Как разработать стратегию, которая работает?

Представьте, что будет, если архитектор начнёт строительство небоскрёба без детального проекта? Или выполнит проект формально без глубокого погружения?

При проектировании небоскреба архитектор должен учитывать множество критически важных факторов, кроме стандартных - бюджета и целей назначения, среди которых: ветровые нагрузки на конструкцию, сейсмическая активность, характеристики грунта для фундамента, влияние на городскую среду, соблюдение нормативных и прочих требований. Нужно продумать и спланировать каждую деталь — от закладывания необходимого фундамента и до просчета каждой балки…

Как разработать стратегию, которая работает?

Точно так же невозможно построить успешный бизнес без чёткой и качественно проработанной стратегии — этого фундаментального "чертежа будущего успеха" компании с учетом всех факторов, возможностей и ограничений. Но в отличие от здания, бизнес-стратегия должна быть не только прочной, но и гибкой. Я, бизнес-консультант по стратегическому управлению, разработке личных и комплекса бизнес-стратегий, MBA, Оксана Семёновских подробнее расскажу вам о комплексе стратегий и эффективной работе с ними.

Стратегия стратегии рознь…

Представим компанию N, которая подошла к запуску года, казалось бы, с четко разработанной стратегией. Руководящий состав выставил цели по выручке, а также определил ключевые задачи, связанные с увеличением продаж, расширением базы и выходом на новые рынки. На первый взгляд, все выглядит структурированным и понятным. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что стратегия компании практически игнорирует такие критически важные аспекты, как HR-планирование, синхронизацию продуктовой стратегии, а также стратегий маркетинга и коммуникаций со стратегией продаж и тд.

К примеру, в документе не упоминаются планы по требованиям к новой организационной структуре, формированию команды, мотивации сотрудников и их профессионального развития, необходимого для достижения бизнес-целей компании. Игнорируется синхронизация стратегий по внутренним (HR) и внешним коммуникациям, которые определяют восприятие компании не только клиентами, но и сотрудниками. А маркетинговая «стратегия», способная в потенциале привлечь новых клиентов и удержать текущих, остается лишь разрозненным набором инициатив без четкой взаимосвязи с общей целью и планами продаж.

Такой подход создаёт иллюзию стратегического управления, но не обеспечивает системы стратегического планирования для достижения успеха. В результате, несмотря на наличие «генеральной стратегии», компания N не реализовала поставленные задачи на 2024 год. Почему? Потому что без учета всех функциональных составляющих компании и разработки функциональных стратегий (HR, маркетинга и тд) с дальнейшей проработкой инструментальных стратегий, бизнес-стратегия остается "на бумаге", а её исполнение происходит в лучших традициях по методу "Лебедь, рак и щука".

Стратегия должна быть комплексной и объединять все ключевые направления деятельности компании в единую систему. Только в этом случае она станет надежным ориентиром, способным привести к достижению намеченных целей.

Какие стратегии должны быть у каждой компании без исключения?

  • видение, миссия и ценности;

  • бизнес-стратегия;

  • HR-стратегия;

  • маркетинговая стратегия;

  • стратегия продукта и сервиса;

  • бренд-стратегия (коммерческий и HR-бренды);

  • стратегия дизайна и коммуникаций.

Отключите хотя бы одну из стратегий — и вся система перестанет работать так, как нужно. Только комплексный подход позволяет бизнесу двигаться в правильном направлении и достигать своих целей.

В зависимости от сферы бизнеса и специфики компании также можно дополнять операционной стратегией, стратегией производства, ИТ-стратегией и тд, но перечисленный базис стратегий должен быть, словно «must have», у каждой компании.

Успешная стратегия — это сложная, но жизненно необходимая система, которая объединяет все ключевые направления деятельности компании. И только комплексный подход способен превратить стратегию в реальный инструмент для достижения целей.

В следующей статье мы подробнее рассмотрим каждую из стратегий и разберем, как их эффективно объединить в единую систему успеха вашей компании.

Еще больше полезных материалов о стратегиях и брендинге в Telegram-канале.

1414
5 комментариев

Спасибо за статью 🙏
Часто вижу и слышу от собственников, что некогда нам сейчас вашими стратегиями заниматься;

2

Да, согласна, такой подход все ещё часто встречается из разряда - «ну работали же как-то 20 лет без этого..» У каждого наверняка вспомнится такой пример одной-двух и более компаний, в которых так как-то все со временем устаревало и деградировало, а более продвинутые и энергичные конкуренты вырывались вперёд.
Но вместе с тем радует, что с каждым годом тех, кто не только понимает, но ещё и на практике получил результаты от стратегического планирования, становится все больше.

И ведь это действительно обоснованно:

- Рост конкуренции делает стратегическое планирование не «данью моде», а необходимым условием выживания бизнеса. Говоря метафорически, не всем везёт с «кувшином молока», в котором можно просто «барахтаться» как в той сказке про лягушку) Некоторые рынки - это «кувшины с водой» и «барахтанье» не поможет - нужна стратегия.

- Повышение управленческой культуры - раньше грамотное стратегическое управление было прерогативой зарубежных компаний, а сейчас всё больше российских собственников и управленцев получают профильное образование, следуют принципу «lifelong learning”, посещают различные мастермайнды и менеджерские сообщества. Такие предприниматели и руководители, как правило, хорошо понимают ценность стратегий не только в теории, но уже и на практике.

- Накопление успешного опыта: растет число компаний, демонстрирующих впечатляющие результаты благодаря грамотному стратегическому планированию. Их кейсы становятся наглядным доказательством эффективности этого подхода.

- Экономическая турбулентность: именно в периоды нестабильности четкая стратегия помогает компаниям не только выживать, но и находить новые возможности для роста.

И все просто - время, инвестированное в разработку стратегии сегодня, - это существенная экономия ресурсов и минимизация рисков завтра.

И это инвестиция в устойчивое развитие не только отдельной компании, но и отрасли, и даже экономики страны в целом.

1

Согласен, что стратегия нужна. Но как быть, когда рынок постоянно меняется? Кажется, что к моменту, когда ты разработаешь детальный план, он уже устареет

2

Юрий, спасибо за вопрос – очень актуальный! Все дело в том, что важным критерием стратегии должна быть ее адаптивность. Как правило, мы возвращаемся к актуализации стратегии 1 раз в квартал и оцениваем: сохраняет ли она свою актуальность. И, если факторы внешней среды, к примеру, существенно изменились, то отвечаем на вопрос: какие компоненты стратегии необходимо пересмотреть? И тд. Поэтому стратегические сессии важно проводить не 1, а 4 раза в год, как правило: 1 раз для разработки стратегии и 3-4 раза – в качестве ретро-сессий с возможностью оценки результатов и внесения корректив. Это в разы эффективнее, чем «плыть по течению», хватаясь за все без разбора инициативы и бессистемно растрачивая ресурсы, или пропускать открывающиеся возможности в виду отсутствия фокуса развития и видения рынка.
И добавлю, что здесь еще нужно правильно определить срок, на который мы разрабатываем стратегию. Как правило, я рекомендую отталкиваться от срока окупаемости инвестиций, который характерен для данной сферы бизнеса. Можно исходить и от срока окупаемости отдельных проектов. Если срок окупаемости инвестиций в строительство медицинской клиники составляет 2 года (срок возьмем для примера, тк он отличается от выбранного профиля и оснащения клиники), то стратегическое планирование имеет смысл осуществлять на перспективу 2х лет с возможностью адаптации по мере движения к цели.

Какая красотка, я даж подпишусь

1