Шедоуинг, техангелы, митап-баттлы или как мы обучаем сотрудников в IT-компании

Владеющий информацией владеет миром. То же самое можно сказать и про передовые знания. Кто усвоил новое и привнес это в свою деятельность — ускоряет рабочие процессы и выводит их на следующий уровень. Как современные компании закрывают потребность сотрудников в профессиональном росте, и что мы привнесли в этот процесс, поделимся в этой статье.

Шедоуинг, техангелы, митап-баттлы или как мы обучаем сотрудников в IT-компании

Любая сфера деятельности, а айти в особенности, требует постоянного развития скиллов. Чтобы делать цифровые продукты более совершенными и качественными, надо постоянно учиться новому. Поставить обучение на паузу — значит уступить свою нишу более передовым и гибким командам, которые ищут новые инструменты, подходы и успешно внедряют их на практике.

Развивать свои скиллы каждый, конечно, может самостоятельно, но делать это совместно с кем-то — не только увлекательнее, но и в некоторых случаях в разы продуктивнее. Чтобы знания были более глубокими и осмысленными, мы в компании используем сразу несколько разных форматов обучения как для новичков, так и для опытных специалистов. Да-да, и сеньоры, и мидлы тоже постоянно должны шлифовать свои скиллы, чтобы быть всегда на шаг впереди.

КАК МЫ ОБУЧАЕМ СОТРУДНИКОВ:

  • читаем профессиональную литературу;

  • смотрим обучающие видео и проходим курсы;
  • применяем инновационные решения (техангелы, шедоуинг и т.д.);
  • проводим внутренние митапы (митап-баттлы);
  • участвуем в городских и общероссийских конференциях;
  • закрепляем знания практическим путем;
  • передаем опыт новичкам через стажировки — учимся, обучая других.

Начнем с самого элементарного — книги и курсы.

КНИГИ + КУРСЫ

Книга — это не только лучший подарок, но и по-прежнему самый надежный источник информации. В каждой второй, нет, даже первой IT-компании есть внутренняя библиотека в онлайн или офлайн-формате, а иногда и в том и в другом виде. Разумеется, мы тоже не отстаем. Библиотека у нас существует с самого первого дня работы Fusion Tech. Поначалу там в лучшем случае можно было встретить книжку по языку программирования Java — Head First, учебник по информатике и World of Warcraft: Chronicles (отвлекаться тоже иногда нужно). Зато сейчас в нашей библиотеке найдется и “Совершенный Код” Стива Макконнелла, и труды Боба Мартина, и серия книг по алгоритмам, и другие полезные источники по разным направлениям разработки, менеджмента, маркетинга, управления, а также материалы, написанные нашими специалистами для внутреннего пользования.

А то, что еще не попало в наш фонд (охватить все невозможно, как бы не хотелось), мы скидываем друг другу в виде ссылок в специальный канал в мессенджере Slack. Это могут быть не только книги, но и статьи, и анонсы конференций или курсов. Вряд ли “мы откроем Америку”, но курсы, как и книги — тоже эффективный источник обучения. Наши ребята регулярно просматривают материалы и видеоролики по: SQL, Swift, iOS, K8s, UI/UX и т.д. Не в качестве рекламы, а дружеского совета рекомендуем присмотреться к курсам от Udemy, которыми сами пользуемся на постоянной основе:

  • Advanced Node.js;
  • Ultimate AWS Certified Developer Associate;
  • Swift AND Objective-C iOS Mega Course.
<i>"Отличный книжный улов!"</i>
"Отличный книжный улов!"

СТАЖИРОВКИ

Существует мнение, что лучше учиться на ошибках и желательно своих, набить собственные шишки и с полученным боевым опытом приступать к новым задачам. Но зачем учиться на ошибках, когда можно совершенствовать свои знания, передавая их другим. Учиться, обучая других. Естественно, при этом нужно самому быть источником тех самых знаний.

Несколько лет назад мы открыли в компании стажировку для технических специалистов: разработчиков и QA. На каждого ментора под “шефство” выделили стажеров в количестве от 1 до 4 человек. Ровно столько, сколько можно взять без потери качества обучения, не снижая эффективность наставника. Наши подопечные готовятся к настоящей работе и решают реальные задачи. Пока результат не будет виден, обучение не прекращается. Мы не преследуем цель вывести стажеров в штат к какому-то определенному сроку. Всегда даем возможность доучиться, чтобы на выходе получился хороший специалист.

Совершенствует знания при этом и сам наставник. Компетенция наших сеньоров, конечно, не вызывает сомнений. В качестве менторов выступают только самые опытные и профессиональные сотрудники, которые работают в сфере не один год и обладают бесценной экспертизой и знаниями. Но именно наставническая деятельность помогает им заново пройти материал с самых основ, взглянуть на него под другим углом, ответить на вопросы, которые человек мог ранее не задавать. Это все дает мощный толчок в профессиональном развитии:

  • вырабатываются навыки коммуникации в силу необходимости объяснять какие-то процессы, а иногда и не по одному разу;
  • повышается глубина понимания языка/фреймворка, с которым работает ментор.

Еще А. Эйнштейн говорил, что если вы что-то не можете объяснить другому человеку, вы сами этого не понимаете. Уж кто-кто, а великий ученый не может ошибаться.

P.S. На данный момент мы закрыли стажировку и только доучиваем тех, кого набрали ранее. Но все может измениться, следите за нашими анонсами.

<i>"Лектор в деле."</i>
"Лектор в деле."

ТЕХАНГЕЛ + ШЕДОУИНГ

Аналогично менторству работает и другое наше новшество — техангел или “технический ангел”. Чтобы ответить на вопрос, что это такое и для чего вообще нужно, вспомним первые рабочие дни, а лучше месяцы, любого новичка. Даже самым безупречным профессионалам нужно время, чтобы освоиться, привыкнуть к коллективу и проявить себя наилучшим образом. Если с организационными моментами новичку всегда помогут эйчары, то кто подстрахует со сложным проектом, не бросит один на один с любопытным заказчиком, требовательным ПМом или пытливым QA, убережет от факапов и вовремя подключится при возникновении малейших сложностей? Кто, если не технические ангелы?!

В их роли выступают старожилы нашей компании, самые опытные разработчики, которые напишут код даже с закрытыми глазами (мы в этом уверены). Техангел прикрепляется к новичку на старте: он в курсе всей архитектуры, бизнес-логики и прочих особенностей поставленной задачи, проведет код-ревью и подскажет выход из непростой ситуации. Длится такое сопровождение от месяца до трех в зависимости от успехов нового сотрудника.

Ничего не напоминает? Сопровождение новичка техангелом на первых порах можно сравнить с таким методом, как “шедоуинг”. Если не знали о таком, поясняем.

Шедоуинг — методика обучения, при которой новый сотрудник наблюдает за тем, как выстраивает рабочий процесс и закрывает задачи более опытный.

Только в нашем случае шедоуинг обоюдный. Наши техангелы дают возможность новобранцам наблюдать за своей работой, задавать вопросы и делать выводы и в то же самое время сами следят за их успехами и страхуют от возможных факапов. Идет двусторонний процесс: новичок учится на практике без потрясений, а техангел развивает софт скиллы или укрепляет имеющиеся, разбирает возможные ошибки, которые могут встретиться на пути разработчика.

<i>"А ты попробуй, объясни!"</i>
"А ты попробуй, объясни!"

МИТАП-БАТТЛ

Стимулировать команду изучать новое можно даже через азарт. И мы сейчас не про карточные игры и тому подобное. А всего лишь про митап-баттлы, на которых любой желающий может выступить перед коллегами с докладом на актуальную тему из мира айти. Чем они отличаются от обычных митапов или внутренних конференций? Вот чем:

1) Митап-баттл идет не один день, а растягивается на неделю. Посреди одного рабочего дня сложно прослушать 3-5 хороших докладов, ведь каждый занимает от 40 минут и более.

2) Выбор тем включает в себя и новые направления в сфере IT-технологий, и инструменты разработки, и разбор интересных рабочих кейсов. Из последних докладов можно выделить:

  • “Разновидности серверных архитектур: монолит, микросервисы и серверлес”;
  • “Как работает OpenAI. Варианты его использования в работе”;
  • “Как работает SEO”;
  • “Оптимизации в NodeJs”.

3) Но самое главное, митап-баттл — это не просто зачитывание подготовленных материалов, а настоящее соревнование, в конце которого спикер с самым интересным докладом и подачей получает всеобщее признание, восхищенные взгляды коллег и денежный приз, куда же без него.

4) Победитель определяется анонимным онлайн-голосованием в корпоративном мессенджере. Лидер может меняться каждые 20 минут, но через 2-3 дня наступает момент истины, и мы узнаем, кому достанется заветный конвертик.

"Эх, счастливчики!"

Верим, что ребята выступают не только за призы, но и по любви к своему делу. Ведь подобные мероприятия полезны с разных сторон:

  • для слушателей: повышается общая заинтересованность в развитии и изучении материалов вне круга знаний, которые необходимы разработчику в данный конкретный момент;
  • для спикеров: наибольший эффект митапы дают выступающим, поскольку именно они тратят время на изучение материалов, структурируют информацию и демонстрируют ее на публике, повышая свою собственную экспертность в изученном вопросе.

КОНФЕРЕНЦИИ

Отработка навыков изложения и демонстрации докладов позволяет выходить увереннее на крупные внешние конференции и прокачивать скиллы перед более масштабной аудиторией. Наши спикеры периодически принимают участие как в небольших встречах на уровне города — просвещают студентов местных университетов, так и на общероссийских мероприятиях делятся интересной информацией с коллегами.

Самые яркие воспоминания вызвала онлайн-конференция Moscow Dev Days, где параллельно с нами выступали представители из Intel, Leroy Merlin, Microsoft. Чувствуете уровень? Здесь мы поделились своим опытом с коллегами, как писали краулер на аутсорсе. А чуть позже на крупнейшей конференции HolyJS рассказали про микросервисную архитектуру и получили заслуженные 4.86 при среднем балле 4.6 у других участников. Но разве это главное? Такие мероприятия позволяют прокачать скиллы, соревнуясь с лучшими из лучших, отработать навык ответов на вопросы и преодолеть стеснение и прочие трудности. А также получить информацию от экспертов отрасли, которую можно применить в жизни или на этой основе провести исследование и открыть что-то новое для себя и других.

<i>"Это мы на RND Tech 2021 отметились."</i>
"Это мы на RND Tech 2021 отметились."
<i>"И вот тоже."</i>
"И вот тоже."

Разносторонний подход в обучении, который мы активно используем, дает свои плоды в реальной деятельности. Развиваются разные виды скиллов: происходит самообучение, осваиваются навыки работы в команде, вырабатывается умение задавать вопросы и подмечать главное, не бояться публичных выступлений и много-многое другое. Упор на практическое усвоение материала с полным пониманием реализации, что позволяет делать нашу работу качественнее не на словах, а на деле.

Новости из мира IT-технологий, о трендах индустрии, бизнес-сервисах и не только — в ТГ-канале или на сайте Fusion Tech.

Читайте также:

88
Начать дискуссию