Прибыльная типография. Миссия невыполнима?

Последний квартал, в среднем, приносит типографиям половину оборота за год. Пока поток предновогодних заказов не иссяк, напомню о пяти ловушках на пути полиграфиста к прибыльному бизнесу. Первые три можно исправить по ходу, остальные полезно держать в голове.

Ох, не просто так эта картинка так популярна на просторах интернета.
Ох, не просто так эта картинка так популярна на просторах интернета.

Меня зовут Ольга Сидорова. Встречаю свой 23й полиграфический сезон в типографии АльянсПринт среди декабрьской суеты по подготовке ваших корпоративных подарков. АльянсПринт прошел долгий путь, и он не был усыпан розами, но мысли закрыться не возникло ни разу - бизнес всегда был прибыльным. В первую очередь, потому что решения мы выбирали мозгами, а не сердцем.

Итак, хитрые бизнес ловушки, которые надо учитывать в В2В:

Ловушка 1. Отсрочка платежа

Частое тендерное требование, на которое нужно по умолчанию согласиться. Молчание - золото? Конечно, но в чужом кошельке. В вашем остаётся дыра кассового разрыва. Безумная ситуации, когда на бумаге у вас деньги есть, а платить сотрудникам, поставщикам и за аренду - нечем. Логика страдает, но сердце согревает предвкушение больших оплат на горизонте.

Оплаты приходят, но праздника не получается. За время, прошедшее от момента расчёта цены проекта до фактического прихода денег, курсовое ралли отъедает приличный кусок прибыли. Полиграфия до сих пор зависит в прямой пропорции от импортных материалов. Стоимость определяет курс валюты, непредсказуемые накладные расходы и ключевая ставка, которая третий год пробивает все возможные горизонты планирования.

Вспомним, что в тендере побеждает самый дешёвый, отнимем у себя процентов тридцать реальной стоимости денег и хорошо подумаем: не положить ли на депозит под 25% годовых вместо вложения в следующий контракт по пост оплате.

Не убеждены? Тогда примите в расчёт аппетиты ещё двух монстров: риск долгого согласования и угрозу отложенного подписания закрывающих. Оба варианта кажутся эфемерными, пока совершенно легитимно не оживут за ваш счёт.

Мода на пост оплату пошла из жирных нулевых, когда на российский рынок печатной продукции и корпоративных подарков вышли западные рекламно-сувенирные агентства. Числом всего три, зато со списком клиентов хоть сразу в Форбс. С контрактами со штаб-квартирами, а главное, с доступом к дешёвому западному финансированию. Они предложили своим клиентам беспроцентную отсрочку платежа в 60-90 дней. Корпоративные финансисты приняли отсрочку как обязательное требование, которое прописали в шаблонах договоров. Российским типографиям и рекламно-производственным компаниям, желавшим сотрудничать с огромными рекламными бюджетами лидеров разных индустрий, пришлось соответствовать. Отсрочка стала новой реальностью.

С тех пор утекло много воды, трех западных агентств, как и их клиентов, третий год нет на нашем рынке. Доступ к дешевым деньгам давно закончился даже у банков, что говорить про нас - совсем не финансистов. Банки дают кредиты под большие проценты, а многие производственники продолжают давать товарный кредит без процентов, наивно полагая переиграть систему. По итогам, проценты, все-равно, оплачиваются. Не кем-то другим, а собой любимым.

Ловушка 2. Перегрузка низко маржинальными проектами

Когда ты Предприниматель, и идешь что-то предпринимать. Кадр из фильма, которому ровно 100 лет. Мы не первые, и грабли наши не последние.
Когда ты Предприниматель, и идешь что-то предпринимать. Кадр из фильма, которому ровно 100 лет. Мы не первые, и грабли наши не последние.

Сезонный характер бизнеса порождает страх у его основателей. Видишь, как летом тают средства, заработанные в конце года, и крепнет готовность идти на встречу даже низко маржинальными проектам. Себе объясняешь, что так нужно для дела. Красивые цифры оборота кружат голову и заглушают писк сомнения в левом полушарии. Вот только к высокому сезону встречаешь не славу и признание в клубе Первых, а вымотанных сотрудников, высокую долю брака и собственное выгорание.

И зарабатывать, собственно, есть на чем, но уже некому

Ольга Сидорова

Остаётся надежда на лояльность клиентов, что пришли за низкой ценой. Бывает, оправдывается. Работаешь потом год усердно, почти в себестоимость, постепенно превращаясь из предпринимателя в самозанятого.

Полиграфический бизнес, как любой реальный, ограничен ресурсами. В сутках 24 часа. Мощности имеют предел. Продукция в рамках компании плюс-минус однотипная, будущее определяет маржа на единицу. В отличии от цифровых сервисов масштабирование в полиграфии не породило ни одного единорога, но стало причиной не одного бизнес-некролога.

О следующих трех ловушках: завтра в нашем ТГ, в понедельник на vc. Мы, полиграфисты, создаем красивые вещи, которые радуют людей и делают жизнь чуть лучше. Учитесь на чужих ошибках, берегите себя и свой бизнес.

1818
99
33
22
11
11
11
11
24 комментария

В нулевые я удивлялся почему все мало-мальски тиражное печатается у фиников. Наши офсеты только визитками и флаерами нагружали.

2

В СССР мелованной бумаги не было. В Финляндии была. Во время перестройки финны построили на границе типографии. А в нашем таможенном законодательстве на импорт было сделано 10% пошлины на готовые печатные изделия и 20% на бумагу.
В больших тиражах стоимость бумаги доходит до 90% . Далее арифметика проста. У наших типографий просто долго не было шанса.

3

Компактно, по делу, подходит для ИТ-бизнеса - что еще надо! Спасибо за статью.

2

Дмитрий, спасибо. Предновогоднее время дорого. Постаралась максимально сжато

2

Ловушка № 0: вера в универсального работника. Наверно, это присутствует во многих отраслях, но в типографиях (особенно небольших) прямо выкручено на максимум.

Вот ты дизайнер? Листовку сделал, ну сверстай на листе, дизайн-препресс — одна херня. И печатни, пожалуйста, вон Коника в углу, там несложно — одну кнопку нажать. И порежь, конечно же. Будет прямо тобой созданный продукт, с нуля.

У фотошопа лицензия слетела? Ну сделай, скачай откуда-нибудь, разберись, ты же знаешь, как. Сделал? Молодец, теперь накидай баннер на сайт, что у нас акция "два по цене трёх" и зайди в админку, размести на главной. Пароль на мониторе приклеен.

Слушай, у нас тут заказ на шелкуху маленький, быстренько накидай макет, закажи раму, и когда будет готова, надо будет двести пакетов покрасить, там несложно. Краска в кладовке наверху, пакеты справа. Действуй.

Ты домой как едешь? Через центр? Листовочки, которые утром резал, упакуй, и закинь заказчику по пути. Он будет ждать. Адрес и номер щас в телеге скину, наберешь, как будешь подъезжать.

2

Даа, очень узнаваемо. Но есть нюанс. Ловушка 0, потому и ноль, что встречается в наше время только у типографий на старте. С таким подходом оборот что-то около нуля, и такой бизнес умирает, даже не взлетая. В отличии от нулевых (смотрите, как ноль красиво закольцевался) сейчас рынок перенасыщен предложением, поэтому выживают типографии, которые обеспечивают, во-первых, качество, во-вторых, привлекательную цену на фоне аккуратного исполнения налоговых обязательств. Ни одна из этих составляющих невозможна без разделения труда. Поэтому берём Ловушку 0 в наш список, но в пост "Своя типография. Не стоит и начинать, если.."

1

Тема оч схожая с корпоративной сувениркой, там тоже у всех, все одинаково и нужно бежать от ценника, понятно что самого низкого. Но, вот вам кейс, как удалось обойти ограничение ценника, может наведет на хорошие мысли
https://www.vlad-a.ru/blog/tpost/02sdca7js1-nestandartnaya-nisha-v-segmente-suvenirk

2