезапно вернул потерянный товар. Дизайнер решила убедиться, что её одежда начала пользоваться спросом, и выложила остатки на маркетплейс. Всю партию раскупили, и Екатерина решила вернуться к бизнесу, выпустив вторую коллекцию.
В течение года предпринимательница попробовала разные каналы продаж. Главными площадками стали маркетплейсы — они приносят почти 90% продаж. Есть и свой интернет-магазин, но в нём покупают мало. Пользователями хотят оформлять заказы через привычные сервисы.
На все площадки Екатерина выходила сама, часто сталкивалась с трудностями. Например, на Маркете в 2023 году были доступны не все функции для продавцов одежды, которые есть сейчас.
Изначально в компании работали с Маркетом по FBY и поставляли товары на склад маркетплейса. Но после введения государством обязательной пришлось изменить маркировки модель работы и начать доставлять товар своими силами по FBS. К тому же, это удобнее для покупателей — они точно получат красиво упакованные вещи, которые приятно держать в руках. Даже если кто-то примерял их раньше.
Екатерина не планировала, что сможет зарабатывать на этом проекте. Но сейчас бизнес постепенно начинает приносить деньги. Например, в прошлом году выручка выросла с 1 до 4 миллионов рублей в месяц. В этом году планируют рост вдвое. Появились и сотрудники: сейчас в команде три человека, которые помогают с работой на маркетплейсах.
Реклама — главная сложность
Долгое время главной сложностью компании было продвижение. Проблема в том, что «Привет Мишка» — необычный бренд. Когда покупатели ищут «жилет школьный синий», а находят жилетку с надписью «Отзовитесь, Марсиане!», то не понимают, почему увидели в выдаче такой товар — он же совершенно не подходит под запрос.
«Привет Мишка» не товар повседневного спроса вроде шампуня или носков, поэтому и стандартные рекламные инструменты для него не работают. Люди покупают футболки и джемперы тогда, когда действительно влюбились в конкретную вещь. Например, никто не использует промокоды, даже если они дают скидку в 50%. Не принесли результат таргетированная и контекстная реклама — через эти инструменты оказалось сложно найти свою аудиторию.
Единственное, что даёт приток новых заказов, — продвижение в соцсетях через интеграции у блогеров. Впрочем, работа с ними тоже наладилась не сразу. Сначала Екатерина пробовала покупать рекламу в аккаунтах с семейной тематикой, но продаж было мало. Тогда дизайнер пролистала свои подписки и выбрала блогеров, которые нравятся лично ей. Так выяснилось, что лучшие инфлюенсеры для необычного детского бренда — не просто мамы, а те девушки, для которых родительская роль — не основная тема аккаунта, а дополнение к их карьере или хобби. Сейчас инфлюэнс-маркетингом для «Привет Мишка» занимается агентство. На 10 интеграций тратят около 250 тысяч рублей в месяц.
Также бренд продвигается через контент. Иногда в фотосессиях принимают участие дети знаменитостей. Например, сейчас в команде готовят проект с дочерью Тимати, Алисой, в космическом платье. Как у Алисы Селезнёвой из фильма «Гостья из будущего».
Екатерина продолжает разрабатывать новые коллекции. Многие идеи приходят во сне: когда много о чём-то думаешь, то часто решение приходит тогда, когда его совсем не ждёшь. Впрочем, творческая часть занимает малый процент рабочего времени. В основном нужно следить за отгрузками, заниматься рекламой и другими делами, без которых бизнес невозможен.
Всё это посильно, когда видишь отдачу. По словам основательницы бренда, «Привет Мишка» для неё как игра. Ей нравится, когда люди вовлекаются в то, что она придумала, восхищаются свитерами, кофтами и футболками и носят их. Если кто-то понял идею, значит, усилия точно были не напрасны.