Главный признак того, что в стартап нельзя инвестировать

Знаете, какое самое плохое качество стартапера? Самоуверенность. Когда основатель поверил, что может добиться чего-угодно, это верный знак, что ему нельзя давать денег — сейчас он будет совершать самые дорогие ошибки.

Звездная болезнь

Обычно фаундер ловит звездную болезнь, когда удалось сделать традиционный бизнес/карьеру и заработать первые ощутимые деньги. Иногда — сразу после первого успешного стартапа.

Лично у меня это было дважды: после успешных соревнований по рукопашному бою (оказывается, бывает и так!) и, когда первый стартап позволил мне купить квартиру.

Когда я запускал стартап в таком состоянии, я ничего не тестировал, а сразу рисовал финальную картину и последовательно воплощал её. Так, как будто этот мир мне уже абсолютно понятен, и я делаю классический бизнес с прогнозируемыми экономикой и результатом.

И каждый раз это не работало — ни у меня, ни у других фаундеров, которых я видел.

Когда делаешь продукт для себя, а не для клиентов, он будет нужен тебе, и не нужен клиентам.

Например, один мой знакомый сделал успешный традиционный бизнес в России, переехал в США и решил запустить там «Craig’s List (доска объявлений), но для мексиканцев». Он позвонил мне, чтобы позвать в проект. Я выслушал его, посмотрел отрисованный прототип, и спросил: со сколькими мексиканцами он уже провел интервью. Он ответил, что ни с одним, т.к.не знает их язык. Я попросил его все же доделать домашнюю работу по оценке ниши, на что он обиделся, и больше мы не общались. (Сам стартап, увы, не выстрелил.)

Позиция ученика

Вместо самоуверенности гораздо выгоднее быть в позиции ученика. Это когда вы думете: «Я знаю, что могу чего-то не знать, готов слушать и делать выводы».

Если клиенты воспринимают продукт не так как ожидалось, это отличная редкая возможность прислушаться к ним, и дальше сделать так, как нужно им.

Если клиент дал конструктивную критику, поделился своей внутренней информацией, что ему на самом деле нужно — это очень ценный момент искренности, который важно не упустить.

Рынок — это река с сильным течением. В то время, как самоуверенный фаундер гребет изо всех сил против течения и выбивается из сил, грамотный фаундер слушает воду, находит течение, плывет по нему и ловит дзен. 🧘‍♂

Статья написана в рамках Стартапедии, где я структурированно делюсь своими инсайтами и решениями, наработанными при запуске и выводе в прибыль 4-х стартапов. Если откликается — подписывайтесь на обновления!

Следующая статья:

2 комментария

Вы видимо не работали с директорами. Каждый главный в бизнесе обычно с высокой долей самоуверенности и не приемлет критики.

Ответить

Как раз именно потому что я с ними работал, а также с топ-менеджерами крупных компаний — и появилась эта статья. Одно дело — рулить готовым понятным бизнесом; другое — создавать что-то новое от 0 к 1 в условиях неопределенности

Ответить