Как управлять крупным бизнесом, если тебе 30 лет

Мне 30 лет, и я CEO крупного бизнеса. И это не какой-то IT-стартап, а поставщик мерча с огромным складом товаров и печатным производством. С гигантскими операционными расходами и штатом более 500 человек. Мне приходится принимать сложные решения и нести большую ответственность. И мне бывает грустно.

Как управлять крупным бизнесом, если тебе 30 лет

Давайте сразу отвечу на три главных вопроса:

Есть ли эйджизм? Нет. На руководящих должностях одинаково воспринимаются и слишком молодые, и слишком старые, и все другие: не по возрасту, а по эффективности. Но что точно приходится делать — быть громче, чтобы тебя заметили.

Всегда ли я уверен в своих решениях? Нет. Мне кажется, это невозможно. В детстве только думаешь, что взрослые умеют все и никогда не ошибаются. То же и с карьерой. Чем выше, тем сложнее.

И последнее: хочу ли я больше тусить, спать до обеда и ни о чем не думать? Тоже нет. Иначе я не был бы CEO.

А что же да? Перед CEO стоит огромное количество задач: ты отвечаешь за финансы, команду, стратегию и бизнес-процессы компании. Чтобы организовать это все, тебе нужны эффективные практики управления и четкое планирование времени.

И вот я, выпускник МГУ, с багажом свежих знаний о менеджменте и уже успешным опытом в маркетинге, начитавшись историй мировых гигантов, врываюсь в роль СЕО. И на каждом шагу сталкиваюсь... с сопротивлением.

Пункт 1. Саботаж

Кто бы мог подумать, но даже самые эффективные топ-менеджеры постоянно пытаются играть в саботаж. Смысл ясен, каждый уверен, что его метод — самый верный, ведь он работал так 10 лет, и ничего, нормально было. Но работа в большой компании — это взаимодействие с другими департаментами, и нужно выстраивать общую систему планирования.

Я в своей компании Oasis внедрил систему OKR (методика проактивного планирования через цели и ключевые результаты). И что в итоге получаю? Один топ-менеджер сообщает, что не будет планировать на общем дэшборде, ему удобнее по-другому. Ок, тратит неделю времени, приносит прекрасные выверенные OKR, но они почти целиком дублируют цели другого юнита. Взаимодействия нет, а значит, потрачено х2 времени на одну работу. Такова цена саботажа.

Пункт 2. Заниженные амбиции

Другой пример. В OKR одного из департаментов обнаружил: «Регулярно заказывать на отдел пиццу». Вау! Вот это я понимаю, ключевой результат. Можно еще добавить метрику по количеству рукопожатий с коллегами. Или сколько кто ходит в уборную.

Пицца — это хорошо. Но основное отличие OKR от тех же KPI — постановка амбициозных целей. За невыполнение OKR не штрафуют, и хорошим считается результат 70%. Поэтому задача менеджера — поставить труднодостижимую высокую кайфовую цель, которая будет мотивировать и драйвить. И попробовать ее выполнить.

Так выглядит график достижения результата в планировщике OKR. 148%, конечно, кайф. Но надо посмотреть, не занижена ли была цель. 
Так выглядит график достижения результата в планировщике OKR. 148%, конечно, кайф. Но надо посмотреть, не занижена ли была цель. 

Пункт 3. Нехватка времени

Это, пожалуй, самый важный пункт. Но он пересекается с первым. На планирование квартальных OKR менеджер должен потратить 6-8 часов времени. Я, поскольку планирую на всю компанию, трачу около 16 часов. И это дофига. И именно такой аргумент и звучит от руководителей департаментов: у меня нет свободных 8 часов. И снова начинается саботаж. OKR или сделаны на коленке за 15 минут и не представляют ценности, или все сделано, но система подвергается критике.

Важно понять, что планирование не занимает, а освобождает время. Потраченные 8 часов окупятся в несколько раз в течение квартала. Но мы мыслим понятиями «здесь и сейчас», так нас научила жизнь. Особенно в России. Сложно винить в этом людей, ответственных за план продаж и голосующих рублем. Но бороться с этим все равно надо.

Удивительно, но лично мне грустно от того же. Мой внутренний ребенок постоянно хочет устроить саботаж, а нехватка времени убивает и заставляет искать альтернативные решения.

24 часа в сутках у всех. И у CEO, у которого разрываются входящие и везде нужно принять быстрое решение, и у печатника на производстве, который за смену может отработать несколько тысяч единиц продукции. Как справляться с нехваткой времени?

Проанализировал примеры из опыта крупнейших бизнесменов (спасибо ChatGPT), и вот что нашел:

1. Наиболее популярная методика планирования — тайм-блокинг. Его используют Билл Гейтс, Татьяна Ким и др. Смысл в том, чтобы разделить день на блоки по 30-60 минут и каждому прописать задачу: спорт, встреча, расчеты, обед и т.д. Важно четко следовать. Например, Илон Маск разделил день на блоки по 5 минут, и все задачи укладывает в этот тайминг, даже еду. Ну, надеюсь, не прям все, но кто его знает.

2. Утренние ритуалы. Вторая по популярности методика, которая, казалось бы, тратит время, а не экономит. Но нет. Смысл ежедневного ритуала — фокусировка и эффективное начало дня. Например, Опра Уинфри проводит утро в медитации, а Герман Греф — не менее часа в зале, параллельно заполняя планировщик на день. Лично я имею и утренние ритуалы, и вечерние. Утро я тоже провожу на тренировке, а перед сном обязательно читаю бумажную книгу. Также недавно увлекся ice bath, и не могу не сделать здесь отсылку к Павлу Дурову.

Подробно о полезных привычках руководителей я писал <a href="https://vc.ru/life/1707581-kak-byt-effektivnym-rukovoditelem-8-poleznyh-privychek" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">в прошлой статье</a>.
Подробно о полезных привычках руководителей я писал в прошлой статье.

3. На третьем месте стоят частные методики. У каждого своя. У Джеффа Безоса это «правило двух пицц»: он не назначает встречи с командой численностью больше, чем может наесться двумя пиццами, считая это неэффективным. А у Тима Фессиса «правило двух нет»: ежедневно он отказывается от двух каких-то задач, тем самым расставляя свои приоритеты.

К чему это я. Я не Илон Маск, и не Джефф Безос. За 5 минут почти ничего не умею, а две пиццы в меня и одного легко войдут. Но пока я писал этот текст, очень хорошо структурировал в голове свои мысли.

Изначально хотелось написать личный пост про то, как я, молодой горячий парень, вынужден просиживать штаны на бесконечных совещаниях. Но мышление CEO победило.

Даже такая практика, как ведение канала, блога, или, как раньше было, дневника, позволяет разгрузиться и перестать кормить своего внутреннего ребенка. Впрочем, и его надо кормить. Например, я обожаю путешествия и посетил уже 85 стран. Многие из них по работе, но такая работа, где я постоянно узнаю новое, мне нравится.

Больше пишу в своем телеграм-канале. Он называется CEOминутно, потому что решения приходится принимать именно так. Заходите.

5
8 комментариев

Еще арт-практики хорошо собирают. Вообще это парадокс: тратишь день, чтобы порисовать, а на следующий день делаешь в три раза больше, чем обычно. Билл Гейтс, кстати, практиковал «дни размышлений». Один день в месяц он отключал все, релаксил и просто думал. Именно в эти дни он принимал поворотные решения в бизнесе.

1

Не рисую, к сожалению. Но генерю иногда СЕО-мемчики )

1

Класс! Пусть у тебя получается всегда то, что ты задумаешь, а не получается лишь тогда, когда ты вот - вот задумаешь новое, более эффективное

1

Управлять крупным бизнесом в 30 — это вызов, но ключ к успеху в эффективном планировании времени и амбициозных целях. Тайм-блокинг, утренние ритуалы и умение отказывать помогают справляться с задачами и принимать быстрые решения

СЕОминутные.