Переводим IT-юмор с программерского языка на человеческий и разбираемся, какая от него польза бизнесу
Практически в любом бизнесе айтишник сейчас один из ключевых сотрудников. А юмор – лучший способ наладить контакт с «сыном маминой подруги». Но IT-шутки чаще всего понятны только посвященным – «хотел поправить legacy», «Я ЕСТЬ ROOT», «он тестил на проде» и др. В этой статье разбираемся в IT-юморе и учим, как сделать смешно с выгодой для компании.
IT-специалисты – особая порода людей с весьма своеобразным чувством юмора. В их шутках много самоиронии, они строятся на игре слов, намеках и отсылках к миру информационных технологий. Все это может показаться не смешным и даже бессмысленным тем, кто далек от IT-сферы. Но айтишники и не стремятся быть понятными «чужакам». Юмор помогает им выражать свою уникальность, транслировать корпоративные ценности, а также справляться с рутиной и стрессом в работе.
К нам в StickPeek часто приходят IT-компании, которые хотят заказать мерч со стикерами, на которых были бы их внутренние прикольные фразы. Давайте разберемся, что айтишники считают смешным, на примерах стикеров для корпоративной одежды.
Например, вот стикеры для компании RDP. С их помощью фирма показывает, что живет по Agile-системе. Забавные картинки превращают офисную догму в игру. Ценности, которые подаются таким образом, помогают сотрудникам быстрее их принять и охотнее им следовать.
Толстовки со стикерами компании «МойОфис» дарят всем сотрудникам, в том числе и новичкам. Поэтому на них – общие IT-шутки, понятные любому программисту. Так на одном из стикеров написано: «Первое правило программирования – если это работает, не трогай». Пожар с подписью «все отлично» замечательно иллюстрирует перманентное состояние работы айтишников – всегда в огне.
У стикеров компании 3data также в основе айтишные приколы.
Первый стикер — отсылка к ставшей мемом фразе из сериала «Футурама» — «Shut up and take my money» (Заткнись и возьми мои деньги). 3data – сеть дата-центров. Их специализация – хранение данных и серверного оборудования клиентов. Получается игра слов: «Shut up and take my data» — «Заткнись и возьми мои данные». Человечку на стикере изменили цвет одежды с красного на корпоративный зеленый, а вместо денег у него в руках патч-корды — сетевые провода, с помощью которых подключается оборудование.
Три 16-битных сердечка — это отсылка к чему-то среднему между IT и старой игровой приставкой Sega. Если вы когда-нибудь играли в олдскульные игры, то знаете, что три сердечка обозначают жизни персонажа. Здесь заложена идея объединить классические битные изображения, IT и корпоративный зеленый цвет.
Другой стикер— Луиджи, брат Марио из известной игры. У Марио красная с синим одежда. А у Луиджи зелёная. Зеленый цвет в 3data означает «заявка в работе». Когда дежурным IT-инженерам прилетают заявки от клиентов, то это их классическая фраза: «заявка в работе».
Стикер «Я ЕСТЬ ROOT» тоже относится к игре слов. На рисунке Грут с деревцем на майке. Деревце — элемент логотипа компании 3data, а Грут — персонаж комиксов Marvel Comics. Он говорил: «Я есть Грут», а в компании решили написать «Я ЕСТЬ ROOT». Root — это такой айтишник, профессионал своего дела.
Так в чем же смысл IT-юмора? Недавно мы делали мерч со стикерами с IT-шутками для компании ITQ Group. Компания разрабатывает ПО для автоматизации банковских процессов, а также финансовых и ритейловых компаний. Мы решили разобраться в юморе программистов вместе с Анастасией Юзвик, руководителем внутренних процессов и Марией Медведевой, HRBP в ITQ Group.
Классическую фразу #яжпрограммист знают все. В ITQ Group она используется часто.
Неважно чем занимается человек, на каком языке пишет – для несведущих он всегда программист. К нему приходят из бухгалтерии или HR с просьбами о помощи – и говорят, помоги, ну ты же программист. Например, нам выдается корпоративная техника – это пустые ноутбуки. Человек, который занимался закупкой техники говорит, ну мы же все здесь разработчики и программисты, что мы Outlook себе не установим. Сотрудники других отделов, те же HR смотрят на него, хлопают глазами и идут к ребятам в офисе. Говорят, ну ты ж программист, помоги.
Бывает, что в команде разработчиков на проекте происходят изменения. Например, на первом этапе работало пять человек, а на втором – кто-то уходит или кого-то меняют. И тут возникает проблема: новичку иногда приходится исправлять ошибки, того, кто писал код до него.
Новый сотрудник сразу такой – ага, это до меня писал Саша. Пойду у него спрошу, что он имел ввиду. Фраза “Сам писал – сам чини” звучит у нас достаточно часто, но она не особо работает. Скорее всего этот самый Саша уже занят на другом проекте и чинить приходится тому, кто ошибки нашел.
Это шутка про тестировщиков. Когда при проверке программ они находят ошибки, то идут к разработчикам и задают им этот вопрос.
Увы, это частая ситуация при работе над проектами – все в огне. Горят сроки – горят команды. Например, мы выиграли тендер на разработку крупного проекта под ключ. И заявили, что команда для этого полностью укомплектована. У нас есть тестировщики, аналитики, разработчики. В момент, когда тендер был выигран так и было. Но может случиться так, что к началу работы часть людей разбросали по другим проектам. И у нас, допустим, вместо пяти разработчиков – три. И тут начинается самый огонь. Надо либо срочно хантить кого-то, либо эти три разработчика берут сверхурочные, что на самом деле не очень хорошо – они могут просто выгореть.
Но, к сожалению, айтишники периодически могут выглядеть примерно как этот енот.
Прод – это конечная стадия запуска продукта. Когда компания что-нибудь разрабатывает, кодит, тестирует, то делает все это на внутренних серверах. А когда выкатывает приложение на прод, для пользователей, оно должно быть уже готовым. Но иногда так не происходит, кто-то может пропустить этап внутреннего тестирования. И когда пользователь заходит в такое приложение, а оно его не пускает, либо там непонятная ошибка, кнопочка уползла. Это значит, что команда тестирования не успела что-то протестировать до того момента, как это вышло в продакшн.
Хотите еще немного IT-приколов? Посмотрите наш материал о корпоративной культуре компании Robusta: Как работают и отдыхают айтишники: индусы танцуют, менеджер по настолкам и новогодний корпоратив в стиле утренника
Это – любимая фраза наших руководителей. Например, когда рекрутеры спрашивают, когда нужен разработчик, ответ руководства – надо вчера. Или когда руководитель проекта говорит: мне нужны люди, у меня не хватает рук, здесь горит. У тебя же есть кто-то? И на вопрос, когда, отвечает: вчера.
Вот замечательный бегемот пинает банку с жуками. Это – баги, наши ошибки и все остальное, мол, пусть катится на прод. Ну, вроде как, и так сойдёт. Но, конечно, это неправильно. И мы так не делаем, все исправляем до прода.
Когда аналитики запускают разработку продукта, либо проджект-менеджер получает требования от бизнеса, как продукт должен выглядеть, иногда разработчики показывают не совсем то, чего от них ждали. Например, вместо одной классической волшебной кнопки, на которую нужно нажать, будет какой-то экзотический вариант, и нужно 100 раз на него тыкнуть тремя пальцами, потом пяткой и бубном потрясти. И вот в этом случае возникает вопрос – а вы вообще прототип смотрели?
Legacy – это наследство, древний код, который кодил не один программист в компании в течение лет десяти-двадцати. Никто уже не знает в лицо того, кто изначально это писал, он уже десять раз успел уволиться. С этим кодом потом поработали ещё сорок программистов. Это как письмо дяди Федора, Шарика и Матроскина родителям – а ещё у меня хвост отваливается и лапы ломит.
Когда кто-нибудь приходит и пытается в этом коде разобраться, там что-то может быть сделано на костылях, с какими-то уловками того разработчика, который с этим работал изначально. Приходит новичок и говорит – я это сейчас поправлю. И в итоге у него как в игре Дженга, когда одну палочку вытаскиваешь, весь код сыпется и приложение ложится намертво.
Жуткая история, потом вся команда в ночи сидит и правит.
Если программисты выкатывают результат на продакшн, то компании нужно выйти в релиз с каким-то продуктом. Например, команда пообещала, что пользователи получат обновление приложения через 3 недели. Есть дедлайн, чтобы сделать то, что было обещано. И команда будет сидеть и делать это круглые сутки до тех пор, пока не сдадут все в обозначенный срок. В этот момент у всех будут болеть глаза, и везде будет кофе – и внутри, и снаружи. Руки уже по инерции все будут делать, а как иначе?
Программисты действительно живут своей профессией, которая неизбежно влияет на восприятие всего, в том числе и юмора. Поэтому их шутки могут показаться непонятными и даже странными.
Программирование – это творческий процесс, но иногда в нем возникают ситуации, которые могут раздражать или даже вызвать отчаяние. И вместо того, чтобы впадать в панику, айтишники предпочитают посмеяться над всем этим и продолжить свою нелегкую работу. Еще лучше, когда внутренние шутки становятся частью корпоративной культуры компании – средством адаптации, вовлечения и мотивации сотрудников.
Этот материал подготовила для вас команда StickPeek. Мы делимся с вами кейсами и полезными лайфхаками в сфере HR и маркетинга, а еще проводим бесплатные вебинары для эйчар-специалистов и управленцев. А для того, чтобы быть в курсе всех важных событий в мире HR – подписывайтесь на ежемесячную рассылку и телеграмм-канал самого полного HR-дайджеста.
Если хотите создать крутой мерч со сменными стикерами, то пишите нам в StickPeek. Для каждого проекта мы находим своё решение
Надеемся, теперь вы чуть лучше поняли юмор программистов. Как вам внутренние IT-шутки? Поделитесь своими мыслями и идеями в комментариях.