СДВГ, поведение и развитие речи: почему не бывает волшебной таблетки
СДВГ рассматривают как нарушение поведения, которое напрямую связано с особенностями развития психики и речи. Некоторые дети проявляют гиперактивность и не могут усидеть на месте, другие просто сидят тихо и смотрят в окно, игнорируя учебный материал. В обоих случаях оказывается, что им не хватает мотивации, а родители или учителя порой не могут понять, почему ребёнок действует «неправильно».
Внимание к этому синдрому становится всё больше, и вопрос не только в том, что детей с СДВГ могло стать больше, но и в том, что такие случаи стали чаще диагностировать. Существует генетическая предрасположенность, а также влияние недоношенности, осложнённого периода беременности и родов. Кроме того, влияет состояние семьи и то, сколько времени взрослые уделяют разговорам с ребёнком. Если ребёнок не формирует речь вовремя, у него может отставать внутренняя речь и способность управлять своим поведением.
Некоторые люди уверены, что таблетка может полностью решить проблему, однако нет такой таблетки, которая научит ребёнка правильно себя вести. Известно, что около миллиона детей в отдельных странах ежедневно принимают препараты от СДВГ, но волшебного эффекта они не дают. Лекарство снижает проявления гиперактивности, но при отмене всё возвращается. Нередко назначают ноотропные средства, однако главное – помочь ребёнку учиться и находить собственные ресурсы.
Если вовремя не корректировать такое состояние, ребёнок может столкнуться с проблемами в школе. Учителя хотят удобных учеников, а те, кто не успевают или отвлекаются, оказываются «выброшенными со школьного конвейера». Некоторых расстраивает, что педагог не желает перестраивать программу, а врач не горит желанием лечить. В результате возникает эмоциональное выгорание не только у специалистов, но и у самих родителей, которым становится не до терпения и вдумчивого воспитания.
Когда дети вырастают, некоторые из них перестают демонстрировать признаки СДВГ, но у других остаются сложности с контролем внимания и импульсов. Взрослые люди могут чаще терять работу, заводить слишком много кредитов или приобретать нежелательные привычки. Непонимание себя и постоянная тревога могут привести к депрессии, которую тоже не всегда легко распознать.
Термин «дофаминовая яма» в таких случаях звучит заманчиво, но одним дофамином здесь сложно всё объяснить. Механизмы до конца не изучены, а снижения настроения и энергии нередко отражают общее эмоциональное выгорание. Важна психотерапевтическая коррекция, работа над развитием речи, умением планировать задачи и распределять время. Семье желательно выстраивать чёткие правила, придерживаться режима дня, мотивировать ребёнка к самостоятельным действиям и поддерживать интерес к учёбе.
Если есть подозрение на СДВГ, важно обратиться к специалистам, которые оценят уровень внимания, эмоциональные особенности и речевое развитие. Иногда проблема кроется не в самом диагнозе, а в скучном обучении и отсутствии гибкости в школе. Но когда расстройство действительно есть, комплексный подход в сотрудничестве с врачом, психологом и педагогом помогает ребёнку адаптироваться и успевать по программе, а также развивать речь и управлять своими реакциями. При этом сильная гиперактивность и импульсивность постепенно уменьшаются, и ребёнок растёт, не ощущая себя отвергнутым.