Выгорание — модная усталость? Как не допускать выгорания сотрудников — опыт руководителя и советы психологов

Кажется, что тема из психологии, но на самом деле она про бизнес. Руководители хотят, чтобы компания росла и развивалась, но бизнес — это прежде всего люди. Если сотрудники чувствуют себя хорошо, они могут эффективно работать, креативно мыслить, развиваться и двигать вперед компанию.

Разберемся, в чем суть профессионального выгорания, насколько это на самом деле похоже на усталость и как это влияет на рабочие процессы. А главное, что с этим всем делать, если ты руководитель.

Собрал в краткий пост исследования, статистику, советы психологов и свой личный опыт руководителя IT-компании Riverstart.

Выгорание — реальная проблема или мода для зумеров?

Люди знакомы с понятием «выгорание» — по опросу тысячи россиян с профессиональным выгоранием сталкивались 45%, то есть почти каждый второй.

В свежих исследованиях пишут, что чаще жалуются именно зумеры — те, кто родились с 1997 по 2012. Среди них о выгорании на работе говорят 75%. Причем это все настолько серьезно, что выпадает минимум один рабочий день в неделю — они приходят на работу, но справляются гораздо хуже и медленнее.

Сложно сказать, в чем причина — я не психолог. Спросим практикующего специалиста.

Зумеры могут быть сильнее подвержены выгоранию. Я рассматриваю этот типаж в разрезе того, кто их воспитывал, что происходило в мире. У зумеров появился быстрый и легкий доступ к куче информации — разной, часто противоречивой, не требующей делать выводы. Вопрос, справился ли человек с конфликтующей информацией.

Влияет и скорость получения информации: зумерам сложно удержать фокус внимания, поскольку информация появляется параллельно, причем очень сжатая. У них развита многозадачность, но им сложно фокусироваться и выбирать важное.

У зумеров происходило самоопределение через соцсети. Они смотрят, кто востребован, пытаются соответствовать, понимают, что не получается, и приукрашивают свой виртуальный образ, причем зачастую испытывая внутренние угрызения от знания, что реальный образ не дотягивает. От этого развивается «синдром самозванца».

Еще влияет нестабильность рынка: какие-то профессии исчезли, новые появились, приходится быстро адаптироваться, чтобы оставаться востребованным. Помножим это на достигаторство: им нужно быть успешнее, при этом они надрываются, не чувствуя свои желания, потому что пытаются соответствовать тому, что навязано через соцсети. Это все приводит к выгоранию.

Наталья Шмелева — врач, психолог, гештальт-терапевт, супервизор

Интересное мнение. Напишите в комментариях, что по этому поводу думаете вы.

Что в итоге, выгорание — та же усталость?

Усталость — утомление от продолжительной деятельности, оно решается отдыхом, переключением на другую деятельность. Устал работать головой — погулял, прошло.

Выгоранием называют что-то посерьезнее.

Представьте некоего Павла. Он получил давно желаемую должность и горит работой: его сложно выгнать из офиса, он хватает горящие задачки, не распределяет нагрузку и не спорит с дедлайнами, сильно переживает, остается сверхурочно, берет на выходные, но справляется. Руководитель хвалит, выписывает премии. А еще привыкает к темпу работы Паши.

Потом что-то меняется. Работа для Паши становится не в радость, даже типовые задачи выполняются через силу, он обнаруживает себя в прокрастинации и усталости, которая не проходит после выходных.

ВОЗ определяет профессиональное выгорание как последствие хронического стресса на работе, с которым не смогли справиться. Эмоциональное истощение, упадок сил, дистанцированность от работы и снижение профессиональной эффективности. Если узнали себя в Паше, стоит задуматься.

Эмоциональное выгорание — это истощение из-за стресса в жизни, которое отражается на работе. Например, из-за проблем в семье нет сил на работу.

Профессиональное выгорание — истощение из-за стресса на работе. Сначала пропадает интерес к работе, а потом постепенно и к другим сферам жизни.

Виктория Феклистова, психолог, гештальт-терапевт

В чем причины профессионального выгорания

Согласно исследованию, причинами могут быть:

  • постоянные стрессовые ситуации и конфликты на работе;
  • необъективная оценка результатов труда;
  • отсутствие видимых результатов;
  • несоразмерность финансовой мотивации;
  • постоянные переработки;
  • преобладание рутинных задач.

Признаем, что выгорание на работе существует. Почему это проблема компании?

Выгорел сотрудник — пострадал бизнес

В первую очередь, нужно следить за своим состоянием и учиться распознавать сигналы, когда только начинает становиться тяжело. Но водоворот рабочих задач может засосать так, что сотрудник очнется уже на стадии выгорания, когда поздно брать выходные и нужно менять работу. Компания заинтересована в том, чтобы сотрудники до такого не доходили.

Исследования подтвердили связь между профессиональным выгоранием и депрессией, при которой люди полностью теряют интерес к работе. А значит, они:

  • хуже работают, им тяжелее генерировать идеи, видеть возможности, где-то дожать до крутого результата;
  • не вовлечены в рабочие процессы, менее внимательны, делают ошибки;
  • чувствуют себя не очень хорошо, а это влияет на настроение в коллективе;
  • задумываются о смене деятельности или смене работы, что иногда одно и то же.

У людей из IT-сферы тоже есть своя специфика.

Многие люди, занятые в IT, имеют шизоидный склад характера. Не нужно путать с шизофрениками, это совершенно другое. Иначе говоря, их можно назвать интровертами.

На консультациях они обычно говорят о выгорании от нереальных дедлайнов, от постоянного переключения между разной информацией и многозадачности, а также от задач, которые оказываются никому не нужны.

Наталья Шмелева — врач, психолог, гештальт-терапевт, супервизор

В общем, если компания ничего не делает, рискует получить менее качественный результат, упустить возможности и потерять профессионала.

Что делать на уровне компании, чтобы сотрудники не выгорали

Скажу как руководитель, какие действия нужно предпринимать против выгорания сотрудников.

1. Подбирать обязанности и должности с учетом характера

К выгоранию ведет неправильное распределение — даже не задач, а обязанностей, должностей. Если должность не соответствует характеру человека, то он делает первый шаг к профессиональному выгоранию уже при устройства на работу.

В компании нужно вести работу с психологами и HR, как при найме сотрудника, так и на этапе онбординга и в дальнейшей работе: проводить психологические тесты, чтобы определить склад характера, выявить сильные и слабые стороны, собирать обратную связь.

  • На этапе составления вакансии создать портрет с основными софт-навыками.
  • На этапе найма проводить психологические тесты и анкетирования — MBTI, тест Адизеса (PAIE).
  • Когда сотрудник становится частью компании — внедрить регулярные 1-1 встречи.

Иногда профилактика выгорания — это смена деятельности. Можно по окончанию проекта переключать сотрудника на другие задачи — предлагать ему что-то новое в рамках его особенностей и интересов.

Причем сотрудник может выбрать горизонтальный рост — расширение компетенций, рост в качестве эксперта, или вертикальный — переход от исполнительских к руководящим должностям.

2. Собирать обратную связь

Одна из главных мер – сбор обратной связи о рабочих процессах и атмосфере в коллективе. Это нужно, чтобы убедиться, что сотрудник комфортно себя ощущает, ему интересно заниматься своим делом, он чувствует рост и свою пользу на проектах. При открытом диалоге несложно заметить, что сотрудник теряет интерес к работе, или что в коллективе возникла конфликтная ситуация.

Сбором обратной связи лучше заниматься не руководителю. Иногда сотрудникам может быть сложно говорить непосредственно с руководителем, и им нужен безопасный буфер, чтобы другой человек обработал информацию и представил в нужной форме. Это могут быть опросы, куратор, наставник или лидер малой группы, который мог бы передавать потребности своего отдела работодателю.

3. Следить за загрузкой

В 1810 году педагог, философ и социальный реформатор из Англии Роберт Оуэн предложил формулу «8-8-8»: 8 часов сна, 8 часов работы и 8 часов свободного времени. И действительно, стандартный рабочий день, за который компания платит сотруднику — 8 часов, и требовать большего без дополнительной мотивации она не может.

Выгорание — модная усталость? Как не допускать выгорания сотрудников — опыт руководителя и советы психологов

И сотрудникам, и компании нужно, чтобы они работали свою норму, но не перерабатывали. Стандартные таймтрекеры, когда нужно отправлять скриншоты рабочего стола и нервничать из-за таймера, всегда вызывают негатив у сотрудников, да и компании не нужны.

Мы в Riverstart начали смотреть за рабочим времени через собственный сервис Liana, который изначально разработали, чтобы следить за окупаемостью проектов.

Я смотрю в нем статистику по проектам и финансам, менеджеры следят за проплатами клиентов и расходами на проект, а сотрудники — за своей загрузкой и зарплатой.

Выгорание — модная усталость? Как не допускать выгорания сотрудников — опыт руководителя и советы психологов

Выглядит это так: сотрудник открывает в браузере наш сервис и трекает задачу — указывает, к какому проекту она относится и сколько времени из рабочего дня на нее ушло. Это не таймер по секундам, время нужно примерное, с учетом перерывов-перекуров.

В итоге менеджер видит, на каком проекте человек сильнее занят, что именно отнимает у него больше всего времени. А сотрудник видит, сколько на самом деле работает.

Про Liana я рассказывал тут подробнее:

4. Следить за отпусками и выходными

Более 43% респондентов ответили, что считают длительный отдых лучшим средством против выгорания.

Выгорание — модная усталость? Как не допускать выгорания сотрудников — опыт руководителя и советы психологов

В действительности не все так просто, потому что выгорание — более запущенная форма, чем усталость. Если ничего не менять на работе, не поможет просто сходить в отпуск, а потом вернуться к тому же режиму. Отдых не решит проблемы и не избавит от связанных с работой неприятных эмоций.

Автор книги «Уставшие. Реальная программа победы над выгоранием, когда совсем ничего не хочется и совсем ничего не помогает» Алена Владимирская и вовсе считает, что отпуск при выгорании может пойти во вред.

Автор объясняет это тем, что отпуск – это поверхностное решение. Глубинная проблема при этом не решается, все только становится хуже.

5. Укреплять связи в коллективе

Сотрудникам важно ощущать принадлежности к организации. Особенно в айти и на удаленке, когда живого общения очень мало, раз что созвоны с говорящими головами. Человеку должно быть понятно, с какими людьми он работает, для какого общего дела.

Сплотить коллектив помогают общие офлайн-мероприятия, где становится понятно, что за аватарками есть живые люди.

Мы обычно мягко вводим людей с интровертным складом характера в коллектив: они могут прийти в офис, даже если работают удаленно, привозим на корпоратив, где они могут поучаствовать в активностях, а могут просто общаться с кем-то, с кем успели сблизиться.

Здесь я собрал хорошие идеи на сближение коллектива, которые мы пробовали в компании:

6. Руководителю следить за собой и своим состоянием

Здесь снова обратимся к психологам. Виктория Феклистова, психолог, гештальт-терапевт и семейный терапевт, советует руководителю обращать внимание в первую очередь на собственное состояние и заниматься профилактикой своего выгорания.

Какие советы:

  • Выбрать оптимальную нагрузку. Это бывает сложно, но важно найти свой темп и то количество работы, которое подходит вам.
  • Обозначить границы: установить рабочее время и определить, когда вы можете общаться с коллегами и клиентами, а когда нет.
  • Разделить контексты: не обсуждать работу дома, а на работе не решать бытовые задачи.
  • Не доводить себя до необратимого истощения, а ловить себя на первых этапах и предпринимать меры. Отпуска и выходные — наше все.
  • Обращаться за помощью. Если становится сложно разобраться в происходящем и организовать свою жизнь по-другому, то может помочь психолог.

Это обязательно скажется на взаимодействии с сотрудниками.

Когда я работаю с выгоранием у клиентов, вся работа сводится к тому, чтобы направить свое внимание на ресурсы человека в различных сферах жизни: в сфере отношений семейных, романтических и дружеских, в сфере личных интересов и хобби, в сфере здоровья и так далее. В работе с этими сферами, отлаживаем баланс, находим то, что человека заряжает, наполняет, придает сил. Таким образом влияем на процесс выгорания.

Максим Стрельников, психолог, гештальт-терапевт в клиническом подходе.

В общем, добавить нечего – руководителю нужно начинать с себя и подавать пример сотрудникам.

Коротко о важном

Профессиональное выгорание – не просто усталость, поэтому отдых от работы не поможет. Это проблема конкретного сотрудника, команды и компании в целом. Принять предупреждающие меры проще, чем бороться с выгоранием сотрудников и его последствиями.

Самое эффективное средство для предупреждения – это открытая коммуникация в коллективе и с руководством, анализ обратной связи от сотрудников и стойкие личные границы.

8
16 комментариев