Логистика для ритейла в 2024 году. Как компании решают актуальные проблемы

Российская логистика с переменным успехом адаптируется к новым реалиям. В числе вызовов, с которыми сталкиваются компании сегодня, на первый план выходят цифровизация и кадровый голод.

Что выбрать: коробочное решение или собственную ИТ-разработку? Как эффективно работать с аутсорсинговыми компаниями? Какая HR-стратегия позволит удержать сотрудников и сократить дефицит кадров? Эти и другие вопросы обсудил с экспертами рынка Матвей Гулин, директор по логистике Ahmad Tea – на конференции New Age Logistics.

Логистика для ритейла в 2024 году. Как компании решают актуальные проблемы

Уход иностранных IТ-вендоров в 2022 году оставил более 50% российских компаний без техподдержки, и они оказались перед выбором ИТ-решений, которые позволят компании поддерживать существующие бизнес-процессы и минимизируют риски цифрового коллапса. Но для многих по-прежнему открытым остается вопрос, что предпочтительнее – собственное ПО или коробочное решение?

И участники встречи продемонстрировали своим примером, что единственно правильного пути не существует.

Как создать собственное ИТ-решение? Опыт «Лемана ПРО» и МОЛКОМ

На создание собственного ИТ-продукта для бизнес-направления транспортной логистики компании «Лемана ПРО» потребовалось почти 3 года. В базовой комплектации продукт готов на 100%, дальше по плану — развитие продукта.

Перед запуском системы на все подразделения ее пилотировали на региональных площадках. Это позволило обеспечить плавный переход на новую платформу и тем самым минимизировать возможные риски для бизнеса.

Директор по транспортной логистике компании «Лемана ПРО» Светлана Любовина подчеркнула, что тесное взаимодействие операционных и продуктовых команд — ключевой фактор для достижения нужного результата.

Она также отметила, что проектом управляет руководитель продукта, а сотрудники операционной команды активно участвуют в наполнении бэклога, приоритезации задач и тестировании доработок.

У нас есть постоянная потребность в доработке и адаптации продукта под изменяющиеся нужды бизнеса, поэтому важно, чтобы продуктовая команда не просто делала это, а предоставляла решения в те сроки, которые ожидает бизнес.

Светлана Любовина, Лемана ПРО

По этой причине «Лемана ПРО» приняла решение развивать собственный цифровой продукт, призванный оцифровать и автоматизировать процессы входящей логистики

В свою очередь логистический оператор МОЛКОМ использует не одно, а несколько кастомных решений — собственная TMS (Transportation Management System), OMS (Order Management System), а также три версии WMS (Warehouse Management System), конфигурации которых отвечают специфике клиентских проектов. Разрабатывает и внедряет все системы ИТ-команда компании.

По словам ведущего менеджера по направлению «Фулфилмент» МОЛКОМ Сергея Жуликова, такой набор продуктов способствует эффективному управлению всеми направлениями компании.

Так, третья версия WMS — «Constructor» — позволяет в два раза быстрее подключать клиентов к системе, поддерживать работу в режиме «единого склада» для 3PL и фулфилмент-обработки товаров, а также оперативнее реагировать на изменяющиеся правила маркетплейсов.

Зачем совмещать свою TMS и коробочное решение? Опыт сети ВсеИнструменты.ру

Логисты онлайн-гипермаркета ВсеИнструменты.ру пользуются как собственными разработками, так и услугами сторонних операторов. Как рассказал руководитель транспортной логистики ВсеИнструменты.ру Георгий Ким, для работы на “средней миле” компания разработала собственную TMS, которая объединила в себе все внутренние продукты — для управления складом, двором и т.д.

Для работы на “последней миле” компания пользуется коробочным решением. После его внедрения производительность курьеров выросла на 30%, при этом их численность сократилась в два раза благодаря использованию маршрутизации.

Чтобы выбрать между собственным и коробочным решением, команда оценивала их по нескольким критериям: стоимость продукта, сколько денег он может принести и сколько — сэкономить.

Современные покупатели избалованы сроками доставки. Клиент ожидает, что нужный ему инструмент можно привезти, как и продукты, за 30 минут. Мы должны держать марку и двигаться в сторону сокращения сроков доставки, поэтому уровень автоматизации в компании постоянно растет. В среднем около 60 человек постоянно работает над ее доработкой и улучшением

Георгий Ким, ВсеИнструменты.ру

Как автоматизировать возвраты? Способы и решения

По словам участников встречи, нерешенным для многих компаний по-прежнему остается вопрос автоматизации работы с возвратами. Одна из немногих компаний, которой удалось это сделать — ювелирный бренд SOKOLOV.

Как рассказал Сергей Удалов, директор по логистике SOKOLOV, компания добавила блок возвратов в собственную TMS. Он позволяет отследить статусы по всем магазинам и спрогнозировать дату возврата каждого заказа. Если в указанный день покупка не вернулась, отдел возвратов уточняет информацию по ней отдельно.

В 2022 году бренд также запустил быстрый сервис онлайн-возврата покупок. Клиент оформляет заявку и относит изделие в выбранное отделение «Почты России».

Запуская эту услугу мы боялись, что увеличится количество краж, но поняли, что сильно заблуждались на счет своих клиентов. Процент краж при быстром возврате меньше, чем в случае с возвратом через ПВЗ.

Сергей Удалов, Sokolov

SOKOLOV планирует в ближайшее время подключить еще несколько транспортных компаний, которые осуществляют сбор возвратов в собственных ПВЗ и постаматах.

По словам руководителя направления развития клиентов СДЭК Ирины Ивановой, проблему возвратов многие компании решают для себя с введением предоплаты. Подтверждает это опыт компаний в категории fashion.

Еще один рабочий инструмент — так называемые «черные списки». СДЭК собирает статистику и формирует списки заказчиков, которые оформляют большое количество заказов, но не выкупают их.

Логистика для ритейла в 2024 году. Как компании решают актуальные проблемы

Рынок труда в логистике. Почему не хватает кандидатов?

Сегодня в российской логистике задействовано до 6 млн человек, дефицит кадров составляет около 20%. По данным SuperJob, за последние три года прирост вакансий в этой сфере составил 73%, тогда как соискателей — всего 17%.

По словам руководителя отдела сопровождения клиентов SuperJob Татьяны Батырь, на это влияют два основных фактора — демографический кризис в стране и рост числа самозанятых.

Также увеличился средний возраст кандидата и сократилось количество безработных соискателей – с 63% до 37%. Работающие, в свою очередь, стали скрывать свои резюме, чтобы их не заметил работодатель.

Соискатели стали очень избирательными, они тщательно изучают каждую вакансию и точечно на нее откликаются. Зарплатные ожидания также растут.

Татьяна Батырь, SuperJob

По словам Татьяны, основным инструментом удержания персонала сегодня является повышение зарплаты. Больше всего зарплата растет в промышленности, строительстве, транспорте и логистике.

Эксперт отметила, что нанимателям в новых реалиях стоит снижать гендерные и возрастные барьеры, а также обучать новых сотрудников.

Логистика для ритейла в 2024 году. Как компании решают актуальные проблемы

Удержать прежних или нанять новых – что проще?

Среди компаний-участников конференции дефицит персонала в среднем составляет 20-30%. Как рассказал директор по логистике «Снежной Королевы» Алексей Ермаков, основной источник недостающего персонала — аутсорсинговые компании.

До того, как мы начали работать в этом направлении, я не верил, что персонал на аутсорсе может быть таким же производительным, как собственные сотрудники. Оказалось, что если для них организовать такие же условия труда и отдыха, то это возможно.

Алексей Ермаков, "Снежная королева"

По мнению Алексея Ермакова, выигрышной будет стратегия — формировать пул собственных квалифицированных и мотивированных сотрудников, которые в высокий сезон могут взять на себя руководство привлеченными специалистами и обеспечить необходимый уровень эффективности работы такого временного подразделения.

Директор по управлению цепями поставок «Макси» Владимир Лушников отметил, что компания фокусируется именно на удержании сотрудников. Для этого внедрена продуманная система бенефитов, питание, спецодежда, прозрачная система продвижения по карьерной лестнице.

Также в компании активно применяют такой инструмент, как «Биржа смен». Это электронная площадка, где любой руководитель участка может создать заявку, а любой сотрудник — откликнуться на нее. Например, в свободное от работы время сотрудники складов могут выйти работать на кассе магазина, и наоборот. Это позволяет временно вывести людей на позиции, по которым открыты вакансии. Таким образом, FTE в зависимости от сезона составляет 8-15%.

Руководитель по складской и транспортной логистике «Ридан» Евгений Яблоков согласился с коллегами, что удержание сотрудников является приоритетным в работе с персоналом и позволяет избежать кадрового голода. В компании предлагают расширенный соцпакет — бесплатная столовая, ДМС, сокращение рабочего дня в пятницу на час, летом — на два часа. Также ежегодно проводится анонимный опрос удовлетворенности.

Еще один рабочий инструмент — соревнование внутри одной бригады или склада. Это позволяет выделить и поощрить самых амбициозных сотрудников. «Средний стаж работы персонала, который представляет собой костяк компании — 15 лет. Люди не хотят уходить, потому что довольны условиями, которые получают», — резюмировал эксперт.

***

Об этом и многом другом рассказали эксперты — участники VI практической конференции New Age Logistics, которая прошла в Москве 24 октября 2024.

Конференция организована агентством Sees Group.

Sees Group — организатор деловых ивентов Fashion Dive, DTC DAY, Kids Retail Day и других. А также создатель тг-канала Технолог / Logistics + Tech.

11
Начать дискуссию