Как уровень знания SEO среди управленцев связан с результатами продвижения
Мы попросили 250 маркетологов и управленцев оценить свой уровень знания SEO, а также спросили их о том, считают ли они знание SEO важным, как часто читают материалы по теме и т.д. Затем мы разделили респондентов по уровню знания, чтобы выяснить, как будет меняться доля тех, кто отметили рост посещаемости и продаж из поисковых систем. Делимся данными исследования в нашей публикации.
О чём мы спрашивали респондентов:
- как они оценивают свой уровень знания и понимания SEO;
- как часто они читают материалы о SEO (статьи, книги, посты);
- считают ли они знание SEO важным для маркетолога;
- повышают ли их сотрудники квалификацию в области SEO (конференции, митапы, курсы);
- блок с вопросами об эффективности SEO (рост продаж и трафика из поиска, бюджетирование, частота проведения SEO-аудита, наличие SEO-специалиста в штате, стратегии т.д.).
В числе респондентов: маркетологи (от специалистов до директоров департаментов), управленцы (директора по развитию бизнеса, владельцы компаний и т.д.).
Цель исследования: выяснить, как уровень знаний SEO связан с результатами продвижения, частотой проведения SEO-аудитов, готовностью развивать направление и увеличивать бюджет. На наш взгляд, фундаментом успеха SEO-продвижения является уровень знаний и квалификация менеджмента, который в конечном итоге принимает решения: нанимает специалистов, формулирует KPI, гипотезы, приоретизирует финансирование, внедрение рекомендаций.
Опрос проводился в 2020-ом году.
Оценка собственных знаний
Начнем с того, что почти 90% опрошенных считают знание SEO важным для маркетолога.
Однако свой уровень знаний респонденты оценили по-разному. Результаты показали, что почти все опрошенные считают знание SEO важным, но глубоко разбираются в вопросе и следят за трендами только четверть респондентов.
20% ответили, что хорошо знают тему, но за трендами не следят; 17% оценили знания как слабые; 35% – в среднем наибольшая доля респондентов – оценила свои знания как базовые.
Если смотреть в разрезе отраслей, то слабее всего уровень своих знаний оценили представители медицинского сегмента – 19,2% и финансового – 41,2%; лучше всего разбираются в SEO представители авторынка и e-commerce: 40% и 34,5% соответственно.
Чтение литературы
Мы спросили у респондентов, читают ли они книги или статьи, связанные с продвижением сайта в поисковых системах.
Представители e-commerce и их сотрудники повышают уровень знаний в SEO активнее, чем представители других сегментов
Четверть участников ответили, что никогда не читают публикации о SEO. Больше половины респондентов (53%) делают это время от времени. Регулярно читают материалы о SEO только 22% опрошенных.
Если смотреть в разрезе отраслей, то меньше всего читают о SEO представители сегмента финансов – 29,4%; медицины – 28,2%; недвижимости – 27,5%. Для сравнения: доля нечитающих о SEO в e-commerce составила 17%!
Повышение квалификации
Около 50% участников опроса ответили, что их сотрудники регулярно повышают квалификацию в области SEO: посещают конференции, вебинары, митапы, обучения.
30% респондентов сообщили, что сотрудники не повышают квалификацию в области SEO, а оставшиеся 20% – не в курсе, делают это сотрудники или нет.
Применение знаний и корреляция с результатами
Владение знаниями в SEO и умение их вовремя применить – нанять специалистов, оценить их квалификацию, проконтролировать проведение SEO-аудита, бюджетирование, правильное целеполагание и т.д. – влияет на эффективность продвижения сайта в поисковых системах.
Именно те маркетологи, которые высоко оценивают свои знания в SEO, постоянно улучшают их, следят за трендами, чаще остальных отмечают рост посещаемости и продаж из канала поиска, а также планируют увеличиить бюджет на поисковый маркетинг, проведение аудитов и повышение квалификации сотрудников.
Можно предположить: если маркетолог или менеджер по развитию компетентен в SEO, то он уделяет направлению больше внимания, способен подобрать более качественных специалистов или агентство, правильно расставить приоритеты и получить более качественный результат
Управленцы и маркетологи, для которых SEO это слепая зона, в которой они проявляют меньше активности – не следят за трендами, реже проводят аудиты, реже готовы вкладываться в развитие SEO-направления – отмечают более слабые результаты с канала SEO.
Например, среди представителей e-commerce в группе, которая оценивает свои знания в SEO как глубокие, 59% участников отметили рост продаж и посещаемости из поиска.
В группе, которая «хорошо разбирается в SEO, но не следит за трендами», посещаемость и продажи из поиска выросли у 36%.
Среди представителей рынка недвижимости, оценивших собственные знания в SEO как глубокие, на 72% выше доля тех, кто отметил рост посещаемости и продаж из поиска и планирует увеличить бюджет на продвижение, чем среди тех, кто оценивает знания в SEO как базовые или слабые
Подобная корреляции заметна и в других отраслях, за которыми мы наблюдаем: финансовой, медицинской и авто.
Интересна также связь между оценкой собственных знаний и повышением квалификации у сотрудников. Например, 60% респондентов из недвижимости ответили, что их сотрудники повышают квалификацию в области SEO. Но среди тех, кто оценивает собственные знания SEO как глубокие – доля повыщающих свою квалификацию на 33% выше.
В e-commerce также соотношение меняется в зависимости от того, как респонденты оценивают собственные знания: если знания глубокие, доля сотрудников, повышающих квалификацию, увеличивается до 90%; среди тех, кто знает основы, этот показатель почти в два раза меньше и 48%.
Выводы
Резюмируя наше исследование, приведем две веских причины для маркетологов и управленцев в пользу изучения SEO и повышения своих знаний. Первая – это корреляция между знаниями в SEO и результатами их применения в маркетинге. Вторая – это тенденция на усложнение SEO и растущая взаимосвязь отдачи от SEO с продуктом и бизнесом компании.
Оба этих условия увеличивают нагрузку на менеджмент. Недостаточно просто полагаться на удачное решение SEO-специалиста или агентства. Необходимо обладать собственным высоким уровнем знаний, чтобы делать правильный выбор, формулировать цели и приоритеты, внедрять рекомендации на уровне бизнес-показателей.
Другое дело, что тут возникает проблема нехватки специалистов и агентств, способных развивать продукт с точки зрения SEO, но это уже тема для отдельного исследования.