Истории Product Owner с пищевого завода
На фото как будто «корм для вампиров» или изготовление расходников для фильма «Пила». Выглядит весьма аппетитно, не правда ли?
Зачем на заводе нужен Product Owner, что происходит с продуктами до того, как мы их съедим, и немного историй о FoodTech, Grow Food. Также много картинок рабочих будней с мобилки.
Некоторое время назад я работал в Grow Food (еда по подписке формата «разогрел и съел) в роли Product Owner (PO) на производстве и около. И мы открывали завод по производству готовой еды. Для product обычно цель звучит так: найди, что болит у пользователей, и организуй лекарство за некоторый бюджет.
И работа начинается с задавания вопросов заинтересованным и размышлениями над ответами. И первым вопросом PO будет: «Какие есть проблемы? Чего вообще нам надо решить?»
Для всей компании глобально это: качественно, вкусно и регулярно кормить клиентов (это же сервис еды по подписке). Ага. Звучит как рекламное заявление, PO из этого ничего не получить. Тогда задам себе еще вопрос:
Что остается за кулисами и какой путь проходит то, что получает клиент?
- Клиент получает коробку в которой набор из 8–12 блюд.
- Эту коробку с набором блюд привёз курьер.
- До курьера её надо было собрать: положить именно те блюда, которые надо (в разных наборах разные блюда).
- Чтобы эти десять блюд положить, они уже должны быть приготовлены.
- Под «приготовлены» мы подразумеваем, что блюдо сварено, потушено или пожарено, затем прошло камеру шокового охлаждения, расфасовано в отдельные контейнеры, запаяно пленкой под МГС (модифицированная газовая среда), нанесена этикетка с маркировкой.
Ого! Цепочка получилась достаточно длинной. И ведь на самом деле есть еще ряд ограничений бизнес-модели и физического мира (и упомянем только то, что важно для производства):
- Одновременно нужно приготовить до 120 разных блюд. Каждого блюда — более 1000 порций.
- На следующий день будем готовить уже другие 120 блюд, не кормить же нам клиентов каждый день одним и тем же (для клиента это подписка на неделю и более).
- Готовить заранее нельзя, так как это готовая еда, сроки годности весьма короткие (хоть упаковка и с использованием МГС).
Немного математики, цифр и лирики для представления
В ИТ-команде было эталонное блюдо, на котором многое моделировалось и тестировалось: условная «Курица с гречей». Так вот, что такое 1000 порций «Курицы с гречей» в цифрах?
- Одна-две транспортных паллет.
- 300 гр гречи на порцию → 300 кг сваренной гречи.
- При 150 гр приготовленной курицы на порцию → 250 кг охлажденных куриных грудок.
- Десять блоков технологических операций.
Что же мы уяснили из вводных
Во-первых, нужно минимизировать общее время на производство.
Во-вторых, срыв сроков отгруза готовой еды — это риск с большими последствиями.
Итак, вернемся к вопросу PO: «Где проблема? Где болит?»
В описанной выше цепочке производства есть такая фраза: «Нанесена этикетка с маркировкой».
И на самом деле это «бутылочное горлышко» всего производства. И салаты из холодного цеха, и кондитерка, и горячие блюда — так или иначе все потоки с приготовленной едой придут в цех для наклеивания этикеток.
Давайте я сразу покажу, что получилось в итоге, какие проблемы удалось решить, а на каких граблях потанцевали.
Это принтер-аппликатор с ленточным конвейером. Работает он так: запустили ленту, с одной стороны на ленту подают из ящика контейнеры без этикетки, с другой стороны оператор принимает и укладывает уже оклеенные. То есть волшебство в том, что машина печатает этикетку со всей необходимой информацией и наклеивает точно куда надо. Для всего процесса необходимо два-три человека.
Как это организовано на других подобных предприятиях
Я видел следующую картину: чаще всего этикетирование идет или полностью вручную, или с помощью этикет-пистолета. И занимается этим в параллели 10–15 человек.
Плюс есть несколько известных проблем: какие бы ни были хорошие и внимательные работники, глаз замыливается, персонал торопится и путается.
В результате начинают клеить этикетки от котлет на смузи. По закону Мёрфи замечают это уже в самом конце при погрузке в машину. Или еще хуже, когда звонят недовольные клиенты: «Что это за фигня?»
В нашем варианте вложились в оборудование и автоматизацию и значительно уменьшили ФОТ. Если перевести в цифры, то оборудование окупилось за пять месяцев эксплуатации по сравнению с разницей, если бы делали вручную и платили зарплаты.
В дополнение получили прогнозируемую и понятную производительность (как известно, производительность людей величина непостоянная). Плюс минимизировали риск ошибочной обклейки и в целом возможность гибко и быстро менять макеты: что и с каким дизайном печатать.
С персоналом есть еще такая история
На фасовке и этикетировке работают люди, у которых суперсила в том, что они могут делать достаточно монотонную работу продолжительное время.
Но часто так бывает, что они не заканчивали университетов, тут появляется еще одно рискованное звено: на этикетке надо наносить «динамическую информацию» — то, что меняется для каждой партии блюд:
- срок годности;
- название;
- какое меню;
- день недели меню;
- завтрак это, обед, ужин или перекус.
Если доверять ввод всей этой информации оператору, то риск ошибки очень большой — а это и репутация, и банальные штрафы от государственных контролирующих органов.
Это этикетка GF. Смотрите, справа штрих-код. В нем хранится ID конкретно этой коробки, есть привязка в БД, что это такое, чьи руки касались этой партии продукции, из какого сырья это было приготовлено.
Решилось это тем, что все управление печатью идет с терминала:
Когда оператору привезли ящики с лоточками блюд:
- Ему достаточно выбрать из списка заданий, что это за блюдо.
- Убедиться по фотографии, что это «то, что надо».
- Отправить на печать одной кнопкой.
Из особенностей: как видно на картинке, на одно и тоже блюдо может быть нанесена разная маркировка. При этом параметры руками не вводятся, ошибка человеческого фактора сведена к минимуму. А сами параметры маркировки и задачи видны из подсистемы заказов на производство.
Свели систему к «идеальной» — почти полностью убрали из нее людей.
Про грабли, запуск и танцы
На картинках, может, обратили внимание — сотрудницы «плотно одеты»? Это не с проста! Все помещения, где идет фасовка, маркировка и дальнейшее хранение — это большие холодильники с температурой 4–6 градусов. И это важная история, «как, зачем и почему», достойная отдельной статьи.
Как работают на фасовке в холодильнике.
Но печатное оборудование не очень любит низкие температуры. Тут принтер аппликатор Novexx, у него рабочая температура от +10. Если будет холоднее, то термотрансферная голова не успевает прогреваться и быстро выходит из строя.
В результате пришлось конструировать «тепловой шкаф» для принтера — на фото видно, что этикетки вылезают из большого металлического ящика. Вот это и есть тепловой шкаф, в котором стоят обогревательные элементы и дополнительный контролер.
Отладка интеграции оборудования с управляющим ПО. Видите, дверца теплового шкафа приклеена на изоленту? И внизу щель? Почти целый день пытались понять, почему принтер на больших объемах печати начинал «полосить».
Любое оборудование рано или поздно может выйти из строя. Главное — быстро его вернуть в работу.
Датчик определяет, что сейчас под печатающей головой пойдет лоток и что пора клеить. Его случайно оторвали каким-то тяжелым предметом. И чтобы работа не простаивала, приклеили на скотч и обрывки других этикеток. По закону Мерфи было это в ночную смену. Надо ли рассказывать, как был «удивлен» главный инженер, что калибровка «почти» не слетела.
Из предыдущей истории сделали вывод: что-то может сломаться. Принтер пока был один, на то, чтобы его просто дублировать, бюджета не находилось. Что же делать, если он встанет на ремонт или обслуживание?
Организовали резервный вариант: Zebra с термотрансферной головой, без аппликатора, со сравнительно небольшой скоростью печати (в полтора раза медленней Novexx). Но с ценой в 15 раз дешевле! И работает оно по такой схеме.
Если с основным этикетировщиком «Ой! что-то пошло не так», то в настройках переключали печать на резервный принтер. Печатали, сматывая ленту на руку. И дальше выводили подкрепление людей из других цехов или со склада и клеили руками.
За шесть месяцев пригодилось один раз, и это колхозное решение тут же окупилось.
GIF-изображения работы в других цехах
Осторожно — инженерное порно! Осторожно — трафик!
Давайте снова вернемся к Product Owner и его месту в проекте?
Пример с печатью этикеток — это одна из множества историй. Показательна она тем, что в случае если что-то реализовано плохо, цена этой ошибки очень велика. А исправление или очень дорого, или технически трудноосуществимо.
По этой причине категорически важный этап решения — это моделирование процессов и особое внимание на риски. Этакая расширенная версия того, что модно называть Custom Development.
Важна ли тут для Product Owner юнит-экономика? Безусловно. Экономика тут важнее всего, но лучше подходят методы маржинального анализа.
(Кратко, что такое востребованная рынком «юнит-экономика»: нужно, чтобы разница между суммой денег, полученной от одного клиента, была больше суммы, потраченной на его привлечение.)
Что было бы ещё интересно почитать о Food-производстве?
- Как организована работа в цехах: кому когда и чего делать?
- Кто такие технологи, зачем вообще технологические карты и как это связано с экономикой?
- Подробности про санитарию или контроль качества?
- Больше технических подробностей: как связаны учетное и управляющее ПО с оборудованием?
- В целом о технической части: что из ИТ-инфраструктуры, какое ПО и для чего, интеграции?
- HACCP стандартизация в пищевке?
Этот пост пылился в черновиках месяца два, потому что у моих бывших коллег «то эксклюзивный контент-контракт с ‘‘Коммерсантом’’, то уже стартовала инфо-компания с трафиком».
Вот ссылка на версию с красивыми постановочными фотками. А если правильно поставленный свет не важен, POV-контент статьи «зашел», то welcome в комменты с вопросами и накидыванием на вентилятор.
Супер! Ещё статьи будут? Интересует, как идёт разработка блюда, и как это внедряется на поток.
Жалко, что таких цехов в 2011 году не было.
Разработка новых блюд это вообще про отдельный пост - задумаюсь.
Если кратко:
1. Есть бренд кухня и специальные люди которые придумывают что можно приготовить
2. Спец группа людей (бренд менеджеры) которые мониторят и анализируют тенденции и вкусовые предпочтения
3. Готовят и тестируют внутри компании на персонале
4. Считают экономику и уточняют сырьё и поставщиков
5. Прорабатывают готовку на объём
6. Запуск в массовое производство
7. Мониторинг отзывов и коррекция
Восхищаюсь GrowFood со стороны бизнеса и сервиса, но не могу понять, почему сам продукт не зашел(первые дня 4 могу есть, потом, к сожалению нет, становится не вкусно).
Насколько сам менеджмент пользуется своим продуктом?
Я когда работал - кушал постоянно. Упомянутый тут в коментах CEO - вообще главный хейтер и критик на кухне в офисе.
Выскажу свое мнение про вкус: с одной стороны это вкусовщина (кто что любит и привычки). А с другой, объективной, и снова про привычки:
есть линейки fit и супер_fit - они же реально без сахара, без обычной пшеничной муки, маложирное. Продукт для "похудейки". Я годами не привык такое есть, я чай пью с тремя ложками сахара! и карбонару пожирнее обожаю!
Всякие продуктовые линейки "для обычных людей" или для "качков" для меня вкуснее
Спасибо, стараемся!
Бывает, что не всем может такой формат сервиса и самого питания подойти, вкусовые предпочтения никто не отменял, хотя иногда дело может быть и в привычке.
Многие сотрудники заказывают питание для себя, а основатели вообще на постоянной основе питаются. 😉
Поясни, пожалуйста. Почему решил сделать акцент на маржинальном анализе, а не на модной юнит экономике и в чём это проявлялось? Просто считал всё вместе?
Т.к. для производства доходная часть "где-то далеко" и возможность влиять на нее косвенно (влияние через продукт и качество), то в первую очередь смотрим в затраты.
А в затратах на производстве стремимся к капексу и размазываем этих затрат на объем производства. Как это выглядит?
Можно приготовить блинчик на сковородке добрыми руками повара - и по сути за время работы этого повара иметь постоянные затраты на единицу продукции. А можно купить станок за пару миллионов и готовить на нем месяц/год размазывая его стоимость на каждый блинчик - а блинчиков уже сотни тысяч и миллионы штук.
С другой стороны описанный чудо станок за много денег имеет риск выйти из строя, и в модель надо закладывать дублирование, частичный простой и затраты на ремонт и обслуживание.
Циклы производства - это часы.
Циклы продаж - это дни
Циклы рисков и капитальных затрат - это месяцы и годы.