Карго-культ в вашей компании
Многие компании попадают в ловушку карго-культов. В какой-то дождливый грустный рабочий день они собираются вместе и понимают, что дела не супер. Продажи не растут, доля рынка тоже, команда плохо обучена и как-будто специально саботирует работу. Будущее уже не так радужно, как вчера. И с этим надо что-то делать…
Что такое карго-культ?
Коренные жители Меланезии во время Второй Мировой войны встретились с западной цивилизацией — белокожими американцами, металлическими птицами-самолетами, консервированной едой, рациями, огнестрельным оружием и зажигалками. Чудо!
Война закончилась и металлические птицы улетели. Тогда туземцы начали делать взлетно-посадочные полосы и целые самолеты из листьев и палок, с усердием имитировали жужжание пропеллеров, и даже сажали “радиста” в импровизированную радио-вышку. Туземцы в предвкушении смотрели в небо и ждали, когда вернутся самолеты. Вот только металлические птицы с небес не спустились, оставив раздосадованных туземцев без консервированной еды и зажигалок.
Вернемся в нашу компанию
Вот сидят руководители и думают — что же такого сделать, чтобы исправить ситуацию?
Они смотрят на рынок и думают “У крутых компаний иногда проходят стратегические сессии. А у нас не проходят. Это значит, что нам надо провести стратегическую сессию, и тогда мы станем крутой компанией”.
"А еще у успешных компаний есть миссия. А у нас нету. И наверное именно из-за отсутствия миссии наши продажи упали на 40%, а половина команды разбежалась к конкурентам."
И возникает карго-культ! Компания начинает без разбора заимствовать внешние признаки успешных бизнесов. Обычно сюда относятся:
🔸 Стратегическая сессия.
🔸 Миссия и ценности
🔸 Ребрендинг логотипа
🔸 Еще больше KPI
🔸 OKR, ССП, MBO, Кайдзен, SCRUM, BPM и любые другие умные термины
🔸 Красивый график с новой структурой управления
🔸 Сложная система собраний и протоколов после каждого собрания
и так далее.
И вот папуасы из листьев и палок собирают себе самолет, но ничего не происходит, и живительный дождь из продаж и клиентов с неба не сыпется…
Наша компания, как и тысячи других компаний, делает логическую ошибку! На самом деле стратегическая сессия не приводит к успеху. Она является следствием успеха. Крутые энергичные драйвовые компании просто рано или поздно понимают, что им надо иногда собираться и сверять курс, и поэтому проводят стратегическую сессию. Всё просто.
Почему мы иногда попадаем в ловушку “карго-культа”?
Я бы выделил две причины:
🔹 Любой человек всегда ищет способ решить свою проблему за счет очень низких затрат собственной энергии.
🔹 А еще мы хотим выглядеть красиво перед другими людьми. Мы хотим быть визионерами, а не работягами с мозолями на мозгах.
Существует целая индустрия консультантов, которые продают нам красивые картинки счастливого легкого будущего.
Давайте уйдем от карго-культа к сути.
А в чем суть, брат?
За что реально вам платят ваши клиенты?
Честный ответ на этот вопрос и должен быть в основе всех наших решений.
Клиентам наплевать, Адизеса вы используете или Кайдзен. Их интересуют функции вашего продукта, качество, стоимость, скорость доставки или широкий ассортимент. Они не видят внутреннюю кухню, и поэтому многочасовые совещания по разработке миссии клиентов не впечатлят.
Успех приходит к трудолюбивым людям, которые не ищут волшебных решений.
Заключение
💊 Не усложняйте без необходимости и сконцентрируйтесь на главном.
Вот главная таблетка, которая позволит нам всем не придумывать карго-культов, а просто работать с сутью вещей.
Поделитесь в комментариях о тех признаках “карго-культа”, которые вы замечаете вокруг!
То, о чем вы говорите мне до боли знакомо. В прошлой компании, где я работала в какой-то момент это началось. Собственно, потому я оттуда и ушла)
Интересный подход к описанию ситуаций в компаниях.