Методология Shape Up. Как Basecamp переосмыслил процесс разработки продукта.

Циклы формируют конкретные блоки времени для работы.
Циклы формируют конкретные блоки времени для работы.

История о том, как Basecamp пришёл к методологии Shape Up, началась с довольно знакомой многим проблемы. Команда столкнулась с типичными болями agile-разработки: бесконечные двухнедельные спринты превратились в монотонный конвейер, оценки задач постоянно "плыли", а бэклог разрастался как снежный ком. Всё это привело к тому, что скорость разработки начала падать, а команда чувствовала постоянное давление и выгорание.

Джейсон Фрид и Райан Сингер, основатели Basecamp, поняли, что нужно что-то кардинально менять. Они начали анализировать, как на самом деле работает процесс создания продукта, и пришли к нескольким важным выводам:

1. Шестинедельные циклы вместо двухнедельных спринтов

Команда обнаружила, что двух недель часто не хватает для создания действительно значимой функциональности. При этом постоянное дробление работы на мелкие части создавало дополнительные накладные расходы. Переход на шестинедельные циклы позволил команде погружаться в задачи глубже и доводить функционал до действительно качественного состояния.

2. Отказ от бесконечного бэклога

Вместо того чтобы хранить огромный список идей и задач, которые постоянно устаревают, команда решила работать в режиме "чистого листа" после каждого цикла. Это позволило фокусироваться только на действительно важных задачах и не тратить время на поддержание огромного бэклога.

3. "Придание формы" (Shaping) проектам до начала разработки

Ключевой элемент методологии – тщательная проработка проектов перед тем, как они попадают в разработку. Этот процесс включает:

- Определение правильного уровня абстракции (не слишком детально, но и не слишком размыто)

- Установление чётких границ проекта

- Выявление и проработку основных рисков

- Создание быстрых прототипов для проверки идей

4. Полная автономия команд

Команды получают полную свободу в реализации проектов. Нет ежедневных стендапов или постоянного контроля со стороны менеджмента. Команда сама решает, как достичь поставленных целей в рамках установленных ограничений.

5. Команды получают полную свободу в реализации проектов

Нет ежедневных стендапов или постоянного контроля со стороны менеджмента. Команда сама решает, как достичь поставленных целей в рамках установленных ограничений. Время на "остывание" (cooldown) После каждого шестинедельного цикла следует двухнедельный период "остывания". Это время используется для:

- Работы над техническим долгом

- Исправления багов

- Изучения новых технологий

- Восстановления команды перед следующим циклом

🏆 Результаты перехода на Shape Up:

Внедрение методологии Shape Up привело к значительным улучшениям:

- Повысилась предсказуемость поставок

- Уменьшилось количество переработок

- Выросла удовлетворённость команды

- Улучшилось качество продукта

- Снизился уровень стресса в команде

Важно понимать, что Shape Up – это не универсальное решение для всех. Методология отлично работает для продуктовых команд, которые: - Имеют высокий уровень доверия между участниками - Могут позволить себе работать в относительно длинных циклах - Готовы отказаться от привычных agile-ритуалов - Способны предоставить команде высокую степень автономии

Shape Up демонстрирует, что иногда для решения проблем нужно не просто улучшать существующие процессы, а полностью переосмыслить подход к работе. Basecamp показал, что можно создать методологию, которая учитывает реальные потребности команды и бизнеса, даже если она идёт вразрез с общепринятыми практиками.

P.S. Буду рад, если подпишитесь на мой Телеграм-канал Записки продакт-менеджера ! Там я регулярно публикую небольшие кейсы, разборы инструментов, методологий и подходов, примеры внедрения методологий в работу компаний и многое другое.

Начать дискуссию