Развитие персонала: топ-7 ошибок, 6 шагов к построению системы и автоматизация обучения
Многие работодатели занимаются развитием персонала. Они оплачивают для сотрудников тренинги по росту продаж в космос, курсы по 44-ФЗ и 223-ФЗ, проектному управлению и продвижению в соцсетях. Специалисты учатся, но на компанию почему-то не обрушивается денежный поток.
Раз уж бизнес оплачивает развитие персонала, то необходимо получать от этого максимум пользы. В этом материале раскроем 7 ошибок в развитии персонала, опишем 6 шагов к внедрению системы обучения и расскажем, чем для этого хорош Битрикс24.
Да, существуют другие системы, с помощью которых можно подключить обучающие курсы и настроить тестирование. Но если компания использует Битрикс24, то может создать полноценный корпоративный портал и использовать остальные инструменты системы: автоматизацию отдела продаж, сквозную аналитику, учёт рабочего времени и эффективности.
Топ-7 ошибок в развитии персонала
Нет закрепления на практике. Менеджеры послушали лекции, сфотографировали слайды спикера и даже записали что-то полезное в заметки. Но если сотрудники не отработали новые знания на практике, не закрепили как навык, то через 72 часа большая часть информации забудется и обучение окажется напрасным.
Нет системности. Развитие персонала происходит хаотично. Сотрудников то отправляют на 5 курсов подряд, то не обучают годами. Из-за этого возникают пробелы в знаниях или переизбыток информации. Финансовые затраты есть, а реального улучшения уровня профессиональной подготовки сотрудников — нет.
- Увлечение модными, но бесполезными курсами. Например, менеджеров прокачивают в отработке возражений, хотя отдел ведёт сделки в Excel и не справляется с потоком заявок. Компании полезнее установить CRM и учить сотрудников работать в ней, чем тратить деньги на «развитие», которое не совпадает с корпоративными целями.
Нет мотивации. Сотрудники не видят пользы от своего развития. Оно не влияет на карьерный рост, размер премии или самореализацию. А значит, не стимулирует и рост компании. Такое обучение коллектив воспринимает, как возможность отлынивать от работы.
- Нет охвата всех должностей. Развитие в компании только для избранных — для руководства или маркетологов. А в коллективе есть ещё эйчары, бухгалтеры, дизайнеры, IT-шники, водители и другие ребята.
Нет обновления обучающих программ. Обновляются законы, меняются или импортозамещаются рабочие инструменты, а программа развития сотрудников висит в системе с 2018 года.
- Нет контроля. Работники посетили конференцию или посмотрели вебинар. Но непонятно усвоили ли они материал, применяют ли знания на практике и что изменилось в рабочих процессах после их обучения. Может вообще оказаться, что инструменты, которые давали, на курсе оказались неприменимы в конкретной компании.
Развитие персонала даёт бизнесу:
- компетентных сотрудников, которые быстро приспособятся к новым условиям,
- повышение рентабельности и эффективности,
- снижение производственных и экономических потерь, связанных с человеческим фактором,
- конкурентное преимущество за счёт классных специалистов.
Развитие даёт персоналу:
- повышение профессиональных и деловых качеств,
- самореализацию,
- возможность сделать карьеру,
- повысить свою ценность в компании.
Чтобы развитие персонала давало такой результат — оно должно быть системой, а не разовой акцией. Рассказываем, какие шаги помогут наладить процесс.
6 шагов для внедрения системы развития персонала
Выявить потребности коллектива в обучении. Нужно определить уровень подготовки каждого работника и понять, какие навыки ему прокачивать, и какой результат это принесёт. В коллективе кому-то не хватает управленческих компетенций, а кому-то — умений работать в CRM.
Мотивировать. Все усилия будут напрасны, если сотрудник не хочет развиваться. А когда человек знает, что прокачивание профессиональных навыков поможет ему стать успешнее, то обучается без принуждения. Потом он ещё сам будет учиться в нерабочее время и применять новые навыки в компании.
- Определить подход к обучению. Он бывает внутренним (силами наиболее компетентных сотрудников компании) и внешним (с помощью сторонней организации или коуча). Выбор подхода зависит от целей. Специфике продукта чаще обучают внутри компании, а многопрофильную подготовку организуют вне её.
Выбрать методы и форматы. Это могут быть тренинги, лекции, практические занятия, тимбилдинг, разбор кейсов, семинары, тесты, система наставничества. В аудио- или видеоформате, в виде конспектов, презентаций и так далее.
Организовать учебный процесс. Составить списки сотрудников, график обучения, оплатить курсы или завести свой корпоративный портал для развития компании. За этим — сюда. В случае с обучением новичков важно понять какие вопросы чаще всего возникают на этапе адаптации и перенести корпоративные знания «на бумагу», то есть в систему.
Контролировать. Проводить аттестацию или тестирование сотрудников в ходе обучения и по его итогам. Разбирать ошибки, собирать обратную связь.
На развитие персонала с привлечением внешних ресурсов у компании может не быть денег. Тем более, многие предприятия сейчас сокращают расходы по всем направлениям. А на обучение за счёт внутренних ресурсов — может не оказаться времени у сотрудников, которые должны преподавать.
Если компания уже использует Битрикс24, то штатные инструменты позволяют создать свою систему обучения:
- Для адаптации новичков,
- Для освоения новых инструментов и программ,
- Для повышения квалификации сотрудников.
Также есть возможность привязать к Битрикс24 сторонние образовательные платформы, такие как Moodle, GetCourse и другие.
Создание курсов
В коробочной версии Битрикс24 есть специальный модуль «Обучение». С его помощью легко создавать свои курсы, разбивать их на отдельные уроки, дополнительно можно настраивать проверку знаний.
Битрикс24 сами используют эти инструменты для обучения партнёров и сертификации разработчиков.
По умолчанию в системе есть два готовых курса: для новых сотрудников и обучение работе с порталом. По их примеру создавайте собственные обучающие программы. Внешний вид базы и корпоративного портала можно стилизовать под фирменный стиль компании.
Наш клиент чайно-кофейная компания «Легенда чая» (Montis) использует Битрикс24 для создания курсов по продукции, работе в Битрикс24 и 1С, и комплексной автоматизации.
Для сотрудников составили последовательные уроки и они осваивают знания поэтапно. Все страницы с уроками отображаются в левом меню.
Чтобы персонал действительно развивался необходим контроль знаний, например, в виде тестов. Так сотрудники лучше закрепят материал, а руководители определят, кто из работников более подготовлен. Для создания тестов и проверки полученных знаний необходимо использовать внешнее приложение.
Тесты можно назначить конкретным сотрудникам. Например, обучение по чаю и кофе — менеджеру, а по 1С — бухгалтеру.
Система позволяет установить число верных ответов и количество попыток, доступных сотруднику. Можно запретить приступать к следующему блоку, если работник не сдал тесты по предыдущему.
Эйчар или руководитель видят в системе, какие курсы изучает сотрудник, сколько он уже прошёл и какие по ним получил результаты.
База знаний
В облачной версии системы используйте Базу знаний. Это просто. Нужно только нажать на кнопку. Используйте готовый шаблон или создайте свой.
Заполняйте страницы информацией, загружайте тексты, презентации или запишите видеокурс, как это делают клиенты Вебфлай из примера ниже.
На «Воронежском заводе капельного орошения» для сотрудников записали видео с техническими инструкциями: как использовать оборудование, как посчитать смету и так далее. Также на примерах заказчиков сняли видеокейсы. В них описали, как подобрать оборудование для полива конкретных площадей и видов растений, и увеличить урожайность в 2-3 раза.
Компания «Легенда чая» создала в Битрикс24 должностные инструкции для адаптации сотрудников. Вскоре их база знаний переросла в полноценную «Академию». Примеры их курсов и тестов вы видели выше.
Вопросы по созданию базы знаний и собственных курсов на Битрикс24 задавайте в комментариях. Мы подскажем! Или сразу обращайтесь за помощью и мы настроим вам систему развития персонала.