Спорим, вы тоже совершали эти ошибки, когда начинали руководить
Шесть типичных ошибок, которые допускают, когда начинают руководить с новой командой
Десять недель.
Ровно столько дается руководителю на испытательный срок, когда он приходит в новую компанию. За это время нужно познакомиться с командой, разобраться в процессах, выявить сильные и слабые стороны, выстроить стратегию.
Я проходил через это больше пяти раз, например, в Premier, Яндекс, Тинькофф, Red Bull. И каждый раз совершал ошибки и извлекал уроки, которые помогали двигаться дальше.
Я подготовил цикл статей, в которых расскажу, как руководителю за 10 недель выстроить эффективную работу с командой и избежать типичных ошибок. В первой статье — о самых распространенных провалах на старте и их последствиях. Остальные материалы будут выходить по субботам.
Меня зовут Артём Мурзин, я 15 лет работаю в корпорациях и помогал расти десяткам команд. Если вам интересна эта тема, подписывайтесь на мой телеграм-канал — там я публикую больше инсайтов о работе с командой.
Ошибка 1. Невнимательность к текущей оргструктуре — она съедает время и бюджет компании
После Red Bull я начал работать в одной российской корпорации. Мне нужно было адаптироваться к большой децентрализации, виртуальной команде и самой матричной структуре, которую я когда-либо встречал. В традиционной оргструктуре решения по проектам идут всегда сверху вниз, а в матричной могут идти слева направо. Там большая часть решений и ответственности проходит на горизонтальных уровнях и все могут повлиять на решение — хоть аналитик, хоть продакт, хоть директор.
В моем же случае у меня не было команды, которой можно просто написать: «Сделайте то-то и то-то». Вместо этого управление сводится к стратегическому мышлению — нужно думать, как развивать бизнес.
При этом над тобой стоят несколько заказчиков, каждый со своими целями, задачами и контекстом. Один говорит: «Смотри, вот исходные данные, бери их в работу», а другой на это отвечает: «Нет, вообще-то вводные совсем иные». В такой системе ключевая задача — синхронизироваться с ожиданиями всех заказчиков, потому что именно от этого зависят твои ресурсы и успешность проекта.
На собственном опыте я понял, насколько важен этот навык. Мы как-то работали над проектом, и мне казалось, что главный заказчик — это человек, с кем я напрямую взаимодействую. Я полагал, что он принимает итоговые решения, но на деле оказалось, что лидер продукта или бизнес-лидер — совсем другой человек.
Мы месяц прорабатывали идею, вложили кучу времени и ресурсов, а когда пришли защищать проект, человек, который на деле был главным, просто сказал: «Слушайте, ну это буллщит». Итог — проект отменили.
Моя ошибка была в том, что я не разобрался в реальной оргструктуре, хотя думал, что все понял. Я не выяснил, кто действительно принимает решения, кто оказывает влияние и чьи ожидания нужно учитывать в первую очередь. В итоге мы потратили ресурсы впустую.
К чему приводит ошибка: к потере времени и ресурсов, дополнительным затратам на переделки, снижению доверия со стороны руководства, демотивации команды и замедлению процессов. В итоге компания теряет деньги, сроки срываются, а твоя эффективность как лидера под вопросом.
Ошибка 2. Не учитывать контекст — это создает конфликты в команде
В Red Bull я проработал семь лет в команде маркетинга. В компании было принято мыслить и действовать так: «Мы не покупаем рекламу, а создаем проекты, про которые нереально не написать или сказать» Невозможно оставить без внимания новость, что спортсмен прыгает со стратосферы или не сделать заметку про Формулу-1, которая несется по Нью-Йорку.
После работы в Red Bull я пришел в место, где нужно было продвигать премиальный продукт для миллионеров. Если в массовых продуктах можно масштабировать, например перформанс каналы, то в таких продуктах стандартные рекламные инструменты не работают. Нужно делать проекты, которые прогремят в новостях: регаты, путешествия к Южному полюсу, эксклюзивные события.
В Red Bull я видел, как такой вау-маркетинг работает на глобальном уровне и решил применить этот подход на новом месте.
С полной уверенностью презентовал команде концепцию: «Мы должны делать маркетинг, который сам становится новостью!» Представил презентацию на 20 слайдов, четкий бриф, стратегическое планирование на полгода вперед. Кажется, идеальная система, что может пойти не так. Но команда была в шоке: они привыкли работать иначе. Обычно решения принимались быстрее, брифы писались на один слайд, проекты запускались условно за неделю.
К чему приводит ошибка: я не учел привычный контекст и темп команды. Когда приходит новый руководитель он часто ожидает и требует от новой команды того, что у было на предыдущем месте. Это вызывает сопротивление и недопонимание.
Ошибка 3. Применять подходы, которые непривычны новой команде, — они затягивают процесс работы
Этот пункт тесно пересекается с предыдущим. Расскажу историю. В европейских компаниях презентация идей строится по четкому фреймворку: сначала дать контекст — объяснить ситуацию на рынке → потом обосновать свою идею → затем конкретный план действий. Этот подход кажется логичным — сначала доказываешь, почему гипотеза верна, а потом предлагаешь решение. Но когда из зарубежной компании я перешел в российскую корпорацию и попытался презентовать проекты в привычном формате, столкнулся с другой культурой общения и принятия решений.
На встречах меня сразу перебивали и спрашивали: «Так, давай к сути — что делать надо? На встречу всего полчаса». Вместо объяснений ждали конкретного ответа. Любые попытки донести идею через аналитику наталкивались на короткий вердикт: «Это дерьмо». Почему? «Потому что непонятно, что с этим делать» Вместо обсуждений и логических выкладок ценился быстрый, четкий результат.
Пришлось перестроиться: больше никакой долгой аргументации, только суть. Например, «Делаем теннисный турнир в старом музее с каким-нибудь Данилой Медведевым» — «Отлично! Вопросов нет, что мы получим и какой бюджет проекта?»
Как выстраивать коммуникацию с командой я рассказываю в своем телеграм-канале, подписывайтесь!
К чему приводит ошибка: команда не понимает вас, раздражается, теряет фокус и тянет с решениями. Долгие объяснения воспринимаются как лишняя трата времени, а попытки подкрепить все аналитикой — как неумение работать в этой культуре.
Ошибка 4. Принимать импульсивные решения — это создает конфликты и тратит ресурсы впустую
Стремление быстрее показать начальству лучшие результаты часто подталкивает к импульсивным решениям, которые не согласуются с долгосрочной стратегией бизнеса.
Представьте, что в команду выходит новый директор по маркетингу и чтобы показать «быстрый» результат он тратит несколько сотен миллионов на рекламную кампанию не разобравшись с юнит экономикой, что в итоге масштабирует убыток.
Или другой пример — директор по продукту приходит в компанию, где нет инфраструктуры для роста, например, а/б тестирования или что уж там, разметки ключевых событий, но делает модный редизайн основных экранов сервиса.
К чему приводит ошибка: теряется колоссальное количество ресурсов, времени и растягивается разворот работы на кварталы, компания уступает долю рынка конкурентам.
Ошибка 5. Тащить проект на себе — от этого команда потухает и недолюбливает менеджера
Иногда менеджеры, чтобы быстрее закрывать цели, полагаются исключительно на собственные опыт и экспертность. Они берут на себя много ответственности, а сотрудники наоборот становятся менее самостоятельными. Команда зависит от руководителя, а это мешает ей работать продуктивно и влияет на скорость принятия решений. Менеджер работает как эксперт, а не лидер.
Вот несколько признаков, что менеджер выступает в роли эксперта, а не руководителя:
он самостоятельно принимает решения о старте или остановке проектов и не объясняет команде причины;
жестко критикует специалистов при любом самостоятельном решении;
любые управленческое или бизнес-решение принимать в одиночку;
оставляет незначимые комментарии к конченному проекту, дизайну или техническим решениям — он так имитирует умение отличать важное от неважного;
имитирует экспертность — необоснованно или минимально корректирует бюджеты проектов, меняет размеры кампаний, переписывает коммерческие предложения.
К чему приводит ошибка: в команде с таким руководителем люди не понимают, как принимаются решения, какие критерии успешности и степень важности решений. Сотрудники по любому шагу советуются с руководителем и перестают думать самостоятельно — они не могут эффективно работать без указки.
В коллективе, где руководитель излишне уверен в себе, своей значимости и в том, что он может сам все затащить, команда перестает проявлять инициативу. У людей падает вовлеченность и желание работать с таким человеком.
Ошибка 6. Не вкладываться в коммуникацию — это мешает быстро получать нужные результаты
Когда руководители стремятся ускорить процессы и быстрее продемонстрировать результаты, они часто переходят на краткие, поверхностные формы общения. Это может создать иллюзию продуктивности, но на деле снижает качество взаимодействия внутри коллектива.
Приведу пример: представьте руководителя, который на совещании формулирует задачи недостаточно четко или не уделяет внимания обратной связи от сотрудников. Думаю, вам бы было неприятно работать в подчинении у такого человека. Его действия вызывают чувство недооцененности и влияют на мотивации всей команды.
К чему приводит ошибка: сотрудники получают мало информации о целях, приоритетах и ожиданиях — они не понимают, для чего им вообще делать свою работу. В итоге руководитель не получает должного результата.
Как руководителю не допускать ошибки и эффективно выстроить работу с командой
И так, закрепим финально, какие ошибки допускают менеджеры на новом местах:
Невнимательно относиться к оргструктуре;
Не учитывать контекст.
Использовать подходы, которые непривычны новой команде.
Принимать импульсивные решения;
Тащить проект на себе.
Не вкладываться в коммуникацию.
Если свести последствия в одну строчку — все ошибки ведут к конфликтам, непониманию и сильно затягивают процессы. В итоге менеджер остается не в ладах с командой и сам тревожится.
Пишите в комментариях, что из перечисленного вам знакомо. Еще лучше, если расскажете историю из своего опыта.
Это была первая часть из моего цикла материалов, в которых я рассказываю, как за 10 недель выстроить эффективную работу команды. Вторая часть выйдет через неделю, подпишитесь на меня, чтобы не пропустить и переходите в мой на мой телеграм-канал: там я по четным дням выпускаю посты про работу с командой.
Интересные ошибки, откликается. Я когда ушла во фриланс, решила свою команду построить, но страдаю от того, что таких же клевых спецов как я найти ооочень сложно. Вот это у меня завышенные требования или это реальность такова?
С подбором не стоит торопиться. Нехватка сильных экспертов действительно существует, но она закономерна и будет всегда, вы, как эксперт, ушли во фриланс и никакими печеньками на кухне вас в найм не вернуть, как мне кажется )
мне помогает, что я стараюсь искать высокопотенциальных и мотивированных, пока я могу их чему-то научить и они не стоят слишком дорого. Многие покупают вызов, задачу и вас лично.
Я бы добавил ещё ошибку инертного движения. Проект — не просто отрезок с фиксированной конечной точкой. Не стоит дожимать оставшиеся условные 20%, если чувствуешь, что что-то не так
Банально, но признать, что получается «буллщит», и не тратить ресурсы впустую — полезный навык. В противном случае, сохранишь респект перед командой, но потеряешь его перед самим собой, и то не факт)
В дополнение:
Раньше я исходил из вопроса «Почему хочу это сделать?», а теперь добавляю предлог НЕ: «Почему НЕ хочу этого делать?». Это подсвечивает не только возможный выхлоп или его отсутствие от проекта, но и эмоциональные реакции. Спасибо венчурам за такой подход
Дааа! Нужно уметь фиксировать убытки, как говорят в трейдинге )
Классная статья, много всего себе забрал, давай еще еще еще еще еще. Есть такой вопрос. Что надо у себя спросить, чтобы понять, какая культура в компаниях мне больше подходит?
Классный вопрос. Когда думаете о результате он "твой" или "ваш"? Когда думаешь о решениях проблем, думаете о том, как бы решали сами или привлечь кого-н к самостоятельному решению? С кем бы вы никогда не работали? Как вы действуете, когда что-н идет не так? Какими качествами должны обладать люди, которых вы хотели бы нанять? Из ответов на эти вопросы можно достаточно точно понять, какая культура подходит вам больше всего.
Сложно дается делегирование, если честно, кажется если сделаю сам, то все выйдет быстрее. И вижу, что мои помощники становятся просто менее инициативными, ждут от меня "пинков". Как тут выстроить баланс?