Чек-листы в SEO: польза для специалистов и клиентов
Попробуем разобраться, есть ли польза от чек-листов не только для начинающих, но и для опытных специалистов, а также можно ли их добавлять в SEO-отчёты для клиентов.
Почему все пользуются чек-листами, даже если говорят, что не пользуются?
Каждый SEO-специалист хотя бы раз работал с чек-листом.
Даже если опытный SEOшник говорит, что не пользуется чек-листами, что работы по каждому сайту индивидуальны, всё равно в голове у него есть определенный список пунктов, которые он визуально проверяет на продвигаемом сайте.
Разница между начинающим и гуру-SEO в том, что у первого меньше так называемая "насмотренность", поэтому:
- начинающему проще взять готовый чек-лист, пройтись по пунктам и выписать всё в табличку
- опытный может сразу отметить, чего не хватает на сайте, и выписать недостающие элементы
Таким образом, разница лишь в подходе, но чек-листы, так или иначе, использует каждый специалист.
Какие бывают чек-листы?
Чек-листы в SEO можно разделить по видам работ (что проверяем):
- проверить техничку
- проверить коммерческие факторы на сайте
- оценить юзабилити (удобство)
- оценить конверсионные элементы сайта
Или по типу (какой сайт проверяем):
- Сайт услуг
- Интернет-магазин
- Информационный сайт
- Новостной портал
Или по направлению (какая тематика бизнеса):
- Авто
- Стоматология
- Строительство
- Недвижимость
По каждому виду чек-листа может быть свой набор пунктов, часть из них может пересекаться.
В чём польза чек-листов для SEO-специалиста
Обычно чек-лист состоит из списка задач, которые можно проверить на “есть/нет” или “сделано/не сделано”. Чаще всего, это требуется при экспресс-аудите сайта или проверке на технические ошибки. У SEOшников обычно есть большие списки готовых чек-листов на 100+ пунктов по разным тематикам сайтов.
Но стоит учитывать, что и обычные задачи, которые не требуют пояснительных картинок или скринов, тоже можно оформить в виде пунктов чек-листа.
Польза:
- это готовый набор задач, которые уже сформулированы - не надо тратить время на их написание
- один список пунктов часто подходит для разных сайтов
- компактный вид работы - занимает мало места в отчёте
- можно красиво оформить
- удобно отмечать выполнение (ставить галочку)
- если закончились идеи, что сделать по проекту - чек-лист может подсказать направление
В чём польза для клиента
SEO-специалист предоставляет клиенту отчёт о проделанной работе. Если работы оформить в виде чек-листов, да ещё и с датами, и с комментариями, то клиент, скорее всего, будет доволен.
Польза:
- Красивое оформление
- Компактный вид (вместо длинных и непонятных текстов с заумными терминами)
- Сразу понятно, что уже сделано, а что ещё предстоит сделать специалисту
- Видно, когда были выполнены задачи (если указаны даты)
- Указаны причины, почему какие-то задачи не выполнены (если есть комментарии)
Как добавить чек-лист в SEO-отчёт для клиента?
Это не совсем тривиальная задача, т.к. требуются технические и визуальные решения для простановки выполненных пунктов чек-листов.
Но всё же есть несколько рабочих вариантов:
- отправлять клиенту файл Word, Excel или ссылку на Google-таблицу с проставленными галочками
- вставлять чек-лист скриншотами в тело отчёта
- воспользоваться функционалом сервисов по созданию SEO-отчётов
Первый вариант подходит, если чек-лист содержит сотни пунктов "для галочки" (как бы двусмысленно это ни звучало).
Второй и третий варианты подразумевают, что чек-лист содержит только полезные работы (10-20 пунктов). Тогда его вполне можно добавить в тело SEO-отчёта, а не выносить в отдельный файл.
А как вы работаете с чек-листами? Используете ли сервисы? Укажите в комментариях.