Самые распространенные конфликтные ситуации на работе

По большому счету все конфликты сводятся к 3 причинам: недостатки в коммуникации на входе в проект, особенности характера участников и неправильные ожидания сторон друг от друга.
Рассмотрим самые типичные примеры конфликтов.

Ситуация А: Проблемы в коммуникации или недостаток обратной связи

Вас назначают лидером проекта, вы получаете инструкции и смело бросаетесь их выполнять, т.к. вы уверены, что вы точно знаете, что от вас ждут. Позже, на очередной встрече группы о ходе выполнения проекта оказывается, что вы пошли по неверному пути, т.к. вам «забыли» сказать важные детали. Мало того, это вызывает недовольство как со стороны руководителя, так и со стороны некоторых членов команды.

или

В почти похожей ситуации коллеги работают над проектом, но не получают регулярной обратной связи от друг друга, т.к. считают, что и так достаточно информированы о ходе проекта. Из-за этого возникает множество ошибок, которые остаются незамеченными до самого финала. Когда проект уже почти завершён, каждый не может понять, почему возникли проблемы, начинаются взаимные обвинения и общее неудовольствие.

Часто под конфликтом подразумевают очень эмоциональное открытое противостояние - ссору, ругань, крики. Это действительно очень неприятно, и мы всячески пытаемся “отодвинуть” этот момент или свести к минимуму накал страстей. Другая причина - часто более глубинная - выходя на конфликт, мы боимся разрушить отношения. Личные, рабочие, дружеские – любые. Ну и конечно любой конфликт любого масштаба – это неприятно. Это стресс. И поэтому мы пытаемся любой ценой избежать этой дополнительной нагрузки на наш организм.
Но чем дольше мы затягиваем выяснение отношений, тем к большим проблемам это может привести в дальнейшем.

Рекомендации

  1. Не бойтесь задавать вопросы и уточнять – даже вроде бы однозначные вещи вы можете понимать по-разному и в результате идти к разным целям
  2. Сосредоточьтесь на проблеме: старайтесь не переходить на личности, обсуждая конкретные действия и их последствия. Если необходимо, проговорите с коллегой, в чем причины разногласий.
  3. Выслушайте точку зрения другой стороны. Это поможет наладить диалог и найти общий язык.

Ситуация Б: Особенности характера и/или поведения

Ваш коллега по работе имеет склонность выражать своё недовольство в довольно агрессивной манере. Во время общения он не церемонится - может повышать голос, ругаться, обзываться, что конечно никому не нравится. Руководство крайне ценит его как специалиста и замечать эти особенности поведения коллеги не желает. Это создает токсичную атмосферу и снижает общую продуктивность.

или

Коллега, с котором вы находитесь в приятельских отношениях, часто опаздывает на работу и из-за этого не выполняет часть своих обязанностей. Остальные члены команды чувствуют, что приходится перетаскивать на себе его работу, что приводит к недовольству и конфликтам среди сотрудников.

В определенных ситуациях, когда пожертвование некоторыми своими интересами не такое уж и критичное и не так нас волнует, как потенциальный конфликт, можно “закрыть глаза” и сэкономить себе нервы. Другой вопрос, превращается ли это в постоянную модель поведения.
Когда вы использовали все инструменты увещевания, но дело так и не сделано. Когда вы пытались достучаться до человека, но он не слышит. Когда вы уверены на 100% в свой правоте и хотите вынести свое решение с местного уровня на уровень руководства. Когда вы отвечаете за конечный результат, и это единственный способ прийти к цели.
Если так, то в данном случае мы посоветуем наоборот - пойти на откровенный разговор и обострение.

Рекомендации

  1. Четко сформулируйте для себя, чего вы хотите достичь. Это даст вам направление и поможет сосредоточиться на нужных действиях. Прежде чем принимать решение, проанализируйте потенциальные последствия. Сравните возможные результаты с вашими целями
  2. Постарайтесь открыто выразить свои мысли и чувства. Используйте "я" сообщения, чтобы избежать обвинений. Например, "Я чувствую, что...".
  3. Попробуйте найти совместное решение и/или компромисс. Сфокусируйтесь на интересах, а не на позициях.

Ситуация В: Неправильные ожидания сторон

Руководитель вашего департамента дает команде задание, но не уточняет сроки выполнения и критерии успеха. В результате каждый сотрудник интерпретирует задание по-своему, и в конечном итоге, по истечении срока, работа оказывается выполнена не так, как предполагал руководитель. Это приводит к разочарованию и конфликту между руководителем и подчиненными.

или

Ваш руководитель объявляет команде, что проект, над которым все работают, должен быть завершен в рекордные сроки с высоким качеством. При этом не учитывается ни текущая загрузка, ни сложность задачи. У вас и ваших коллег возникает ощущение, что вы должны работать сверхурочно, чтобы выполнить нереальные цели. Это приводит к выгоранию, недовольству и, в конечном итоге, к снижению качества работы. В дальнейшем это ведет к еще большему напряжению и страху перед следующими задачами.

Конфликт - это по сути, очень сложный разговор и к нему нужно готовиться. Если эмоциональная часть может вас захлестнуть, то с рациональной аргументацией мы можем подготовиться заранее. Это будет сильным подспорьем и добавит вам уверенности, когда эмоции начинают переполнять.
Поэтому самое главное в конфликте – это подготовка. Вам нужно заранее сформулировать цели - чего вы хотите добиться, желательно “программу минимум” и “программу максимум”. Причем, иногда целью может стать желание отстоять себя и “показать зубки” - в этом нет ничего ужасного, но надо отдавать себе в этом отчет. Это будет влиять на вашу стратегию и модель поведения.
Как это странно не звучит, умение присутствовать в конфликте - это один из скиллов, который необходимо прокачивать. Поэтому чем раньше вы осознанно начнете это делать, тем лучше, т.к. пройти по жизни без ссор и конфликтов невозможно, как бы вам это не хотелось.
Ведь даже, если вы не участвуете в конфликтах открыто, на самом деле вы все равно участвуете в них эмоционально, а это может привести к серьезным проблемам на психофизиологическом уровне.

Рекомендации

  1. Если время ограничено, обсудите с руководством приоритеты и возможности делегирования задач.
  2. Сообщайте о плотной загрузке и возможных проблемах, чтобы избежать недопонимания.
  3. Заботьтесь о своем времени и здоровье; если трудно справляться с нагрузкой, предлагайте более разумные сроки или помощь.
  4. Время от времени информируйте начальство о своих достижениях и прогрессе, это поможет вовремя исправить ситуацию, если вы пошли не в том направлении.
  5. Даже если вы боитесь гнева начальства, если вы ничего не скажете, все равно окажетесь виноваты. А вот если вы предупреждали заранее о возможных проблемах, возразить на это будет значительно сложнее.

Заключение

Мозг часто рисует картинки, что после конфликта будет катастрофа и будет невозможно продолжить прежнее взаимодействие. Такой вариант развития событий есть, - но вы удивитесь, он не самый частый и не самый вероятный.
Что реально случится? Вспомните фразу “рвется, где тонко”.
Конфликт всегда показывает на то самое “тонко”, которое надо укрепить. В управлении компанией, командой - это как раз фокус на тех аспектах, которые задерживают развитие. Избегая конфликта, вы не даете трансформации случиться.
Заходя же в него, вы начинаете вырабатывать новую модель взаимодействия, - которая не требовалась ранее, а теперь для нее настало время.

В следующей статье расскажем, почему не стоит бояться конфликтов и как к ним можно подготовиться.

Об экспертах

Подписывайтесь на наш YouTube канал, чтобы получать больше полезного материала по развитию карьеры и коммуникации в команде.

1
3 комментария

Иногда кажется, что конфликты на работе - это неизбежная часть нашей жизни. Но может быть, стоит создать специальную комнату для криков и выплеска эмоций?) Шутка, конечно, но иногда так хочется!

1

У нас в отделе недавно была похожая ситуация, когда из-за нечетких сроков чуть не сорвался проект. Теперь понимаю, что нужно уделять больше внимания постановке задач и обязательно проверять, все ли правильно поняли.

1