Что ждет fashion-индустрию? Экономические тренды 2025 в России и мире
Несмотря на то, что рынок одежды в России и в мире продолжает расти, эксперты оценивают ситуацию как “неопределенную”. Игрокам fashion-рынка предстоит столкнуться с рядом вызовов, связанных со сложностями в экономике и геополитике.
Ситуация на российском рынке
Гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров подчеркнул, что в 2024 году в России наблюдался динамичный рост продаж одежды, обуви и аксессуаров в рознице и онлайн. Так, в денежном выражении рынок вырос на 14% — до 3,9 триллиона рублей.
Передел fashion-рынка
Этап передела рынка и захвата освободившихся мест после ухода международных компаний был окончательно завершен. С таким заявлением выступила генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
Часть иностранных брендов, сообщают “РБК Инвестиции”, продали активы российскому топ-менеджменту: права на управление магазинами обувного ритейлера Crocs перешли от российского подразделения «Крокс Си-Ай-Эс» новому юридическом лицу ООО «Клэр», в котором 85% принадлежат бывшему гендиректору «Крокс Си-Ай- Эс» Эрику Пети, 15% — совладельцу юридической компании RT-Group Евгению Трегубенко.
Испанская Mango передала свою сеть нескольким франчайзинговым партнерам. Однако покупатели и суммы сделок неизвестны.
Российские активы ГК Inditex Group (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho) еще в 2023 году выкупила компания Fashion And More Management DMCC из ОАЭ. ГК Inditex передала новым владельцам торговые площади примерно 250 торговых объектов в России, на которых открылись более 200 магазинов под брендами MAAG, DUB, ECRU, VILET.
Ранее, в начале июля 2022 года, стало известно о завершении продажи российского подразделения польской LPP Group (Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay) китайской компании Far East Services-FZCO, получившей 95% акций. Оставшиеся 5% получила гендиректор российского дивизиона LPP Анна Пилюгина. Но права на использование товарных знаков и брендов остались в собственности LPP Group.
В России магазины розничной компании работают под другими брендами: RE, CR, XC, МО, СИН. Любопытно, что в марте 2024 года американская инвестиционно-исследовательская компания Hindenburg Research опубликовала расследование, в котором утверждалось, что LPP Group по-прежнему контролирует актив.
Спад оффлайн-продаж
В 2025 году fashion-бизнесу никто не может гарантировать возврат значительных инвестиций, особенно это касается оффлайн-сектора.
Еще в 2024 году эксперты фиксировали значительный переток покупателей в онлайн и на маркетплейсы, доля которых продолжает увеличиваться. Михаил Бурмистров утверждает, что онлайн-продажи на маркетплейсах заняли к концу прошедшего года около 80% рынка.
«Маркетплейсы делают в этом направлении фантастическую работу, вытягивая из офлайн-ритейла покупателей ценой, внешней картинкой, но не глубиной и не смыслами», — подтверждает основатель брендов Grunge John Orchestra. Explosion и «Два Мяча» Илья Нафеев.
По оценке Бурмистрова, в целом снижается посещаемость торговых центров, из-за чего существенно ухудшается показатель конверсии.
«Россияне ходят в торговые центры, но в большей степени для того, чтобы посетить заведения общественного питания, зоны развлечений и кинотеатры», — считает он.
При этом в наиболее интересных торговых центрах фиксируют резкий рост арендных ставок, который может составлять 20-30% и даже более. Где высокая вакантность — эффективность открытия новых торговых объектов крайне низкая, из-за чего перед ритейлерами на fashion-рынке встают особенно серьезные препятствия.
По его словам, развитие на маркетплейсах также осложнено. Получается, что значительная часть крупных розничных сетей не могут зарабатывать на маркетплейсах.
Таким образом, год для российского fashion-рынка обещает быть нелегким. Перспективы роста наблюдаются в e-commerce, но никак не в оффлайновом бизнесе.
Мировые тенденции
Впрочем, если говорить о том, что происходит и будет происходить во всем мире — здесь аналитики тоже не считают, что в 2025 году fashion начнет развиваться огромными темпами. Эксперты уже назвали следующий год “неопределенным”, в котором рост доходов все же ожидается, но “на стабильно низком уровне”.
Журнал Business of Fashion вместе с аналитиками международной консалтинговой компании McKinsey опубликовали ежегодный отчет The State of Fashion 2025. Этот доклад основан на общей аналитике и опросе руководителей индустрии моды. В нем освещаются ключевые тренды и проблемы fashion-сегмента на предстоящий год.
Пересмотр ключевых рынков сбыта
В отчете говорится, что в следующем году эксперты прогнозируют стремительное снижение потребительского спроса в Азии. При этом будет активно развиваться серый рынок при многих нерешенных экономических и геополитических проблемах во всем мире. На этом фоне 80% руководителей в fashion-сфере не ожидают особых улучшений в 2025 году.
Ожидается, что компании могут удвоить усилия по диверсификации своего присутствия в азиатских странах, заложив основы для ниаршоринга. Это такой тип аутсорсинга, в ходе которого компания ищет партнера по развитию в другой стране или регионе. Такая бизнес-стратегия направлена на то, чтобы разместить часть или даже все операции рядом с тем местом, где непосредственно продается продукция компании.
При этом экономическое замедление роста в Китае на фоне изменений потребительских предпочтений и открытия международных границ заставляют бренды обратить внимание и на другие азиатские страны. Согласно данным отчета, Индия, Япония и Корея будут занимать центральные места как новые точки развития среди крупных брендов в 2025 году.
Акцент на старшем поколении
Еще одна любопытная тенденция: фокус на более старшее, так называемое “серебряное” поколение. Если раньше модные дома фокусировались на продажах среди молодежи, то в 2025 году бренды будут ориентироваться на людей старше 50 лет, за счет которых гораздо легче наращивать продажи.
Дело в том, что это поколение более стабильно в своих предпочтениях, а также в большинстве эта категория может похвастаться более высокими доходами. Кроме того, они предпочитают продукцию уже известных им компаний и не стремятся покупать одежду у новичков.
Меньше люкса — больше масс-маркета
Кроме того, эксперты считают, что мировой кризис и рост цен окончательно заставят покупателей пересмотреть отношение к люксу и начать больше экономить. Так, 70% руководителей модной индустрии среди главных проблем назвали отсутствие доверия потребителей к брендам и желания тратить деньги.
Ожидается, что такая тенденция сохранится на протяжение всего 2025 года, так что для увеличения выручки модным домам необходимо будет локализовывать рыночные модели, расширять ценовой диапазон, уделяя внимание более бюджетным коллекциям.
Внедрение ИИ
Еще один важный момент: перенасыщенность рынка. У клиентов слишком много возможностей для выбора, что негативно влияет на их вовлеченность, а следовательно, на показатели конверсии брендов.
Эксперты говорят, что покупатели одежды хотят гиперперсонализации. Таким образом, еще больше внимания будет уделяться развитию искусственного интеллекта, который будет подбирать контент потребителям, не перегружая их.
По данным McKinsey, 82% покупателей готовы к тому, чтобы ИИ помог им с выбором. Одним из примеров является немецкий бренд Zalando, чья успешная интеграция ИИ способствовала увеличению прибыльности на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года во втором квартале 2024 года.
Если понравилась статья, подписывайтесь на мой Телеграм-канал о производстве одежды в Азии. В нем я рассказываю о производственных рынках Китая, Индии, Бангладеш, делюсь кейсами и раскрываю нюансы работы с фабриками