Представим компанию N, которая подошла к запуску года, казалось бы, с четко разработанной стратегией. Руководящий состав выставил цели по выручке, а также определил ключевые задачи, связанные с увеличением продаж, расширением базы и выходом на новые рынки. На первый взгляд, все выглядит структурированным и понятным. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что стратегия компании практически игнорирует такие критически важные аспекты, как HR-планирование, синхронизацию продуктовой стратегии, а также стратегий маркетинга и коммуникаций со стратегией продаж и тд.
Спасибо за статью 🙏
Часто вижу и слышу от собственников, что некогда нам сейчас вашими стратегиями заниматься;
Да, согласна, такой подход все ещё часто встречается из разряда - «ну работали же как-то 20 лет без этого..» У каждого наверняка вспомнится такой пример одной-двух и более компаний, в которых так как-то все со временем устаревало и деградировало, а более продвинутые и энергичные конкуренты вырывались вперёд.
Но вместе с тем радует, что с каждым годом тех, кто не только понимает, но ещё и на практике получил результаты от стратегического планирования, становится все больше.
И ведь это действительно обоснованно:
- Рост конкуренции делает стратегическое планирование не «данью моде», а необходимым условием выживания бизнеса. Говоря метафорически, не всем везёт с «кувшином молока», в котором можно просто «барахтаться» как в той сказке про лягушку) Некоторые рынки - это «кувшины с водой» и «барахтанье» не поможет - нужна стратегия.
- Повышение управленческой культуры - раньше грамотное стратегическое управление было прерогативой зарубежных компаний, а сейчас всё больше российских собственников и управленцев получают профильное образование, следуют принципу «lifelong learning”, посещают различные мастермайнды и менеджерские сообщества. Такие предприниматели и руководители, как правило, хорошо понимают ценность стратегий не только в теории, но уже и на практике.
- Накопление успешного опыта: растет число компаний, демонстрирующих впечатляющие результаты благодаря грамотному стратегическому планированию. Их кейсы становятся наглядным доказательством эффективности этого подхода.
- Экономическая турбулентность: именно в периоды нестабильности четкая стратегия помогает компаниям не только выживать, но и находить новые возможности для роста.
И все просто - время, инвестированное в разработку стратегии сегодня, - это существенная экономия ресурсов и минимизация рисков завтра.
И это инвестиция в устойчивое развитие не только отдельной компании, но и отрасли, и даже экономики страны в целом.
Согласен, что стратегия нужна. Но как быть, когда рынок постоянно меняется? Кажется, что к моменту, когда ты разработаешь детальный план, он уже устареет
Юрий, спасибо за вопрос – очень актуальный! Все дело в том, что важным критерием стратегии должна быть ее адаптивность. Как правило, мы возвращаемся к актуализации стратегии 1 раз в квартал и оцениваем: сохраняет ли она свою актуальность. И, если факторы внешней среды, к примеру, существенно изменились, то отвечаем на вопрос: какие компоненты стратегии необходимо пересмотреть? И тд. Поэтому стратегические сессии важно проводить не 1, а 4 раза в год, как правило: 1 раз для разработки стратегии и 3-4 раза – в качестве ретро-сессий с возможностью оценки результатов и внесения корректив. Это в разы эффективнее, чем «плыть по течению», хватаясь за все без разбора инициативы и бессистемно растрачивая ресурсы, или пропускать открывающиеся возможности в виду отсутствия фокуса развития и видения рынка.
И добавлю, что здесь еще нужно правильно определить срок, на который мы разрабатываем стратегию. Как правило, я рекомендую отталкиваться от срока окупаемости инвестиций, который характерен для данной сферы бизнеса. Можно исходить и от срока окупаемости отдельных проектов. Если срок окупаемости инвестиций в строительство медицинской клиники составляет 2 года (срок возьмем для примера, тк он отличается от выбранного профиля и оснащения клиники), то стратегическое планирование имеет смысл осуществлять на перспективу 2х лет с возможностью адаптации по мере движения к цели.
Какая красотка, я даж подпишусь