Конференция Digital Retail 2023: главные тенденции в цифровом развитии ритейла
Как цифровые технологии трансформируют сегодня розничную торговлю в России и что ждет индустрию в ближайшем будущем, — обсудили в Нижнем Новгороде.
Более двухсот участников со всей России собрались в апреле на конференцию DIGITAL RETAIL 2023, которую организовала и провела компания “1221Systems”, специализирующаяся на разработке IT-решений для розничной и оптовой торговли. Основной партнер компании — ГК «Сладкая жизнь», один из крупнейших дистрибьюторов продуктов питания в России.
Конференция включала 16 выступлений спикеров (SPAR, «Сладкая жизнь», Яндекс, СберАналитика, BI.ZONE, Департамент информационных технологий Москвы) и позволила обсудить самые актуальные для розничной торговли темы: развитие мобильных приложений для ритейла, автоматизацию логистических путей, геймификацию, создание виртуальных складов, использование ИИ и больших данных.
Big Data: от онлайн-витрины до склада
Большие данные уже стали мощным инструментом в ритейле, но используют этот ресурс пока не все. В 2022 год VK Cloud и Arenadata провели исследование среди руководителей IT-подразделений 150 крупных российских компаний: 38% еще не учитывают Big Data при принятии решений, а 21% делает это только 3-4 последних года.
Такую статистику привел директор “1221Systems” Игорь Васенев. Он рассказал, что в 2022 году усилия специалистов “1221Systems” были сосредоточены на анализе покупательского поведения. Big Data дала возможность магазинам холдинга «Сладкая жизнь» формировать акционные предложения для разных сегментов покупателей и делать адресную рекламу новинок и рекомендаций, что увеличило средний чек. Большие данные подсказывают, кому предложить бонус, а кому — скидку и на каких условиях, как расположить товары в каталоге онлайн-витрины, какое количество заказов ожидать в определенное время, то есть аналитика позволяет повторять успешные маркетинговые механики, напоминать о брошенных корзинах, выбирать для разных сегментов покупателей самые эффективные формы поощрений. Сейчас, помимо этих тем, на первый план выходят другие задачи: развитие чат-ботов для общения с клиентами и централизация видеонаблюдения ради предотвращение краж, нарушений и очередей.
Анализ больших данных очень важен также для успешной экспансии торговых сетей или сокращения издержек: директор аналитических проектов Сбер Бизнес Софт и СберАналитика Николай Семендеев поделился рядом кейсов, в том числе когда точный прогноз спроса на скоропортящиеся продукты снизил затраты на списание на 15%.
Играть, чтобы продавать
Бонусы, коллекции призов, конкурсы — элементы игры, которые в ритейле давно используют, чтобы сделать шоппинг захватывающим, подогреть интерес и активность покупателей. Ольга Моисеева, директор по маркетингу компании «Сладкая жизнь», поделилась опытом геймификации программы лояльности дискаунтеров Smart.
Это сеть магазинов с низкими ценами, где нет балльной программы, больших скидок, а вся выгода выражена в ценнике на полке. Тем не менее, внедрение трех видов игр, основанных на купонах, позволило сети вырастить средний чек (на 5%), частоту (на 13%) и сумму покупок. Эти показатели могут вырасти еще, если продолжить работу над аналитикой предложений, сегментацией аудитории и простотой механики.
На связи с покупателем
Времена огромных гудящих колл-центров уходят в прошлое: искусственный интеллект выводит коммуникации с пользователями на новый уровень. Валерий Королько, руководитель развития бизнеса «Яндекс.SupportAI», рассказал о новом поколении чат-ботов для ритейла. Они уже умеют отвечать на простые вопросы («Как оплатить заказ?», «У вас есть подарочный сертификат?») и все лучше справляются со сложными. Дерево сценариев можно растить бесконечно, его настройка со стороны клиента не требует особых технических знаний, все диалоги хранятся в виде голоса и текста, что удобно для анализа.
По данным спикера, компании, внедрившие чат-ботов, уже экономят до 70% на обслуживании контакт-центров, сократили время ожидания ответа на линии до 1 секунды, а 40% пользователей получают моментальный ответ на свой вопрос. Ритейл все чаще поручает искусственному интеллекту консультации по статусу заказа, проведение NPS-опросов и даже рекрутинг новых сотрудников.
Доставка быстрее и быстрее
Доставка онлайн-заказов — сегодня важная составляющая любого крупного ритейл-бизнеса в России. Мария Ильинская, исполнительный директор SPAR Online, рассказала, что благодаря автоматизации 1С в прошлом году работа с маршрутами сократилась с 9 действий до трех. Как следствие — увеличилась скорость работы наборщиков и курьеров. Вполне реалистичный план по SKU на текущий год — обрабатывать на 22% больше единиц складского учета/час, чем это было в 2021-м.
Еще один фокус на ближайший год — масштабировать выдачу онлайн-заказов через постаматы, сделав ее более удобной.
Искусственный интеллект за прилавком
Большой интерес аудитории конференции DIGITAL RETAIL 2023 вызвал доклад дизайнера “1221Systems” Геннадия Черемушкина и Data Scientist Екатерины Васеневой об опыте использования нейросетей.
ChatGPT применяется разными специалистами ГК «Сладкая жизнь»: маркетинговыми службами для написания рекламных текстов и при наполнении сайта, IT-отделом — для рефакторинга кода, сотрудниками Data Science — при подготовке рекомендаций онлайн-покупок. Спикеры назвали ChatGPT «старательным джуниором», отметив недостатки технологии на данный момент: не всегда справляется с задачами, не оперирует свежими данными и много фантазирует.
Для создания и обработки изображений отлично зарекомендовала себя нейросеть Stable Diffusion, которую дизайнеры используют для маркетинговых материалов наравне с привычными графическими редакторами. Она способна обучаться и при многократном использовании образа самостоятельно генерировать изображение, например, «лицо бренда» или стилизованного персонажа, а также быстро и на высоком уровне обрабатывать фото недостаточного качества. В целом, применение ИИ в ритейле имеет большой потенциал и уже сейчас ускоряет и упрощает любые креативные процессы.
Цифровые технологии пронизывают бизнес розницы и помогают повысить его прибыльность на всех уровнях: от логистики до маркетинга, от системы безопасности до открытия новых филиалов. Внедрять IT-нововведения и тестировать их, оценивая эффективность — отдельная задача. Конференция DIGITAL RETAIL 2023 позволила 200+ специалистам крупного российского дистрибьютора обменяться свежим опытом, посмотреть на общемировые процессы, оценить, как они влияют на розничные сети сегодня и понять, в какую сторону развиваться дальше.