ЕС - 2025: запрет на наличность и открытый реестр бенефициаров
На прошлой неделе Совет и Парламент ЕС заключили предварительное соглашение по пакету «антиотмывочных» мер (AML), принятие которого в виде закона планируется к концу 2024 года. Эхом этого события по интернету разнеслись слова про "тотальный контроль", "безналичное рабство", "поиск русских олигархов" и финансовую разведку. Давайте разбираться, что на самом деле случилось в Европе. С правовой точки зрения.
Во-первых, ничего совсем неожиданного не случилось - просто уполномоченные органы ЕС собирают в один пакет ранее анонсированные меры и предметно договариваются о технике реализации. Однако, в технических деталях, действительно, есть важные и принципиальные вещи, которые способны существенно сказаться на работе с финансовой системой ЕС.
1. ОТМЕНА НАЛИЧНОСТИ
Большинство сделок с наличными денежными средствами свыше 10 000 Евро в ЕС будут запрещены. При этом:
(а) Новые правила не относятся к личным платежам, совершенным между физическими лицами вне бизнес-отношений (друзья, родственники и проч.):
"лимит не распространяется на платежи между физическими лицами, которые не выполняют профессиональные функции".
(б) Кроме личных операций только совсем небольшие транзакции выпадают из-под нового контроля (до 3 000 Евро). Наличные операции менее 10 000 Евро, но более 3 000 Евро могут быть в любой момент проверены банком или иным агентом контроля AML с идентификацией плательщика и источника дохода (выборочно).
(в) Некоторые страны ЕС имеют действующие лимиты оборота наличных средств, в т.ч. более жесткие, чем 10 000 Евро. По новому закону, они их сохранят. Например:
- Франция - 1 000 Евро;
- Словения - 5 000 Евро ;
- Италия - 5 000 Евро;
- Латвия - 7 200 Евро;
- Греция - 500 Евро.
* В примере указаны общие лимиты, установленные законом - каждый имеет свои исключения и правила применения.
2. НОВЫЙ КОНТРОЛЬ
(а) Контроль криптовалюты:
Биржи и иные провайдеры, оказывающие услуги в сфере криптовалюты должны (1) проводить идентификацию клиентов, (2) уточнять источник дохода, (3) а в перспективе - обмениваться данными с контролирующими органами, чтобы те обменивались ими между собой (ОЭСР разработала стандарт международного обмена "CARF", который ЕС планирует реализовать в 2026 году). Базовый порог контроля - от 1 000 Евро.
(б) Контроль за операциями сверхбогатых людей:
Операции "сверхбогатых людей" (состояние от 50 000 000 Евро) будут контролироваться по специальным правилам - по умолчанию признают клиентами "с высоким риском". Норма преподносится как санкционная, т.к. в глазах современного европейского политика все "олигархи" - обязательно из России)
3. НОВЫЕ КОНТРОЛЕРЫ
(а) Страны договорились о создании централизованного сверх-регулятора с информационной базой по всем транзакциям в ЕС, с правами останавливать сделки и выпускать обязательные рекомендации по теме AML. Он носит имя "AMLA" и сейчас решает вопрос, в какой стране ЕС он будет иметь штаб-квартиру (возможно, это будет Германия, Франкфурт-на-Майне).
(б) Увеличился перечень агентов контроля AML, обязанных собирать, проверять данные о клиентах и их доходах:
- к ранее уже обязанным лицам - фин. учреждения, банки, страховые компании, агентства недвижимости, управляющие активами, казино и учредители азартных игр, некоторые представители торговли и проч.,
- добавятся поставщики крипто-услуг, торговцы роскошью (драгоценными металлами и камнями, авто, яхтами, самолетами, артом), а также футбольные клубы и агентства.
4. НОВЫЙ - СТАРЫЙ РЕЕСТР БЕНЕФИЦИАРОВ
ЕС централизованно регулирует вопрос публичности реестра бенефициаров европейского бизнеса (конечных собственников европейских компаний).
История вопроса: Ранее такой реестр уже был создан и публично доступен во многих странах ЕС, однако, 22.11.2022 Суд Евросоюза признал его нормативную основу (The Fifth Anti-Money Laundering Directive, 5AMLD) несоответствующей праву на неприкосновенность частной жизни. После этого часть стран ЕС закрыла публичные реестры, другая часть – все это время находилась в ожидании общеевропейской позиции. Теперь позиция появилась.
Как это будет? Реестр планируется в закрытом виде, НО доступ к нему будет иметь очень широкий перечень лиц:
- Централизованная служба финансовой разведки (AMLA);
- Уполномоченные органы и ведомства, вкл. Европейскую прокуратуру, Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством (OLAF), Европол и Евроюст;
- Агенты контроля AML (банки и иные организации, проводящие проверку клиентов);
- а также лица, «имеющие законный интерес», журналисты, СМИ, организации гражданского общества, и, что удивительно - ВУЗы.
Последняя из упомянутых категория лиц получит доступ по запросу. Услуга планируется платной (по "разумной стоимости"), срок реализации запроса – 12 рабочих дней, срок предоставления доступа к реестру – до 3 лет.
Реестр будет включать в себя информацию с глубиной 5-15 лет. Государственный орган будет обязан проверять данные реестра, включая выездные проверки компаний. Отдельно оговаривается, что "санкционные" лица и связанные с ними компании будут помечаться - для наглядности.
4. ВЫВОД
Ничего из того, что совсем не ожидалось с ЕС не происходит. Идет плановое ужесточение финансовой сферы. Регион находится в негативных настроениях относительно иностранного капитала и это заметно:
Это соглашение смело провозглашает конец эпохи, когда ЕС служил убежищем для богатых, ищущих убежища для своих грязных денег и дорогостоящих товаров, таких как автомобили, лодки и самолеты. Национальные границы больше не могут эксплуатироваться теми, кто эксплуатирует финансовую систему.
ЕС - крупный и развитый центр, который служит примером для иных регионов, поэтому тенденций к ограничению внешних финансовых потоков и контролю за внутренними стоит ожидать везде, в т.ч., и в России. Вопрос - в нюансах и технике реализации.
PS. Надеюсь, что статья была для Вас полезной. Статью на vc.ru о последствиях включения России в офшорный список ЕС можно прочитать ЗДЕСЬ. Тех, кому интересна эта тематика - буду очень рада видеть в моем Telegram . Для запросов используйте его или штрих-коды ниже. Всем спасибо! И хорошего времени суток.