Удаленка – это плохо? Почему компании стараются нанять сотрудников в офис
«Есть ли у вас удаленный формат работы?» – нередкий вопрос соискателей и часто триггерный для работодателей. У нас, в диджитал-агентстве MediaTen, он есть, но не для всех специалистов. В целом же и мы, и компании-коллеги предпочитают нанимать сотрудников в офис. Хотите понять, почему работодателям в IT не нравится удаленка, – тогда эта статья для вас.
Число удаленных сотрудников резко выросло в 2020 году, когда бизнесу пришлось перестроить свою внутреннюю организацию в период пандемии. В то время работа из дома стала вынужденным решением, с которым смирились даже самые заядлые противники такого формата. Но тогда никто и не думал, что при открытии офисов, сотрудники не захотят в них вернуться, а компании будут на этом настаивать вплоть до увольнения.
Сейчас, конечно, ситуация стабилизировалась и работодатели, охотящиеся на ценные кадры, подстраивают рабочие процессы под их запросы. Но когда есть выбор между двумя одинаковыми по скиллам соискателями, компании, у которых обустроено пространство, отдают предпочтение офисному сотруднику.
Spider Group начала свой путь в 2000 году, и понятия «удаленка» тогда просто не было. Все сотрудники работали из офиса в Краснодаре. Это было нормально и понятно для всех. Сейчас около 70% наших специалистов работают из офиса, остальные – удаленно. Те, кто находятся в офисе, могут пару дней в неделю действовать из дома.
К смешанному формату привела нехватка квалифицированных кадров в нашем городе. Приходится искать сотрудников по всей стране и даже за ее пределами. При этом мы всем предлагаем помощь в релокации к нам, на юг. Тут тепло, рядом море и горы. Есть гибкий график для местных коллег.
В ковид стерлись региональные границы, поэтому большое число компаний перешло на удаленный формат и оставило его в своей организации. Поработав в таком формате, мы тоже нашли для себя ряд механизмов, которые помогли оптимизировать взаимодействие с командой и контроль выполнения задач. В дальнейшем это позволило рассматривать кандидатов из других городов, чтобы сохранить наши конкурентные позиции на рынке соискателей.
Сейчас у нас смешанный формат работы: 80% офисных специалистов и 20% – удаленных. Так сложилось из-за того, что административный и коммерческий блоки имеют только офисный формат, в отделе разработки – более трети работают из дома. Конкретно в нашей компании я не представляю HR-менеджера, который будет удаленно поддерживать корпоративную культуру, создавать атмосферу и организовывать мероприятия.
Почему важен штат в офисе
1. Наличие фактического офиса со штатом – это дополнительная гарантия надежности IT-компании. Когда клиент выбирает подрядчика для своего проекта, он больше доверяет тому, у кого помимо опыта и кейсов, есть рабочее пространство, которое можно посетить и познакомиться с исполнителями.
2. Существует огромный риск утечки данных, если специалист работает на своем ПК и ноутбуке. Даже при NDA и его соблюдении сотрудник может отнести сломавшееся устройство в недобросовестный сервис-центр или попасться на фишинг с вирусом. Потеря данных скомпрометирует компанию. Чтобы этого не случилось, работодатели используют виртуальный рабочий стол VDI, и тем самым сохраняют все данные на своем сервере. Однако с внедрением VDI тоже есть трудности: строгие требования к проверке софта и устройств пользователей, а также к качеству интернет-соединения.
3. Отсутствие подходящего оборудования дома у специалиста и его неспособность решить эту проблему самостоятельно приводят к отказу от кандидата на должность или дополнительным тратам компании. Когда у агентства уже есть готовый воркплейс в офисе с установленной дорогостоящей техникой и нужными платными программами, то у него нет желания дублировать расходы.
4. Самоуверенность сотрудников на практике разбивается об неумение организовывать свое рабочее время и распределять задачи. Очень сложно найти пример того, кто, работая дома, либо не отвлекается от проекта, либо, наоборот, не перерабатывает. Из-за отсутствия строгих временных рамок и контроля специалисты сами не замечают, как тормозят спринты или тратят лишние часы и выгорают.
5. Новичкам сложно освоиться в команде, когда нет оперативной помощи и ответа коллег. Не все смотрят на сообщения в мессенджерах или игнорируют их. Это усложняет общение с опытными специалистами, которые могут оперативно подсказать решение задачи, и заставляет терять время на поиск информации.
6. Высокая степень ответственности перед клиентом. Чтобы руководить удаленными сотрудниками, необходимо поддерживать эффективную коммуникацию и иметь настроенные инструменты управления. К радикальному перестроению своей внутренней организации готов далеко не весь digital-бизнес. Особенно, если он построен на аутсорс- и аутстаф-моделях. Ведь при данных способах разработки проектов сотрудники несут ответственность не только перед прямым руководством, но и клиентом. В удаленном формате, даже имея весь арсенал из таск-менеджеров, трекеров, ERP, DVI, не отследить усталость или скрытую болезнь, которая приведет к ошибкам. Команда их сможет простить, заказчик же – сменит подрядчика.
Полученный компаниями опыт удаленной работы во время пандемии дал понять, что есть специалисты, которые могут приспособиться и справляться с задачами из дома. Однако из-за вышеперечисленных причин многие агентства не могут себе позволить полностью перейти на такой формат.
В нашем портфеле проектов много аутсорса, командной работы. Когда люди могут общаться вживую, улучшается взаимопонимание, быстрее решаются вопросы. Мы часто слышим от ребят в офисе, что круто видеть людей, на обеде поболтать не по рабочим вопросам.
Конечно, есть интроверты, которым обильное общение мешает. Но таких немного, остальным нужен коллектив. К тому же мы проводим мероприятия, играем в настолки, устраиваем чайные церемонии и все в таком духе. Пить чай перед монитором — совсем не то, что в компании.
Работа в офисе более продуктивна, сотрудники быстрее растут, вопросы решаются оперативнее, меньше времени уходит на прокрастинацию.
Хотим больше людей в офис, помогаем в переезде, приглашаем специалистов из других городов на офисные ивенты. Но от удаленки отказываться не планируем.
Для нашей аутстаф-компании главное – решение именно бизнес-задач. Предпочтительней всегда специалист, который в полной мере выполняет пул поставленных задач. На днях мне попалось исследование, которое показывает высокий спрос на удаленку из-за возможности совмещать рабочие и домашние дела. Однако обратным эффектом в ряде случаев оказывается снижение эффективности сотрудника. Как ни крути, человек в офисе физически более вовлечен в жизнедеятельность компании.
В последнее время я также наблюдаю спрос на гибридный график среди соискателей, однако мы осторожно относимся к этому формату.
С одной стороны, классический гибридный график может приводить к разобщенности команды, что противоречит целям компании. С другой – у нас и так довольно свободный график: можно, предварительно согласовав это с руководителем проекта, заняться неотложными делами не по работе, а затем доработать необходимые часы, если это не противоречит пожеланиям заказчика на проекте.
Наши решения по формату работы в MediaTen
Офис MediaTen – это комфортное пространство с комьюнити из единомышленников. Помимо удобных рабочих мест с профессиональным оборудованием, у нас есть отдельная зона отдыха с играми и вкусными «плюшками» для сотрудников. На днях мы запустили программу обучения, в рамках которой наши старшие разработчики делятся своими знаниями и отвечают на вопросы коллег. Именно наличие офиса помогает нам оперативно внедрять полезные и мотивационные инструменты для команды.
Однако после пандемии мы оставили возможность работать удаленно тем, кто показал продуктивность в закрытии задач из дома и находился на связи без перебоев. Остальные сотрудники вернулись к привычному распорядку. Некоторым специалистам был одобрен гибридный формат с периодическим посещением офиса.
В качестве бонуса ввели гибкое начало рабочего дня с 8:00 до 10:00, которое позже заменили на индивидуальный график. Теперь сотрудник сам выбирает время начала работы, после чего оно утверждается руководством. Изменение в графике заносится в ERP-систему, чтобы остальные знали, со скольки и до скольки работает коллега.
Еще одним важным улучшением стало создание удаленного инструмента поддержки уровня квалификации сотрудников. В 2021 году мы разработали и внедрили автоматизированную систему тестирования, чтобы обеспечить рост знаний специалистов вне зависимости от формата работы.
Сейчас мы рассматриваем удаленное сотрудничество с разработчиками из других регионов. Наша IT-компания не хочет лишать себя действительно стоящих кадров, которые работают в таком формате. Однако предпочтительными остались соискатели из Екатеринбурга и близлежащих городов. Им мы так же можем предоставить удаленку, когда поймем, что работа идет не менее продуктивно, чем в офисе. Чтобы войти в наш коллектив, отправьте отклик на вакансию по ссылке hr.mediaten.ru и напишите, в каком формате готовы сотрудничать.