Шоу Трумана в мире бизнеса: или как мы возвращаем владельческий контроль соучредителю компании. Часть 2

Я рассказываю про свой кейс, который в самом разгаре работы. Владелица крупной компании потеряла контроль над всем и теперь не без труда и не без успеха пытается, с моей помощью в том числе, все вернуть назад. Важный этап — работа со штатом сотрудников. Что же мы уже сделали и делаем сейчас?

Фрагмент из фильма “Шоу Трумана” 
Фрагмент из фильма “Шоу Трумана” 

Всем привет! Меня зовут Оксана Лангольф. Я эксперт-аналитик по экономическим и управленческим рискам. Автор методики диагностики владельческого контроля над бизнесом.

В прошлой части я ввела вас в курс дела. Кому интересно более подробно ознакомиться с историей читайте часть 1.

Для всех остальных я вкратце напомню. В конце января ко мне обратилась женщина, соучредитель компании. Мы обнаружили множество подводных камней при диагностике бизнеса. Столкнулась с противодействием со стороны сотрудников. Запросы о документах и данных ими игнорировались. Вместо полноценной информации я получала лишь фрагменты. Сотни тысяч строк приходилось пересчитывать вручную, доступ к базе данных был для меня закрыт.

Несмотря на это нам удалось выяснить, что менеджеры использовали компанию в своих интересах, а партнер вел свою игру. Запретил передавать генеральному-директору всю информацию напрямую, только через него. В общем, превратил компанию в «дойную корову» для своего другого бизнеса. После тщательного расследования клиентка предложила мне взять на себя задачу по приведению компании в порядок.

Теперь вы в курсе ситуации и я могу рассказать, что было дальше.

А дальше после выявленных “шалостей” мы уволили «особо отличившихся» ТОП- менеджеров. Они с нашим решением не согласились и пошли в суд: доказывать неправомерность наших действий и требовать восстановления в должностях.

фрагмент из “Шрек”
фрагмент из “Шрек”

На суде одна из топ-менеджеров стала дословно кричать: “Это моя компания! Я ее развила, подняла до таких высот, и я из этой компании уйду только вперед ногами!”

Как вам такое? Меня эти высказывания привели в замешательство. Прям буква в букву то, что я писала в своей книге:

“Если вы сами не контролируете свой бизнес, то всегда найдется тот менеджер, который будет владеть им лучше вас”.

Суд они проиграли. Будет ли апелляция? Возможно.Но мы надеемся на то, что суд будет на нашей стороне.

В связи с этим первый вывод: оптимизация не должна проводиться руками наемных сотрудников.

Работник никогда не будет делать себе в ущерб, даже если компания и благосостояние ее владельца от этой оптимизации увеличится. Поэтому каждый раз, когда владельцы отдают работы по оптимизации контроля и совершенствования в руки подчиненных, то все заканчивается достаточно плачевно.

Да простят меня все наемные работники, но мышление кардинально отличается от предпринимателей. Первые всегда рискуют чужим. Даже когда ты крутой и крупный топ-менеджер. Максимальные потери – выходное пособие и место работы. Владелец же всегда теряет ВСЕ.

к/ф “Остров проклятых”
к/ф “Остров проклятых”

Кстати, у меня был большой опыт сотрудничества с разными консультантами, в том числе и из “большой четверки”. Это для меня действительно огромный опыт. Но есть один маленький нюанс из моих наблюдений:

Консультант выступает как советник. У каждого консультанта процесс заточен на какой-то свой участок, который мешает увидеть картину целостно. И порой их советы из разряда: “А давайте посмотрим, проверим, вот сейчас поупражняемся и увидим, к чему это приведет”, приводят в ступор. Ведь с точки зрения владельца бизнеса так себе затея поиграться на миллиард или в половину твоего коллектива, который ты разгонишь.

Поэтому, мое мнение — консультировать должен тот, кто “нюхнул”. Это не обязательно крупный бизнес, Но человек, побывал в этой шкуре и понимает, что такое ответственность.

Вывод второй: какой бы крутой не был сотрудник, он должен уметь работать ручками.

Шоу Трумана в мире бизнеса: или как мы возвращаем владельческий контроль соучредителю компании. Часть 2

По совету одного из консультантов из крупных корпораций у моей клиентки возникло желание создавать Корпорацию. А это всегда много народу, большие департаменты, зарплаты, обороты и большое количество привлеченных топ-менеджеров,

Топ-менеджер обычно управляет штатом от 10 и до бесконечности человек. Он вряд ли готов работать руками. Такой человек гарантированно, приходя в компанию, первое, что сделает – создаст под собой структуру, в которой будут рабочие руки.

А это может привести к тому, что компания может просто порваться из-за непомерно раздутого штата. И в итоге может оказаться, что попросту работать-то и некому, ведь каждый даже мало-мальский руководитель обязательно хочет заиметь подчиненных и свалить свою рутинную работу на него.

Так что сейчас практически каждое наше собеседование начинается словами: “нам нужен человек, который умеет работать руками. Даже если у вас раньше было 15-20 человек подчинении”. В конечном итоге мы выпрямимся, выйдем на планируемый объем выручки, компания разрастется и будет органически набираться штат под уже достигнутые объемы. В текущей же ситуации нужны люди, которые умеют и могут и в том числе не только руководить, но и работать сами.

За последние полгода у нас произошла глобальная чистка руководящих кадров. Уже из вновь принятых руководителей уровня CEO-1 часть уволилась. На самом деле пришедшие люди прекрасно умели говорить, коммуницировать, но они совершенно не готовы самостоятельно производить какие-то действия.

Ребята, будет еще 3 часть. Как говорится, не переключайтесь. Я расскажу в следующей главе:

– система контроля ( или ее отсутствие?) в данной компании;

– несогласованность действий отделов, отсутствие слаженности систем;

– персональная ответственность и сила подписи.

Вы сейчас, можно сказать, в режиме реального времени следите за текстовой трансляцией по возвращению владельческого контроля за компанией. Это яркий пример того, как на бумаге все выглядит просто и логично, но на практике процесс оказывается значительно сложнее. Выстраивание эффективных бизнес-процессов, подбор квалифицированной команды и прогнозирование последствий своих решений требуют глубокого анализа и тщательной подготовки. Часто предприниматели сталкиваются с неожиданными трудностями, которые могут существенно затормозить реализацию задуманного.

Если вы находитесь в подобной ситуации или хотите обсудить стратегии по восстановлению контроля над своим бизнесом, оставляю свои контакты для связи в ТГ @OksanaLangolf. Кроме того, приглашаю подписаться на мой телеграмм-канал, где я делюсь полезными советами и опытом в этой области.

А вы как считаете, кем должна проводится оптимизация процессов в компании?

1616
33
11
11
11
20 комментариев

"Кем должна проводится оптимизация процессов в компании?"

Ищи, кому выгодно, нет? Если менеджеру посулить процент от сэкономленных сумм, то он оптимизирует. Наверное ;)

5
Ответить

но это не точно))
я за свою практику еще не видела менеджера, который экономил бы деньги бизнесу в ущерб себе. Посильнее самому себе связать руки, побольше наставить контрольных точек и себе тоже, наравне с другими. Взгляд на систему изнутри и снаружи, нахождение изнутри и снаружи процесса имеет отличие

4
Ответить

Очень интересная история! У меня тоже была подобная

4
Ответить

и как вы с ней справились? поделитесь опытом пожалуйста

4
Ответить

Бывает и обратная ситуация. Когда ожидают, что ты наемный работник будешь относиться к бизнесу как к своему и перерабатывать за спасибо, и возможно терпеть какие-то урезания бюджета и ухудшение условий, если надо ради бизнеса затянуть пояс. Только дивиденды в итоге получит владелец бизнеса, а не те, кто вместе с ним пережил трудные времена.

Так что не стоит путать «своих овец и колхозных». Наемных работников не должно волновать положение дел у владельца бизнеса, они должны просто хорошо делать свою работу.

4
Ответить

Соглашусь с первой частью вашего высказывания. Да, бывает и так. Я встречала. И да, владельцу тоже необходимо понимать, что ни один наемный работник не будет так ревностно относиться к бизнесу, как делает это он сам. И чем раньше поймет это владелец, тем проще ему будет выстраивать отношения с работникам.
А вот с тем, что наемных работников не должно волновать положение дел владельца, считаю, что это заблуждение с Вашей стороны. Поскольку если у владельца дела будут идти не ах в этом бизнесе, в котором вы трудитесь, то дела пойдут не ах и у вас. заморозка зарплат, отсутствие премий. Хотя, я уже об этом много писала ранее - если у работника дела не ах, он просто поменяет работодателя. Когда не ах у владельца - он теряет все.

3
Ответить

Это прям инструкция для собственника

3
Ответить