Самая большая глупость на свете — покупать дорогой домен для стартапа до его запуска.Знаю это, как человек, который больше миллиона рублей потратил на красивые домены, которые потом «пошли в стол».Качественная работа по выбору названия и домена для стартапа — это найти бесплатный (или очень недорогой) домен, который будет соответствовать целевой аудитории, легко запоминаться и воспроизводиться.1. Соответствие целевой аудиторииНапример, если фокус на широкую русскоязычную аудиторию, не надо использовать сложные англоязычные слова, лучше использовать транслитерации (т.е.когда русскоязычное слово пишется английскими буквами).2. Легкость запоминанияЛаконичное название, у которого есть понятная связь с ключевым продуктом/ценностью. Если клиенты премущественно мужчины, то через логику; если женщины — то через эмоции.Доменная зона (то, что идет после точки), должна быть самой ожидаемой: для русскоязычных проектов — только .ru; для англоязычных — .com.Проверить легкость запоминания лучше всего предложив варианты названия представителям ЦА, и уже позже спросив: «Кстати, а какой вариант названия запомнился?»3. Однозначность написанияДомен должен быть написан английскими буквами, и если используется транслитерация, должен быть только один способ написать его по-английски.Если есть сложные буквы, которые можно написать по-разному: й, ц, ш, щ, ы, ж, ч, ь, ю — это обязывает выкупить все варианты написания.Но, что гораздо хуже: когда клиенты будут по памяти вводить название с такими буквами, у них будет дополнительная головная боль в самом начале опыта взаимодействия с нами.Процесс подбораВыписываем облако смыслов, идей, емких красивых слов, которые отражают идею продукта/компании.Дополняем синонимами, комбинируем между собой и добавляем короткие и ёмкие префиксы/суффиксы (напр. ВсеКолеса.ру, Convertful.com).Проверяем занятость, и для занятных доменов, продающихся с рук, смотрим/спрашиваем цену и мысленно делим на 2.Как правило, доступный торг на домены, размещенные на вторичном рынке = 50% от первоначальной цены.Составляем таблицей, берем шортлист самых привлекательных и предлагаем клиентам на выбор.Если какой-то вариант вызывает у клиентов «ага»-улыбку (такую, как когда человек понял какой-то инсайт или шутку) и потом легко вспоминается — поздравляю, вы нашли своё название!Статья написана в рамках Стартапедии, где я структурированно делюсь своими инсайтами и решениями, наработанными при запуске и выводе в прибыль 4-х стартапов. Если откликается — подписывайтесь на обновления!