Цифровая трансформация и изменения в бизнес-культуре

Одна из внутренних задач любого бизнеса – поиск инструментов для оптимизации и повышения эффективности бизнес-процессов. При этом, одним из драйверов эффективности бизнес-процессов являются особенности бизнес-культуры компании. Поэтому нетривиальной задачей является рассмотрение возможностей цифровой трансформации на изменения в бизнес-культуре организации.

При правильной проработке, внедрение информационных систем должно привести к положительным изменениям в бизнес-культуре компании – например, в отношении того, как сотрудники работают, как они взаимодействуют с руководством и между собой, как происходит принятие решения и т.д. Ниже приведены несколько примеров того, как цифровизация бизнеса может улучшить ключевые аспекты бизнес-культуры:

Подход к коммуникациям: улучшение коммуникации

Новые технологии могут помочь улучшить коммуникацию и сотрудничество как между сотрудниками внутри одного отдела, так и между разными отделами, позволяя сотрудникам находиться в более тесной связке и эффективнее работать над текущими задачами.

Например, при внедрении CRM-системы у сотрудников компании появляется корпоративный чат и единая платформа для обмена информацией о клиентах и проектах, что способствует более тесному взаимодействию между отделами, позволяя быстрее решать возникающие вопросы и улучшая качество работы с клиентами.

Коммуникация внутри компании до и после цифровой трансформации
Коммуникация внутри компании до и после цифровой трансформации

Отношение к инновациям и изменениям: Увеличение гибкости и адаптивности

Являясь, по сути, само по себе инновацией, внедрение информационных систем позволяет укрепить культуру, ориентированную на технологии и улучшения. В результате, компания может стать более открытой к новым инструментам и методам работы, что позволит ей быстрее адаптироваться к изменениям на рынке.

Уровень формальности: Сокращение бюрократии

Несмотря на то, что цифровая трансформация, например, внедрение CRM-системы, способствует более структурированному подходу к работе, повышая уровень формальности в плане организации данных и процессов, такая трансформация, наоборот, понижает уровень формальности в разрезе бизнес-культуры.

Так, автоматизируя множество рутинных задач и процессов, в том числе составление отчетов, информационные системы позволяют существенно сократить уровень бюрократии и формальности, что предоставляет сотрудникам больше оперативной свободы.

В свою очередь, это способствует формированию культуры, где приветствуется инициативность, креативность, свободный обмен идеями, а также ценится быстрая реакция на запросы клиентов и рынка в целом.

Уровень формальности до и после цифровой трансформации
Уровень формальности до и после цифровой трансформации

Стиль управления: Усиление аналитического подхода и изменение роли руководителей

Так, получая доступ к данным в режиме реального времени, руководители получают возможность принимать более обоснованные стратегические решения.

Кроме того, некоторые IT-решения, например, CRM-системы, облегчают постановку KPI (ключевых показателей эффективности) и контроль их выполнения. Это позволяет руководству более точно оценивать результаты работы сотрудников и своевременно вносить необходимые корректировки, в том числе в систему мотивации персонала.

В конечном итоге, руководители могут переключиться с управления текущими процессами на более стратегический подход, концентрируясь на принятии решений и руководстве командой, что может способствовать переходу к более либеральному или даже трансформационному стилю управления, ориентированному на сотрудничество и вовлечение, предоставляя сотрудникам больше свободы для инициатив.

Таким образом, цифровая трансформация в бизнесе выступает не просто как инновационный инструмент, но и как катализатор положительных изменений в корпоративной культуре. Внедрение информационных систем открывает новые горизонты для улучшения коммуникации, повышая гибкость и адаптивность компании. Снижение уровня формальности благодаря автоматизации рутинных процессов позволяет сократить бюрократию и стимулировать креативность сотрудников. В результате, стиль управления претерпевает изменения, переходя к более стратегическому и кооперативному подходу. Это создает среду, в которой инициативность и сотрудничество становятся основными двигателями успеха, укрепляя конкурентоспособность и инновационность бизнеса в постоянно меняющемся рыночном ландшафте.

11
Начать дискуссию