Михаил Александров

+39
с 2017
3 подписчика
36 подписок

А я правильно понимаю, что разовый платеж в данном случае это не "покупка продукта навсегда", а "использование один раз"? Ну в том смысле, что когда надо будет сделать новую презентацию - надо заново оплатить? Такой pay-as-you-go? Да?

Нет, так не пробовал. Но это кажется маловероятным. Они-то тут вообще при чем? В иске был сам Citi Travel, их "неформальная" дочка в РФ и авиакомпания. Суд взыскал деньги только в Дубая.

Признаться, такая штука в голову мне не пришла. Спасибо за вариант на будущее.

1

Интересно, а кто следующий будет? Нет у вас списка, кого уже успели привлечь?

1

Значит так. Экономика в целом работает для конкретного человека, а не чтобы «ВВП померяться». Поэтому метрика «там сантехник получает 5, а у нас 1» помимо прочего означает, что сантехник на пенсии там будет пить маргариту на пляже, а у нас - известно что. Ну и, возможно, что дети сантехника станут программистами или врачами, а не сантехниками. Второе. Важна не только «экономика в целом», но и ее структура. И тут есть такие показатели, как размер гос. сектора (у нас он непропорционально большой) и неравенство (индекс джини - насколько 10% самых богатых богаче 10% самых бедных. У нас, опять-таки, это какой-то колоссальный разрыв). Неравенство это «размазывается» в т.ч. «горизонтально» - в США условный ТЦ/кино/макдональдс доступны не только в крупных городах (которых самих по себе в США больше), но и вообще везде. Говорить как у нас везде, наверное, не надо. Те «точки роста», которые у нас есть и которыми стоит и вправду гордиться (мобильная связь, ритейл, банкинг и т.п.) - они все в стремительно «сжимающемся» частном секторе. Доходы от углеводородов - это классно. Но еще лучше, когда эти доходы идут на инвестиции в человеческий капитал и укрепление связей внутри общества путем создания формальных (независимый суд) и неформальных (гражданское общество) институтов. А не просто тратятся на потребление или запасаются «на черный день». Итого - стартовые условия у нашей экономической модели очень и очень неплохие, но дрейфует она явно не туда. И с высокой скоростью.

9

Хорошая идея, посмотреть бы независимые тесты. А так очень даже. 

1

Не, отключишь просто браслет и Алису да и все ))) 

Высший пилотаж - уметь заложить время на такое вот «дерганье» и построить рабочую среду так, чтобы формировались «слоты» времени для спокойной работы. Это тяжело, сразу скажу. А по поводу творческого порыва - как раз напротив. Ты можешь заранее понять, какой день не загружен и вообще его «разгрузить», чтобы спокойно «потупить» и переварить информацию.

Крутая статья. Вряд ли можно было проще написать про налоги в США, спасибо!

3

Я бы выкинул в топку все каналы и книжки. И сфокусировался на Zavtra. Кошельки просто отличные. Может быть направил бы всю энергию в это направление. Признаться, я думал там оборот куда выше. 

Вот пример кажется не совсем корректным. Они же не отрицали, что было за 10 и так договорились. Они: сорри, обстоятельства изменились. Ну а дальше - ну был бы договор (что в ТГ, что на бумаге). Сказали бы: ну, судитесь с нами за сумму в 2 тыс. рублей. Но делать как невыгодно не будем. И все на этом.

1

Сервис прикольный. Но вот что «взлетит» - не уверен. Посмотрите аналог «видео-договор». Идея была очень похожая, но кажется - не полетело. MVP в виде ТГ-бота точно круть! 

2

Мне кажется, все вообще не так. Я за low-code и за то, чтобы юристы были "цифровыми". Но тут вижу прямо несколько нестыковок. Во-первых, "лид" и "доверитель" в юридической профессии - это разные совершенно вещи. Достаточно даже без low-code сделать форму обратной связи на сайте, заплатить за контекст и посмотреть, какие пойдут "лиды". Клиент формата DIY часто в принципе НЕ является клиентом юриста. Поэтому, например, сравнение с ТЖ не корректно - там как раз давая юридические советы продвигают НЕ юридические услуги. Более того, даже если сделать автоматизацию чего-либо или бота, то это еще не значит, что на сайт придет трафик. То есть опять надо конкурировать за место в выдаче. В целом, если нужны "юридические лиды", то их можно просто купить. У того же Правовед.РУ, например. Другой вопрос, что большинство клиентов по-прежнему приходят через "сарафан", а не гугл. Также чуть-чуть упомянута "внутренняя автоматизация". Вот тут точно есть поле для работы. Но только не в юр. бизнесе - в российской практике юристам сейчас хотя бы элементарные внутренние процессы настроить и автоматизировать, вроде управления временем, например. А уж потом подключать ИИ к написанию исков. Я бы сказал, что реально потребность в автоматизации рутины есть там, где труд юристов для заказчика "условно-бесплатен", а рутины такой - много. Это - юридические департаменты. Вот они рады ботам и всему прочему, что позволит перестать отвечать на бесконечные вопросы "внутренних клиентов". Но там Botman надо конкурировать с Право.РУ и их аналогами. И - да - юнит-экономика тут не при чем )))

Дмитрий, прямо вот спасибо большое за этот комментарий! Дело в том, что в этом и проблема. 

Существующие сервисы именно что "продают лиды". И потому и работают с ними только те юристы, у которых "нехватка обращений". Не буду всех "мазать одной краской", но часто это люди или с недостаточным еще опытом или просто не пытающиеся оказать правовую помощь. А иногда и просто те, кто решил построить на этом своеобразный бизнес. И для них тогда главное отбить "стоимость лида" всеми правдами и неправдами. 

Почему же там нет хороших и качественных юристов? Потому что им совсем не нужны клиенты? Нет, не обязательно. Просто все эти сервисы, работающие вокруг "продажи лидов" как раз за сбором лидов и гонятся. И самый эффективный тут путь - предлагать бесплатные юридические советы. А хорошие юристы чего уж точно не делают - так это не работают бесплатно. Достаточно вопросы посмотреть на этих сервисах. У меня где-то скрин есть, где "вопрос" - это задача из учебника. Ну просто лень самому студенту решать. 

Итого: люди идут на сайт за бесплатным юридическим советом, а "купившие лид" пытаются его отбить любой ценой. Это не юр. услуги. Это как если бы букинг.ком выставлял красивые картинки, а селил по приезду в халупу. Ну а куда вы денетесь-то, раз уж прилетели? Я не говорю, что так в 100% существующих "сайтов юр. услуг". Но этого там очень много, к сожалению.

1

Станислав, вот «маркетинг у всех один» я с вами не соглашусь. В законе об адвокатуре (а в РФ из 300-400 тыс. практикующих юристов 75 все же адвокаты) вообще стоит прямой запрет на рекламу (кстати, как и во многих странах). И есть адвокаты, которые серьезно к этому запрету относятся. Кроме того, в настоящий момент медленно, но все же идет реформа рынка. Которая в принципе запретит оказание услуг кем-то, кроме адвокатов. Подавляющее большинство клиентов до сих пор приходят «по сарафану». И как этот «сарафан» транслировать в интернет - не совсем пока понятная задача. В общем, я не считаю конечно, что юристы какие-то совсем уникальные. Но маркетинг в сфере проф. услуг имеет свои особенности. Могу это с уверенностью утверждать, т.к. юр услуги с 2000-го года оказываю )))

1

Ну, это уже скорее массовый сегмент. Думаю, что чтобы сделать первые шаги и понять, как это работает вполне можно обойтись без массированной рекламной компании. Во всяком случае - попробуем это сделать )))

Владислав, спасибо за комментарий. По учету времени - согласен на все 100%. Проекты часто строятся не на "почасовке" и именно там и надо все строго учитывать. Google sheets хороши, но в юриспруденции ими почти никто не пользуется ((( Научить этому юристов - адски сложно. Плюс конечно мы несколько автоматизировали процесс учета. В частности, встроили в А2.Тайм синхронизацию с календарями Google и Outlook - это очень увеличивает %% учтенного времени. 

Относительно маркетплйса - соглашусь, что доверие это основное. Тем не менее, я фундаментально не верю в то, что вот "все переедет в интернет" (а тут уже не только такси и доставка еды, но и учеба и даже отчасти медицина), а вот юристы останутся эдаким "динозавром" и там все будет работать по прежнему по сарафанному радио. Так что какой-то вариант платформы-маркетплейса должен будет заработать. Вопрос наверно в том, какой именно и какая модель будет рабочей. 

Пока идея состоит примерно в следующем: юр. рынок отличается от мастеров и репетиторов. Мы его неплохо знаем. И стараемся найти нестандартную модель маркетинга для него, которая бы позволяла зарабатывать и масштабироваться. 

Станислав, согласен с аргументами относительно маркетплейсов, но не согласен с тем, что, грубо говоря "юристы те же таксисты". Да, есть юристы и на Профи, и на YouDo и на Авито. Не знаю, пользуется ли кто-то их услугами. Основное в этой сфере - это доверие. Его не так просто транслировать в интернет, как кажется. Думаю, что первая платформа для юристов, которая придумает как это сделать - взлетит. Примеры западных аналогов (хотя, да, там другая среда принципиально) показывают, что все же летает - avvo.com, LegalZoom.com, UpCounsel.com и т.п. 

Спасибо за "ЮрПро". Про них вот не знал, добавлю себе в список и посмотрю подробнее. Действительно, выглядит похоже. Единственный момент - мы не предлагаем никаких бесплатных консультаций. Это в корне не правильно на мой взгляд. Есть целая система оказания бесплатной юр. помощи и это несколько другая история. 

Относительно страховки - тут все просто. Есть такой механизм "страхование профессиональной ответственности". Это не страховка от "нерешения проблемы". Это страховка от некомпетентности юриста. Грубо говоря, если вы пришли, вам дали консультацию, что 2х2=5, а потом оказалось, что 4 - то это некачественно оказанная услуга. Вот качество оказания услуги и страхуется. На всех развитых рынках это работает и это просто must have для таких отраслей как медицина и юриспруденция. 

1

Может быть. Но для наших целей тестирования гипотез пока хватает. Как только будет понятна работающая бизнес-модель - займемся нормальной разработкой.

Да нет никакого секрета. Все участники проекта делают сейчас все на голом энтузиазме, денег никаких никто никому не платит.

Всем добрый вечер. Меня зовут Михаил, я адвокат (A2.Law), по совместительству создатель программы для учета времени для юристов (A2Time.RU, оказалась юристам куда менее нужна, чем мне виделось. Надо будет об этом сделать epicfail-пост на VC) и сервиса для подбора юристов (A2.Legal, booking.com для юристов хотим создать). Ну вот собственно две последние истории и привели меня на VC. Читаю с удовольствием, спасибо.

Вот мне кажется, что как раз проблема с невозможностью объяснить решение нейросети и станет ключевой. Потому что часто наша работа как юристов и состоит в том, чтобы объяснить клиенту, почему так или эдак. А тут будет просто «ответ такой-то».