Стать SEO-специалистом, если нет опыта и ты гуманитарий
Мало кому удается определиться с выбором будущей профессии раз и навсегда, учитывая, что некоторые специальности становятся востребованными у нас на глазах.
Павел Михайлов, наш коллега из «Ашманов и партнеры», учился на филфаке, работал автослесарем, но в итоге решил стать SEO-специалистом. Павел рассказал, какие навыки ему потребовались на старте, где он брал знания и какие дополнительные качества помогают развиваться в профессии.
Предыстория
Если не ошибаюсь, в России больше половины выпускников ВУЗов не работает по специальности. Я не исключение. После школы поступил на филфак, но в процессе обучения понял, что душа не лежит, и решил работать. Некоторое время трудился в сфере ландшафтного озеленения, а потом - больше двух лет в автомобильной мастерской.
Про SEO мне рассказала родственница, которая возглавляла отдел контента в интернет-магазине - я заинтересовался. На тот момент я уже жил в Москве и решил пробиться на стажировку в “Ашманов и партнёры”.
Около года я осваивал теорию и практику, чтобы вырасти из ассистента в младшего специалиста. С тех пор прошло несколько лет, и я могу сказать, что профессия круто изменила мою жизнь в лучшую сторону и открыла новые возможности для роста. Хочу поделиться видением того, что нужно уметь и знать, чтобы влиться в сферу поискового продвижения.
Основы веб-программирования
Индексация и ранжирование сайта во многом зависят от кода. На графике ниже видно, как из-за небольшой технической ошибки видимость сайта в поиске просела с ~3,5% до ~0,1%. В общем, знание основ программирования - один из ключевых навыков seo-специалиста.
Я же до того, как решил, что хочу заниматься поисковым продвижением, работал автослесарем и в коде не понимал вообще ничего.
Нужно было быстро учиться, и мне в этом помог сайт Htmlbook.ru. С его помощью я изучил HTML, значения тегов и атрибутов, которые требуются для анализа сайтов.
Коллеги из отделов внедрения и SEO давали много подсказок и это ускорило процесс обучения. Где больше людей, там больше знаний - поэтому начинать карьеру я рекомендовал бы именно в агентстве. Здесь проще получить доступ к свежей информации и перенять чужой опыт. Главное, не бояться задавать вопросы и быть открытым к рекомендациям и советам со стороны.
На первый технический аудит сайта я потратил два рабочих дня. После нескольких лет практики и обучения такая работа стала занимать в разы меньше времени - два-четыре часа для оценки среднего проекта.
Аналитические сервисы Яндекса и Google
Яндекс.Метрика и Google Analytics - основные инструменты для анализа посещаемости и поведения пользователей на сайте. Изучить, как устроены сервисы и как с ними работать, несложно. Например, Яндекс предоставляет видео-курс, который помогает разобраться с Метрикой на базовом уровне. Можно пойти дальше - пройти тестирование и получить сертификаты Яндекс.Метрики и Google Analytics.
Я не могу порекомендовать какие-либо курсы по системам аналитики, потому что сам их не посещал, а разбирался в бою. Отмечу лишь, что особенный упор стоит сделать на изучении нескольких отчётов:
- Источники трафика. Важно научиться строить и проверять гипотезы относительно того, как и почему меняется качество и количество посещений на сайте, как различные источники трафика связаны друг с другом и так далее. Например, для SEO крайне важен прямой трафик - т.е. пользователи, который попали на сайт по конкретному url-адресу напрямую из браузера, а не с какого-либо сайта.
- Вебвизор. В эпоху поведенческих факторов ранжирования, важно видеть, как пользователь взаимодействует с сайтом, на каком этапе у него возникают трудности или желание закрыть страницу.
- Цели и конверсии. Правильно настроенная воронка целей, поможет оценивать эффективность трафика из поиска (и из других источников) на разных этапах - от ознакомления с сайтом и предложением до покупки.
- Страницы входа. Отчёт поможет отслеживать динамику посещаемости конкретных посадочных страниц.
- Поисковые запросы. Отчёт показывает, по каким запросам пользователи поисковых систем чаще всего переходят на сайт: по брендовым или тематическим, по коммерческим или информационным. Здесь же можно проанализировать, как пользователи, которые пришли по продвигаемым запросам, ведут себя на страницах сайта.
В общем, с помощью этих отчетов можно отслеживать колебания трафика и выявлять их причины, анализировать поведение пользователей для выработки рекомендаций, например, по оптимизации юзабилити сайта.
Специализированный софт и сервисы
- Яндекс.Вордстат – основной инструмент анализа поискового спроса. По ссылке доступна подробная инструкция по работе с сервисом. Вордстат используют для сбора семантического ядра, т.е. выборки запросов, по которым будет продвигаться сайт. Ещё сервис помогает оценить колебания популярности запросов на протяжении года во вкладке “История запросов”.
- Screaming Frog SEO Spider – «швейцарский нож» специалиста по поисковому продвижению. Он помогает сделать аудит сайта по широчайшему ряду параметров. Например, найти битые ссылки, редиректы, неоптимизрованные изображения, отключенные скрипты, дубли мета-данных и страниц и т.д.
- Key Collector – многофункциональная программа для работы с семантическим ядром. Она помогает собирать запросы из Яндекс.Водрстат в полуавтоматическом режиме и чистить их от мусорных фраз. С помощью Key Collector можно расширять семантику, анализировать позиции сайта в поиске и собирать дополнительные данные о популярности ключевых слов.
- SeoRate – сервис помогает отслеживать результаты поискового продвижения и следить за динамикой конкурентов. Сервис показывают видимость сайтов в поиске по конкретной тематике, число запросов в топ-10, ссылочные профили и число страниц в индексе для продвигаемого сайта и конкурентов. Незаменимый инструмент для оценки результатов оптимизации.
- Вспомогательные сервисы - у каждого они свои. Ниже я привел список тех, которыми пользуюсь регулярно.
Использование CMS
SEO-специалист не только выдаёт, но и внедряет рекомендации. Для этого нужно разбираться в системах управления сайтами - Bitrix, Wordpress, Joomla, Drupal и т.д.
Особенно важно знать, как настраивать шаблоны генерации мета-данных, загружать уникальные мета для конкретных страниц, редактировать файлы robots.txt и sitemap, создавать ЧПУ-адреса, корректировать редиректы и битые ссылки.
Я учился использовать CMS опять же на практике - заходил в "админку" и разбирался, как она устроена. Интерфейсы популярных CMS довольно дружелюбны, поэтому их освоение - не самая трудная задача.
Вебмастерские кабинеты
Яндекс.Вебмастер и Google Search Console - для seo-специалиста владеть ими так же важно, как продавцу владеть ключами от магазина. Вся информация об индексации и о проблемах с ней аккуратно разложена по полочкам в вебмастерских кабинетах.
Excel
Основной средой для построения отчётов остаётся Excel. В нём мы не только фиксируем результаты поискового продвижения, но и формируем все рекомендации, с помощью него обрабатываем выгрузки из вебмастерских и seo-сервисов.
В таблицах удобно оформлять списки битых ссылок и редиректов, собирать запросы и прописывать title, description и H1, вести учёт позиций сайта в выдаче на протяжении длительного периода времени и т.д.
В Сети много сайтов и форумов, посвященных обучению работе в Excel. Они помогут найти решение, когда вы сталкиваетесь с незнакомой задачей. Для меня, например, самой большой болью было выучить функцию ВПР, но теперь она здорово экономит мне время при сведении данных из нескольких таблиц.
Книги, курсы и профессиональные медиа
Перечисленные выше пункты помогают решать конкретные SEO задачи, но кроме них нужны базовые знания. Я начал изучать seo в общих чертах еще до того, как решил работать. Как и многие, начал с книги “Оптимизация и продвижение в поисковых системах” Игоря Ашманова и из нее узнал, как устроены поисковики, ранжирование и так далее. Затем прослушал бесплатные видео-лекции "Школы SEO" на Youtube. И потом в процессе трудоустройства прошел специальный курс обучения в компании.
Кроме специальных знаний, на мой взгляд, seo-специалисту важно обучаться цифровому маркетингу в широком смысле. Плюс изучать, как устроен любой бизнес и через какие этапы развития он проходит.
Ещё я порекомендовал бы несколько русскоязычных ресурсов, которые помогают "быть в теме":
- Блоги специалистов: Devaka.ru Сергея Кокшарова и блог Михаила Шакина
- Блоги агентств и сервисов: «Ашманов и партнеры», «Текстерра», «Серпстат»
- Новостные порталы, например, Seonews
- Форумы – знаменитый Сёрч
- Телеграм-каналы: https://t.me/seoaralov и https://t.me/metod_seo
- И многое другое…
Дополнительные навыки и знания
Грамотная устная и письменная речь
Для seo-специалиста важно не только находить пути решения проблем, но и доносить их на понятном языке до клиента, до коллег из других отделов и т.д. Мне повезло, я учился на филфаке, но для тех, кто далек от гуманитарного образования рецепт один - читать, читать, читать. Количество прочитанного переходит в качество написанного - факт.
Аналитический склад ума
SEO-специалист обязан обладать пытливым умом, выверенной логикой и способностью понять, где причина, а где следствие. Если вы не любите головоломки, логические задачи или шахматы, вам вряд ли будет комфортно заниматься поисковым продвижением.
Английский язык
Многие seo-сервисы и информационные ресурсы доступны только на английском языке. Поэтому владеть языком нужно хотя бы на уровне чтения со словарем. Но лучше записаться на курсы или пойти к репетитору и изучить английский с маркетинговым уклоном. Я так и сделал.
Высшее образование
База в виде технического образования, желательно в IT, существенно увеличивает шансы не только на трудоустройство, но и на успех в профессии. Большинство специалистов в "Ашманов и партнеры" - технари. Я же учился на филфаке и мне это пригодилось в оформлении отчетов, рекомендаций и в общении.
С чего начать
В любом деле важно сделать первый шаг, чтобы понять нравится оно или нет. В seo, на мой взгляд, стартовать можно двумя способами: начать карьеру с позиции ассистента или самообучаться и параллельно продвигать, например, собственный сайт. Но далеко не каждый сможет вариться в собственном котле.
Работа в агентстве или в штате компании - более быстрый путь. Ещё есть курсы известных практиков за относительно небольшие деньги, которые помогут освоить профессию эффективнее, чем учеба по наитию или работа ассистентом с нулевой базой. Сочетая теорию, полученную на курсах, с актуальной информацией из блогов и медиа и постоянной практикой, вы найдёте место на рынке поискового маркетинга - я уверен!
Если же у вас нет живого интереса к интернет-маркетингу, если вы не любите анализировать, выявлять причинно-следственные связи и в чем-то кропотливо разбираться, то, пожалуй, без этого плацдарма работать и расти в профессии будет затруднительно. Но попробовать в любом случае стоит.