Как компании перестать задыхаться в операционке и причем тут геймификация. Лонгрид
Вы когда-нибудь задумывались, что большинство рабочих трудностей — следствие устаревших подходов “не по тем правилам”? Компании сталкиваются с одними и теми же проблемами: перегруженные процессы, потеря времени, постоянные «пожары» в операционной деятельности. Руководители устают от бесконечных попыток «догнать», вместо того чтобы управлять стратегией, вдохновлять команды и двигаться на шаг вперед. Что, если вы сможете не просто усовершенствовать свои процессы, а превратить их в игру, в которой выигрывают все?
Именно это делает геймификация: она предлагает интерактивный системный взгляд на социальные и бизнес-процессы, и превращает развитие в понятную стратегическую партию, где каждый шаг мотивирован и результативен. Это не просто тренд, а мощный инструмент, который диагностирует и трансформирует компанию самым подходящим для нее образом.
В действительности же, геймификация много больше игровых механик — это парадигма мышления, которая объединяет психологию, кибернетику, социологию, экономику, нейробиологию и множество других наук. Её рынок в бизнесе составляет $15.43 миллиарда с прогнозом в $48.72 миллиарда к 2029 году, и это в отрыве от масштабов гейм-индустрии, цифровизации и AI, в которых геймификация — активный участник.
В этой статье мы не только раскроем, как она работает, но и поделимся свежей статистикой и метриками из более чем 300 источников.
🖖🏻 На связи команда XP, мы занимаемся дизайном опыта и несем светлые идеи русского космизма на топливе рок-н-ролла в массы
В прошлом году половина наших проектов о геймификации для бизнеса были об анализе существующей системы и ее исправлении. Мы сталкивались со множеством мифов, например, что её эффективность нельзя посчитать или перевести в деньги, или что она ограничена лидербордами, ачивками и баллами, или что это вовсе вредно и многое другое. В итоге мы решили написать цикл статей, которые развеют иллюзии, и дадут реальное понимание о её работе в бизнесе и жизни.
В этой статье вы узнаете:
- почему геймификация — это база, а не бонус
- как геймификация склеивает элементы бизнеса и измеряет его результаты
- как с помощью геймификации понять, где буксует компания и как стимулировать ее рост
- как связана геймификация и развитие лидеров в команде
- что сделать с помощью геймификации, чтобы уже полегчало прям завтра
⏰ Время чтения — 30 минут
💡 Ключевые выводы — в конце каждого блока
Stay tuned!
Почему это работает? Игры у людей в крови. Буквально
Есть одна известная древняя и универсальная игра, которая вам знакома и встречается во всех культурах мира — игра в прятки. Она развивала базовый комплекс навыков выживания и охоты, и, вспоминая Станислава Дробышевского, «кто учился плохо, тот вымер». Игра — естественная эволюционная форма контакта человека с миром, и «мать» для огромного количества наук и дисциплин.
Веками с помощью игры люди:
- облегчали рутину и преодолевали трудности
- вовлекали к делу других людей, мотивировали действовать
- обучали, упрощая сложные концепции для лёгкого усвоения
Рост увлечения играми часто был связан с переживанием тяжелых времен, как война и голод. Люди играли не только для развлечения, но и для выживания, как герои оскароносного фильма Р. Бениньи «Жизнь прекрасна»: остались записи военных стратегов, где они чередовали целые дни игр и соревнований с днями кормления армии, чтобы провизии хватило на большее количество дней.
Такие способности к интерпретации реальности для внутренней или внешней трансформации участников называют геймификацией. Право, как дисциплина на стыке гуманитарных и технических наук, это не единственное её определение.
Геймификация - это ещё и дизайн-подход из области интерактивного проектирования, направленный на превращение задач и процессов в более интересные, увлекающие, понятные и лёгкие. Геймификация помогает понять ключевую идею: каждый процесс в компании или обществе — это игра со своими правилами, участниками и целями. И в этих играх все хотят одного и того же: максимального выигрыша с минимальными вложениями по всей пирамиде потребностей. Все стремятся к собственному счастью.
Умение видеть игру в любой задаче — это не только способ преодолеть рутину, но и инструмент для повышения мотивации, командного взаимодействия и инноваций. Такой подход особенно ценен в условиях неопределенности, когда традиционные методы управления или обучения теряют свою эффективность.
Геймификация помогает создать устойчивую среду, где усилия сотрудников, клиентов или общества направлены на достижение целей с минимальными затратами. А что может быть более выгодным, чем счастье, которое движет успехом?
Геймификация может быть использована во зло, к сожалению
Мы хотим, чтобы вы ясно видели, что проблема не в самих механиках, а в том, с какой целью их используют люди, в том числе, в бизнесе. Как известно, молоток создан, чтобы им забивали гвозди, что не помешало попасть ему в топ-5 инструментов домашнего насилия в мировом рейтинге.
Например, некоторые компании, как Google и Facebook, используют ее, чтобы заставить сотрудников работать больше под видом игры. Представьте, что вашу производительность оценивают с помощью рейтинга на огромной доске в офисе. Те, кто на вершине, получают похвалу, а кто внизу — выговоры. Сотрудники начинают работать не из-за мотивации, а из-за страха, что приведет к стрессу и выгоранию. Вместо вдохновения получается «Игра в кальмара» на минималках.
Выявить манипулятивные системы можно по трём ключевым принципам:
1. Создание зависимости через механики вознаграждения
Игровые элементы, такие как награды, уровни или алгоритмы вовлечения, специально настраиваются так, чтобы вызывать привыкание. Люди продолжают возвращаться за «дофаминовой дозой», что часто приводит к потере времени, денег или здоровья. Однако при балансе сложности к ценности награды механика отлично работает на популяризацию бренда, как это делают «колёса фортуны» напичканные реально полезными лид-магнитами.
Где это наблюдается:
- Казино: удерживают игроков за счет ложного чувства контроля, продуманного чередования выигрышей и проигрышей. Бомбят в гормональную систему и эксплуатируют биологические механизмы через давление на базовые потребности с помощью рекламы, например, что казино “принесёт” тебе такой успех, что роскошные леди начнут обращать на тебя внимание.
- Социальные сети: используют лайки, репосты и алгоритмы, чтобы вызвать постоянное стремление к признанию, что эксплуатирует психологию пользователей, искажает восприятие реальной жизни и отвлекает от действительно продуктивной деятельности.
2. Сокрытие истинных целей под видом игры
Игровой формат может быть использован для того, чтобы отвлечь участников от понимания реальных последствий их действий или манипуляций с их данными. В романе и фильме «Игра Эндера» дети тренируются в стратегии и тактике через игру, думая, что это симуляция. На самом деле они участвуют в реальной войне, не осознавая масштаба последствий своих действий. Игровое мышление используется, чтобы скрыть правду и снизить моральные сомнения. Можно использовать это во благо, как поступили создатели игры Убежище-3 с автоматом “Borderlands Science”: в каузальных играх зашиты головоломки о нуклеотидах, тем самым игроки помогают реальным учёным и исследовательским организациям скорее решить загадки генома.
Где это наблюдается:
- IT-платформы: Скрывают использование пользовательских данных для продажи таргетированой рекламы. Пользователи увлечены игровыми элементами и собственными задачами, не осознавая, как их данные монетизируются. Даже если вы отказались от передачи данных, к сожалению, это не значит, что ими не пользуются. А ведь даже долей не делятся 👿
- Маркетинговые активности в духе «тапать хомяка»: С целью хайпа (стремительной популярности) обещают золотые награды и бьют простыми механиками вовлечения в не целевую аудиторию для основного продукта с большим количеством свободного времени — детей. Растёт популярность, страницы поднимаются в поисковых запросах и мн. др. на наивности неопытных людей.
3. Эксплуатация через игру
Игровые элементы могут быть использованы для того, чтобы эксплуатировать людей, заставляя их действовать в ущерб себе ради достижения целей системы, но не человечества. Сами же механики можно применить и во благо: вспомните сам феномен Олимпийских игр XX века, когда за всеми биологическими, национальными и духовными различиями стояла цель выявить предел физических возможностей человека.
Где это наблюдается:
- Корпоративные системы геймификации: Когда сотрудников принуждают к переработкам или избыточной активности в ущерб балансу в жизни. Такие системы выжимают людей как батарейки из фильма «Матрица»
- Пропаганда ценностей: Когда идея становится инструментом контроля действий, мерилом деления на своих и чужих, а не вектором возможностей к коллаборации и объединению. Вся социальная история человечества пронизана эксплуатацией сил, очевидно, что, как цивилизация, мы все еще в фазе перехода из злоупотребления этой механикой
Мы не станем заниматься нравственным воспитанием, а просто дадим спойлер: по трендам и измеримым результатам стратегий развития социальных институтов, злоупотребление механиками — это ставка на личный проигрыш в долгосрочной перспективе.
Не скроем, что порой уж слишком долгосрочной, однако, неизбежной.
Бизнес как «многопользовательская многоуровневая игра»
Теперь у нас на игровой доске не просто сервисы, производства, товары, сотрудники, а участники, и все они — хотят победы. Для простоты восприятия мы предлагаем запомнить эту идею с помощью квадрантов Кена Уилбера:
И в их взаимодействий есть набор принципов. Если быть честными, их очень много, так как геймификация сотрудничает со множеством дисциплин. Мы в своей работе используем почти 300 сотни правил, и это не все, а те, что мы выделили как обязательные.
Участники на месте, правила прочитаны, что еще?
Уровни. И среди всех методологий, мы будем опираться на авторитет Адизеса и Грейвза: в зависимости от стадии развития, бизнесу приходится решать разные задачи. Этапы нельзя «проскочить». Более того, чем больше нерешенных задач своего и предыдущего уровня висит на бизнесе, тем тяжелее, менее адаптивна и привлекательна компания.
Геймификация — инструмент трансформации бизнеса, эдакий «биврёст» между уровнями развития. Она помогает перейти с уровня на уровень и решает задачи вовлечённости, прозрачности, децентрализации управления, достижимости измеримых ясных результатов, формирования культуры, свежести клиентского опыта и цифровизации. Если использовать ее как катализатор или измерительный прибор состояния компании, то всегда найдешь необходимые конкретные точки улучшения.
👉🏻 Проверьте компанию по чек-листу, чтобы понять на каком уровне она буксует и на какие процессы стоит обратить внимание
Откуда в геймификации деньги
Геймификация — это не только игровая механика, но и интеграция процессов цифровизации, трансформации и адаптации, которые делают её понятным и измеримым инструментом для бизнеса. Каждую новую механику можно перевести в ROI, а значит и в деньги.
В зависимости от размеров бизнеса и его уровня развития, стоит фокусироваться на геймификации определенных процессов. Своевременные небольшие изменения, но в самых необходимых местах для текущего этапа компании, приносят не только деньги, но и экономят время и силы, дают скорость и гибкость. А для современной эпохи важна стремительная адаптивность к рынку, технологиям, трендам и психологии даже в консервативных отраслях.
Например:
Размер бизнеса: Микропредприятие
Фокусные подразделения: Продажи, Маркетинг, Клиентский сервис
Результаты внедрения геймификации:
1. Увеличение продаж на 20–30%. Статья на VC
2. Повышение удовлетворенности клиентов на 15%. Статья на Sky.pro
3. Снижение стоимости привлечения клиента на 10%. Статья на Dreamcraftstudio
4. Увеличение повторных покупок на 25%. Статья на VC.ru
5. Повышение эффективности рекламных кампаний на 15%. Статья на VC
6. Ускорение отклика клиентов на 20%. Статья на VC
7. Снижение количества негативных отзывов на 10%. Статья на VC
8. Увеличение охвата маркетинговых кампаний на 25%. Статья на Dreamcraftstudio
9. Повышение среднего чека на 12%. Статья на VC
10. Рост количества подписчиков в социальных сетях на 30%. Статья на VC
Или второй пример:
Размер бизнеса: Среднее предприятие
Фокусные подразделения: Маркетинг, Клиентский сервис, HR, Операционные отделы
Результаты внедрения геймификации:
1. Рост выручки на 12% благодаря внедрению программ лояльности. Статья на VC
2. Сокращение времени выполнения задач на 15%. Статья на Dreamcraftstudio
3. Повышение производительности сотрудников на 18%. Статья на AppFox
4. Увеличение вовлеченности сотрудников на 30%. Статья на VC
5. Сокращение текучести кадров на 20%. Статья на VC
6. Увеличение среднего чека на 15%. Статья на VC
7. Сокращение времени на онбординг новых сотрудников на 25%. Статья на VC
8. Ускорение обратной связи с клиентами на 20%. Статья на VC
9. Увеличение повторных продаж на 22%. Статья на Dreamcraftstudio
10. Рост числа положительных отзывов клиентов на 25%. Статья на VC
------
Чем крупнее компания, тем очевиднее польза использования инструментов геймификации: изменение эффективности в 15% вываливается в сотни миллионов.
Для тех, кто страждет изучить больше данных, мы собрали свод из 320 существующих результатов геймификации по 32 подразделениям бизнеса с ссылками на доказательства. Наслаждайтесь!
Предприниматель как демиург: творец автономных систем
В начале статьи мы сказали, что качество геймификации зависит от того, кто ее применяет, куда, с какими целями и мотивами.
Лидер или предприниматель, который принимает принципы геймификации, становится неким демиургом. Его задача — не просто управлять, а создавать системы, которые работают автономно и продолжают приносить пользу, даже когда он отходит от дел.
Представьте, что вы оставляете систему, которая будет работать как часы, даже если вы просто наблюдаете за ней со стороны.
Думаю такими видели люди древности своих Богов, наделяя их ответственностью за создание окружающего мира: их не видно, но мы видим результаты их жизни. Это не про микроменеджмент, а про создание структур, способных развиваться и синхронизироваться сами по себе.
Сложные системы требуют многомерного восприятия
Как говорил Эйнштейн, «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень». И это правда: чтобы упрощать сложное и формировать из хаоса подходящую структуру, необходимо всё время переосмыслять происходящее с другого порядка. Ты учишься мыслить как руководитель до того, как им становишься.
Видеть в социальных процессах игровые механики и выстраивать через них мир — показатель достаточно сильно развитого интеллекта. И это не мы придумали ради снобского удовлетворения тщеславия. За нас эту идею даже геймифицировали!
Как показывают работы Вильяма Торберта и Дэвида Рука на основе теории спиральной динамики Грейвза о «Логиках действий», а также крупная исследовательская работа Сюзанны Кук-Гройтер о «Стадии развития эго», чем более развито сознание, тем более сложные взаимосвязанные задачи оно способно решать. Такой человек не просто видит процесс, но понимает, как его элементы влияют друг на друга, и умеет интегрировать их в единое целое.
📖 В книге "Парадокс управляющего" Адизес подчеркивает, что успешные лидеры — это люди, которые могут быть одновременно творческими, управленческими и аналитическими. Эти качества позволяют строить системы, которые "живут" самостоятельно. Как описано в книге "Думай системно" Донеллы Медоуз: системы, способные адаптироваться и эволюционировать — самые устойчивые. Какой бизнес не пожелает себе таких качеств?
Понимаете ли вы какие уровни преобладают в вашем подходе? Восприятие лидера и управленца сильно отражает уровень организации. Для точности и удовлетворения любопытства, можете пройти тест Грейвза (Спиральная динамика) или Сюзанны Кук-Гройтер, в сети есть как платные версии в том числе от частных экспертов, так и бесплатные открытые источники.
Считается, что интегративный, цельный и трансцендентный уровни (6-8) достигаются небольшой частью человечества, так как требуют сложной внутренней работы и ресурсов. Мы же, команда XP, считаем что каждый рождён Алхимиком, и каждый способен создавать из реальности успешный бизнес как полезную для всех игру. Если мы всем умеем играть и каждый родом из детства, то это точно не сказка.
И как стать таким лидером?
И на базе сотрудничества с Академией Социальных Технологий, неоднократно замечали всем знакомое узкое горлышко личного развития: люди активно застревают в пресловутом Треугольнике Карпмана. И чем дольше живешь в нем, тем меньше видишь системы другого порядка и тем больше все эти рассказы о других системах напоминают байки: «Опять вы со своим коммунизмом!».
Однако, решая проблемы этого треугольника в себе, вы автоматически попадаете в топ 15% всей планеты.
В таком мире люди:
- создают автономный сбалансиро��анный честный бизнес
- ценят свободу, творчество, искренность и в целом человечность
- стремятся к союзами, кооперации и коллаборации ради общей пользы
Представьте что будет, если и основная часть команды пройдет эту трансформацию. Такой бизнес точно войдет в историю!
В итоге, основной рост не в прохождении «лестницы из знаний, которые надо освоить», а скорее в освобождении ресурсов внимания и сил для нового. И чтобы продвинуться наверх, лидеру необходимо идти в глубину своего сознания и психики. Именно поэтому на рынке назревает сильная потребность в изменении всей HR структуры, но об этом мы расскажем в другой раз: там прорва полезного контента
Не будем сегодня активно заходить в психологию и прикроем форточки утопических фантазий.
Геймификация — это стратегия гарантированного социального успеха
Обычно в этот момент нас спрашивают: «А чем тогда будет заниматься такой лидер, когда он построил автономную систему? Зачем он нужен?». И ответ до приятности прост: он пойдет решать новые задачи, боли и потребности, потому что когда ты понял какие крутые игры ты можешь создавать для мира, уже сложно остановиться. И так как у человечества впереди неописанные мириады приключений, то места для применения гения — полно, что само по себе ужасно увлекательно. А, ну и активный поток денег от выстроенного бизнеса — ужасно удобно, конечно.
Геймификация как мышление и мировоззрение подойдет тем, кто:
- довольно амбициозен и смел
- испытывает искреннее любопытство к миру
- хочет привнести свою призму пользы в общий мировой вклад
- ценит баланс материального и духовного
- бережет и уважает права каждого на отдых, удовольствие, интерес, благополучие и любовь
- готов к экспериментам, в том числе над собой: «как далеко я могу зайти в том, чтобы понимать этот мир чутче?»
- стремится создавать жизнеутверждающие истории
В сознании такого человека геймификация становится универсальным алгоритмом успеха и одним из ключевых элементов стратегии.
Геймификация в управлении помогает действовать сфокусировано, выстраивать подразделения бизнеса на взаимовыгодных условиях, что в сочетании с прозрачными условиями и легкими вовлекающими процессами делает всю архитектуру автономной. Именно геймификация помогает найти баланс между системой, человеком, командой и миром. О чем знает каждый опытный геймер, когда сравнивает систему управления качественной игры с процессами в обществе и мире. И затем страдает душой, обычно
Поэтому со своей стороны от команды XP добавляем к статье команды Profi.ru в блок о командах и клиентах базу из геймификации:
По этим принципам вы всегда найдете самые острые зоны для улучшения в процессах, где задействованы люди. Помните, игру делают игроки, поэтому здоровый фокус — на людях, а не на процессах.
The Future of Gamification
Геймификация из увлекательного подхода превратилась в мощный инструмент для бизнеса, образования и социальной среды, демонстрируя впечатляющий рост и экономическую отдачу. Согласно данным отчета Allied Market Research и Grand View Research, глобальный рынок геймификации, оцененный в $12,2 млрд в 2022 году, ожидается достигнет $58,8 млрд к 2031 году, показывая среднегодовой темп роста (CAGR) на уровне 14,3%.
Пока мы пишем эту статью, с определенного угла зрения, мы даже несколько запаздываем с более актуальной информацией:
Драйвер персонализации: Глубокая персонализация игровых элементов будет ключевым драйвером роста. Исследование "Automating Gamification Personalization: To the User and Beyond" показывает, что адаптивные системы могут увеличить вовлеченность до 40%, а данные Markets and Markets указывают на ROI по 300%. Кроме того, согласно исследованию Gartner, компании, использующие персонализированные механики, могут ожидать рост выручки на 15-20% в течение ближайших трех лет.
AI + Gamification: Интеграция искусственного интеллекта с игровыми механиками уже увеличивает показатели эффективности на 30-50%, а использование AI для адаптивного контента повышает показатели удержания пользователей на 25% (Deloitte). Прогнозы указывают, что к 2028 году рынок AI в геймификации достигнет $5,3 млрд при среднем CAGR 32,1% (Grand View Research). Подробнее о том, как ИИ трансформирует интерактивный опыт читайте статье Pew Research
База образования: Согласно отчету EdTechX Global Report, образовательные платформы с геймификацией увеличат свою аудиторию на 50-60% к 2030 году, что приведет к снижению уровня выгорания на 40%. Кроме того, рост успехов учащихся на 20-30% был зафиксирован в платформах с адаптивными играми (World Economic Forum).
Новые рынки: Геймификация расширяется на нетрадиционные рынки. В здравоохранении она увеличивает приверженность лечению на 30-40% (PubMed). В финансовом секторе использование игровых механик для управления расходами увеличивает вовлеченность пользователей на 25% (PwC). Прогнозируется, что к 2027 году рынок геймификации в ритейле достигнет $15 млрд при CAGR 27% (Statista).
-----
Геймификация, как подход, уже доказала свою эффективность в различных сферах, от образования до бизнеса. Однако важно помнить, что геймификация — это не просто добавление баллов или значков. Это подход к жизни, основанный на глубоком понимании человеческой психологии и мотивации, позволяющий создавать системы, которые приносят реальную пользу.
Ее влияние будет только усиливаться и плотнее проникать во все сферы нашей жизни. И мы, команда XP, приглашаем вас присоединиться к этой волне. А для этого предлагаем вам на базе этой статьи несколько небольших заданий:
Ну что, кто-то все еще думает, что геймификация — это для детей?