Почему важно быть честным руководителем

Почему важно быть честным руководителем

Вопрос честности в бизнесе до сих пор вызывает изжогу у многих предпринимателей. Честная цена, честные продажи – темы, которые вызывают бурные обсуждения. Идея о том, что предпринимательство в принципе не может быть связано с понятием честности, для меня похожа, пожалуй, на неправильную вакцину с серьёзными побочными эффектами. Сегодня попробую рассмотреть тему честности на управленческом уровне.

А может, не надо?

Обобщённо, честность – это модель поведения и действий, при которой твои слова и действия не противоречат друг другу, проявляют свойства конгруэнтности и предсказуемости, и, в частности, при этом человек избегает обманывать и предпочитаешь говорить как есть.

Если, рассматривая категорию честности руководителя, попытаться идти от обратного, риски честного поведения по отношению к сотрудникам можно свести к следующему: проявлю слабость, буду обманут, потеряю деньги.

Но так ли это на самом деле?

В моей личной практике предпринимателя есть случай, когда в ходе жесточайшего кризиса у нас в компании буквально кончились деньги, я честно сказал, что всем нужно уволиться, все уволились и… потом попросили принять их на работу, как только возникнет возможность. Лично мне повезло – да, я проявил слабость, при этом меня никто не обманул и я наоборот не влез в долги.

Что такое быть честным в своём бизнесе

Бизнес как социальное явление накладывает свой отпечаток на все понятия. Быть честным не значит хамить, грубить, рубить правду-матку или действовать не продумывая.

На мой взгляд, честность в бизнесе со стороны руководителя – это конкретно:

  • называть ситуации своими именами, не пытаясь вводить своих же людей в заблуждение;
  • выполнять взятые на себя обязательства;
  • проявляет известную своей команде долю предсказуемости;
  • не использовать грязных мотивационных приёмчиков в духе «одна премия – два штрафа»;
  • предусматривать справедливое вознаграждение за объективные сверхусилия.

Именно поэтому основателю бизнеса априори проще быть честным со своей командой, чем наёмному руководителю. Проблема «хитринки наёмного директора» как ожидаемой защитной реакции человека на высокую ответственность, как кажется, ещё ждёт своих исследователей в русле организационной психологии.

Пожалуй, единственным практическим инструментом оценки честности наёмного руководителя, который приходит на ум, является метод оценки 360°. Обязательно киньте в меня помидорчик с подсказкой в комментариях, если я отстал от жизни.

Честность как инструмент снижения психологических барьеров в команде

Мой взгляд на вопрос как практикующего организационного терапевта говорит мне, что главное и мощное преимущество от честного поведения – снижение психологических барьеров в команде.

Это в свою очередь даёт повышение сплочённости, а уже она положительно влияет на скорость и качество ваших бизнес-процессов. Сыгранная футбольная команда играет лучше, чем наспех собранная и незнакомая друг с другом.

В сочетании с честностью на сплочение положительно влияют любые групповые телесные практики, и об этом мы тоже писали в отдельном материале.

Честность как залог экономической безопасности бизнеса

Если попытаться простроить вертикаль честности по разным уровням бизнеса, может получиться пока ещё более эфемерная, чем реальная структура:

  • честный продукт (отвечающий заявленным свойствам);
  • честные продажи (не навязывающие ненужное и просящие адекватную цену);
  • честные отношения (сплачивающие и вдохновляющие команду);
  • честная публичная отчётность (вызывающая доверие инвесторов и общественности).

Такая вертикаль для меня созвучна с принципами социальной созидательности (или, как модно говорить на Западе, ESG). С такими практиками бизнес становится неуязвим к множеству угроз и можно пока ещё робко предположить, что быть честным реально выгодно. Как много случаев таких компаний мы увидим в ближайшие 10 лет, покажет время.

Начать дискуссию