Метод бутерброда не работает! Вот мини-гайд по обратной связи

Метод бутерброда – 👎
Это вид обратной связи, когда руководитель хвалит и критикует одновременно. Алгоритм такой: сначала хвалишь – потом критикуешь – снова хвалишь.

Например: «Молодец, что сделал задачу вовремя, работа хорошая, НО вот здесь ты сделал ошибки; но ты ответственный, за это я тебя ценю, поэтому верю, что справишься до завтра».

Похвала в конце важна, сотрудник запомнит разговор как позитивный. А похвала в начале может приучить к мысли, что сейчас на сотрудника свалится критика и разбор ошибок.

Не хотелось бы наблюдать, как при любой похвале коллеги съёживаются…

Метод бутерброда может зайти новичкам, для которых обратная связь – это обозначение точек роста и моментов, которые уже сильны. Для кого-то метод бутерброда не приятен, потому что его схема выглядит так: задобрить – получить то, что хотели – настроить на позитив, чтобы не расстроить и не обидеть. В таком случае легко почувствовать фальшь, от которой любая критика пролетит мимо ушей. Особенно если похвала слишком шаблонная типа «молодец», «работа хорошая», «умница», «мы тебя ценим».

А теперь встанем на сторону руководителя. Представляете, какой стресс он испытывает, чтобы начать трудный разговор?.. А когда ему нужно придумать похвалу в начале?

Да и любую похвалу при использовании метода бутерброда сотрудники перестанут считать искренней.

Метод бутерброда не работает! Вот мини-гайд по обратной связи

Что тогда работает в обратной связи? И как правильно её давать?

Обратная связь по статистике повышает производительность сотрудников на 17% и снижает текучку. Но это произойдёт в случае, если она эффективная. Кто-то просто встанет и уйдёт, если вместо фидбэка в вашем коллективе приняты ругань и сюсюканье.

Итак, обратная связь нужна для прокачивания навыков специалиста. Она помогает развивать сотрудников или, наоборот, избавляет от ненужного поведения и помогает исправлять ошибки. Фидбэк полезен на протяжении всего карьерного пути, чтобы подтолкнуть человека во время стагнации, избавить от чувства рутины, просто помочь найти силы работать дальше, найти точки роста.

Обратная связь нужна не только новичкам.

Бывает, что у человека начинается новый виток карьеры, и ему нужна обратная связь, чтобы облегчить процесс и помочь.

Резюмирую. Кому нужна обратка?

1. Всем.

Самое важное правило для фидбэка – он должен быть СВОЕВРЕМЕННЫМ!

А ещё:

  • У обратной связи должна быть цель. Что вы ожидаете после обратной связи? Зачем она нужна? Забудьте вообще про дурацкие фразы типа «Молодец» или «Всё плохо, переделай».
  • Учитывайте уровень собственной экспертизы. Если вы даёте фидбэк о навыках человека и его работе, сравните, есть ли у вас скилы. Если обратная связь для человека из другой сферы деятельности, не погружайтесь в профессиональные дебри (за умного вы точно не сойдёте), лучше подчеркните общий вклад в работу.
  • Избегайте агрессии и берегите человека. Уважаем, несём позитив, не оскорбляем. Аргументируем, а не ругаем человека за его качества.

Как принимать обратную связь?

Совет для принимающего фидбэк – не нападайте сразу. Да, неприятно, когда вас критикуют. Но это первые пару минут. Желание злиться – нормальное. Но выдохните и примите обратную связь (если она, конечно, не переходит на личность).
Её можно проигнорировать, но ответственность за последствия лежит на вас, особенно если связь касалась ваших ошибок, которые можно сразу исправить.

  • Отделяйте личное от работы. Всё, что вам сказали в обратной связи, не характеризует вас как человека.
  • Проанализируйте, насколько обратная связь важна. Иногда фидбэк может быть бесполезным: ошибки уже пофиксились, либо другой человек не понимает специфику работы. Такое тоже бывает.
  • Не отвечайте с наскока. Обратная связь может быть болезненной. Но за ней стоят добрые намерения. Постарайтесь рассмотреть объективное в фидбэке.
  • Задавайте уточняющие вопросы. Они помогут разобраться, что конкретно нужно изменить.

Помните, что обратная связь – это не попытка вас обидеть или унизить. Скорее всего, в вас видят потенциал и хотят, чтобы вы раскрылись ещё больше. Показывайте, что цените обратную связь: вносите изменения и улучшайте свою работу.

Модели обратной связи

Вы можете пользоваться готовыми моделями фидбэка в зависимости от целей и ситуации. Я приведу 6 таких схем.

SBI (Situation-Behavior-Impact)

  • Situation: опишите конкретную ситуацию.
  • Behavior: укажите наблюдаемое поведение.
  • Impact: объясните влияние поведения.Модель подходит для быстрой и точечной обратной связи.

SBI помогает избежать субъективных оценок – всё чётко и по делу. Применяйте её для конкретных ситуаций.

BOFF (Behaviour-Outcome-Feelings-Future)

  • Behaviour: проговорите текущую ситуацию и действия.
  • Outcome: опишите результат, к которому привели эти действия.
  • Feelings: расскажите честно об эмоциях и ощущениях.
  • Future: объясните, как ситуация может повлиять на будущее, договоритесь, какие шаги предпринять.

Модель подходит для того, чтобы поддерживать сотрудников и эффективно управлять их производительностью. Обычно после этого метода обратная связь проговаривается снова по шагам, которые были предприняты.

COIN (Context-Observation-Impact-Next)

  • Context: уточните контекст ситуации или задачи.
  • Observation: опишите поведение.
  • Impact: объясните влияние на проект, работу или команду.
  • Next: предложите варианты улучшения.

Метод подходит для регулярной обратной связи: после отчётов за месяц/квартал/год, чтобы мотивировать человека.

AID (Action-Impact-Development)

  • Action: опишите конкретные действия или поведение.
  • Impact: обсудите, как эти действия повлияли на окружение.
  • Development: предложите стратегии для личного или профессионального развития.

Метод подходит и для критики, и для похвалы. Особенно AID полезен, когда нужно быстро перейти к действию.

Feed forward

  • Метод сфокусирован на будущем, а не на прошлом.
  • Предложите изменения на будущее, не оценивая прошлое.

Метод помогает не концентрироваться на негативе, а стимулирует на позитивные изменения.

SLC (Success-Learn-Changes)

  • Success: обсудите успешные аспекты и достижения.
  • Learn: обсудите, какие уроки извлечены из этого.
  • Changes: предложите конкретные изменения и улучшения исходя из вынесенного урока.

Метод фокусируется на позитиве – вы предлагаете человеку самому из успешной ситуации найти то, что можно улучшить

Сохраняйте гайд себе, чтобы возвращаться к нему! А также подписывайтесь на мой тг-канал, там я больше рассказываю об опыте для бизнеса.

2
1 комментарий

Спасибо за статью. Как считаете, как выбирать подход для разных типов личности? Каков алгоритм, скажем так, выбора оптимального подхода для того или иного сотрудника?