5 идей, как экономить на подборе и не терять в качестве персонала

Приветствуем, коллеги! Сегодня новая статья от экспертов Академии развития бизнеса о пяти легитимных и некритичных для качества подбора способах, которые помогут правильно планировать бюджет подбора персонала и при этом экономить. А также Таблица низкобюджетных источников подбора персонала, которую сможете скачать в конце статьи.

Способ №1. Правильно посчитать расходы на подбор

Чтобы понять, насколько оправданы текущие затраты на подбор в тот или иной период, нужно точно посчитать стоимость найма одного сотрудника и срок окупаемости новичка. Для этого полезно наладить регулярную аналитику и детализировать платежи на разные каналы привлечения. При этом нужно учесть и все неочевидные траты: связь, оборудование, социальные выплаты на персонал.

Расходы на подбор персонала складываются из нескольких блоков:

  • организация рекламной компании для привлечения кандидатов;

  • оплата работы рекрутеров и экспертов;

  • актуализация доступов к рекрутинговым ресурсам и платформам;

  • оценка практических навыков специалистов;
  • внешний HR-маркетинг.

Как анализировать HR-метрики, в том числе и метрики рекрутинга, читайте здесь

Желательно, чтобы бюджет на подбор одного сотрудника не превышал 20–30 процентов его месячного дохода. При точечном подборе руководителей и узких специалистов это условие соблюсти несложно, а вот при закрытии массовых позиций могут быть перекосы.

Что касается окупаемости специалиста, здесь зависимость обратная: чем дороже позиция, тем дольше период окупаемости. Другими словами, стоимость подбора работника торгового зала окупится уже в первый месяц работы, а для руководителя проекта или начальника отдела этот период может растянуться до полугода.

Способ №2. Сократить количество согласований и этапов входящей оценки

Представьте две компании с одинаковым набором входящих требований и схожими этапами оценки. При этом у одной цикл подбора занимает три дня из-за того, что все этапы максимально совмещены и сжаты по времени. А другая то же самое делает за неделю-десять дней. Процент потери финальных кандидатов у второй компании увеличится по отношению к первой компании вдвое.

Стоимость воронки больше всего влияет на окончательный размер затрат на подбор персонала. Если с момента первого собеседования до даты выставления оффера финальному кандидату проходит больше четырех-пяти этапов оценки, то возникает проблема с перерасходом бюджета. В итоге с каждым этапом мотивация ценного специалиста снижаться, а расходы на рекрутинг растут.

Наиболее затратный сценарий – в процессе оценочных сетов соискатель принимает предложение другой компании, и весь процесс рекрутинга начинается заново. Чтобы минимизировать риски, постарайтесь максимально сократить этапы или совместить часть из них в единые блоки.

Пример

Проведите интервью с тестовым заданием, собеседование с непосредственным руководителем подкрепите экспертным заключением, а службу безопасности проведите вместе с профосмотром. Часть коммуникации проведите в онлайн режиме. Так вы сократите издержки и поддержите связь с кандидатом.

Если хотите узнать еще больше узнать по этой теме и правильно посчитать затраты на подбор, то посетите 6 июля наш бесплатный вебинар «Как сократить затраты на подбор». Спикер: Яна Алферова, эксперт-аудитор по HR и рынку труда, директор по персоналу компании OFD. ru. Регистрируйтесь.

5 идей, как экономить на подборе и не терять в качестве персонала

Способ №3. Использовать кейсы или тестовые задания для оценки профессиональных компетенций

Польза от грамотного входящего интервью по компетенциям, безусловно, велика. Не стоит только переусердствовать с повторными встречами и тратить на такие интервью больше часа. Это затратно по времени, ресурсам, а информация на выходе не может считаться исчерпывающей. У многих людей хорошо поставлена речь и в теории они понимают, как произвести на рекрутера должное впечатление: «я ответственный человек», «главное коллектив», «стремлюсь расти и развиваться», «ищу интересные задачи и единомышленников».

Другое дело практический тест или короткая стажировка. Задача этапа – оценить не только, как претендент мыслит и говорит, а что он умеет делать и какими профессиональными инструментами владеет. Хорошо работают методы тестирования, которые основаны на имитации часто встречающихся рабочих ситуаций.

Пример

Кандидату предоставляют материалы, и он, согласно своей будущей роли, принимает решение по ним в течение определенного срока. Будь то юрист, экономист или специалист по управлению персоналом. Или дает алгоритм принятия решений, обосновывает их, выделяет возможные последствия принятого им решения и оценивает результат.

Для линейного персонала больше подойдет стажировка на несколько часов, в течение которой будущий руководитель наглядно видит весь процесс работы. Тестирование или стажировка равноценны нескольким экспертным интервью и помогает более четкому и оптимальному планированию затрат на подбор персонала.

Способ №4. Настроить «сарафанное радио»

Искать работу по объявлению – привычный и понятный путь. При этом многие специалисты с удовольствием идут устраиваться на работу туда, где работает знакомый, родственник или бывший коллега. Найти работать по знакомству – по-прежнему желанный для многих и действенный метод.

Формализуйте стихийный процесс и сделайте его одним из источников рекрутинга. Для этого придется сформулировать принципы программы, рассчитать вознаграждение рекомендателю и организовать информирование сотрудников о новой возможности. Это и называется, запустить «сарафанное радио».

Если все сделаете правильно, то будете на постоянной основе решать вопрос с привлечением кандидатов, значительно повысите число лояльных сотрудников и легитимно снизите расходы на подбор персонала.

Совет. Аккуратнее с вознаграждением «за приведенного друга»! Оно не должно становиться главным смыслом программы для сотрудников, иначе победит формальный подход к рекомендациям. Основной посыл реферальных акций, скорее, в том, что «команда должна пополняться теми, кому вы доверяете и за кого готовы поручиться».

Академия развития бизнеса

Способ №5. Использовать цифровые технологии

Автоматизация и digital значительно ускорилb процессы рекрутинга и в долгосрочной перспективе сделали подбор дешевле. Сегодня на рынке есть предложения и для небольших бизнесов и даже профессионально выполненные бесплатные программы. Теперь чат-боты обрабатывают входящие обращения 24 часа в сутки, а многие рутинные задачи по первичному отбору по формальным признакам ушли.

Сейчас в сфере ритейла активно используют HR-софт для тестирования и оценки навыков, искусственный интеллект для автоматизации поиска, программы отслеживания кандидатов (Applicant Tracking Systems), CRM-платформы для управления взаимоотношения с потоком соискателей, HRM-сервисы и программы по управлению персоналом, платформы для проведения онлайн-собеседований.

Наиболее оптимальны системы по управлению кандидатами – ATS-системы. Их можно установить отдельно, однако многие рекрутинговые платформы предлагают подобный функционал. Сервис собирает все отклики в одном месте, а для рекрутинга это значит сэкономленные время и деньги, ведь не нужно искать контакты в разных источниках.

Скачайте Памятку с низкобюджетными источниками подбора персонала по ссылке

11
3 комментария

Спасибо за статью! Было максимально полезно! Заинтересовалась вопросом АТСок, может вы могли бы посоветовать достойный сервис, пожалуйста?

Ответить

На рынке много продуктов есть, но мы остановили свой выбор на потоке рекрутмент. Понятная в использовании платформа+ весь необходимый функционал там заложен.

Ответить

Оксана, благодарим Вас за отзыв! Выбор сервиса зависит о целей и бюджета компании. Могу порекомендовать Вам нашу статью о разных вариантах сервисов, думаю поможет понять, что подойдет именно Вам https://1-arb.ru/articles/upravlenie-personalom/avtomatizatsiya-podbora-personala-kakuyu-sistemu-vybrat/

Ответить