Почему ваши аргументы в конфликтах остаются неуслышанными?

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель в НИУ ВШЭ и на программе MOOVE в Сколково. Сегодня рассказываю о том, почему не стоит начинать решение конфликта с рационального обсуждения проблемы и как повысить шанс того, что вас услышат, через работу с эмоциями.

Мы с коллегами 9 лет исследуем коммуникацию, на основе анализа нескольких тысяч кейсов разработали универсальную систему решения конфликтов, которая состоит из 4 этапов. Часто называем ее лестницей решения конфликта.

Почему ваши аргументы в конфликтах остаются неуслышанными?

Что дает эта система?

Во-первых, разделение на этапы дает структурность, которая в свою очередь дает осознанность в решении конфликтов. Вы понимаете, какой сейчас этап конфликта, исходя из того, что сказал ваш собеседник, осознаете, как выбрать наиболее подходящий способ взаимодействия, чтобы решить конфликт и сохранить отношения. Во-вторых, система помогает избежать неблагоприятных для вас последствий в сложных ситуациях. Например, вы можете уволиться из-за конфликта с руководителем (4 этап — сепарация), а могли бы вовремя поработать с эмоциями и личными границами и остаться в компании на выгодных условиях.

Сегодня расскажу, как действовать на первом этапе решения конфликта — работе с эмоциями. Люди любят его пропускать. Особенно когда разбираем рабочие конфликты. Кажется, что в них нет места эмоциям и нужно начинать решать проблему без лирики.

Почему решение конфликта нужно начинать с эмоций?

Большинство конфликтов включают эмоции. Представьте, что ваш сотрудник долгое время встает на работу рано утром, не высыпается, бывает, недоедает, параллельно где-то учится. Короче, сильно устает. А ему прилетают сверх задачи, сроки едут и так далее. Наверное, только робот без каких-либо переживаний будет существовать в таких условиях. Если вас все же окружают не роботы, без работы с эмоциями не обойтись.

Почему ваши аргументы в конфликтах остаются неуслышанными?

Если вы попытаетесь отбросить эмоции и будете сразу говорить рационально — скорее всего человек вас не услышит. Потому что почувствует, что его эмоции не важны, и останется один на один с ними. Перед тем, как вы начнете решать саму проблему, важно убедиться, что собеседник не на эмоциях. Иначе вы не будете услышаны и можете получить еще больший накал чувств.

Пример: Руководитель составляет техническое задание на проект и вслух рассуждает о корректировке сроков проекта в связи с возможным форс-мажором, на что один из коллег заявляет: «Может, хватит уже нереалистичные сроки ставить?»

Большинство руководителей в ответ на такую фразу начнут рационально объяснять проблему со сроками и договариваться с сотрудником.

Что происходит на самом деле?

Вероятно, коллега устал от того, что сроки постоянно поджимают. Он переживает, что в этот раз снова придется работать в напряженной обстановке. Возможно, есть страх, что не справится с работой.

Итак, в этом конфликте две составляющие — эмоциональная и рациональная.

Эмоции: раздражение, страх, усталость

Рациональное ядро: проблемы со сроками и высокая загруженность сотрудников компании

Конечно, можно «задавить» сотрудника формальной властью, но скорее всего это приведет к потере авторитета руководителя и разрушению доверительной атмосферы, что скажется на результативности команды. Также это может привести к потере мотивации, а это самое худшее, что может произойти с вашим сотрудником.

Чтобы решить конфликт «здесь и сейчас» и сохранить хорошие отношения с сотрудником, нужно начать с обработки эмоций.

Почему ваши аргументы в конфликтах остаются неуслышанными?

Я понимаю, что у вас не всегда есть силы, чтобы выслушивать своего собеседника, вникать в его проблемы. Поверьте, я тоже не идеален и иногда не готов сопереживать людям. Конечно, проще манипулировать или игнорировать эмоции. И это правда работает, но только на краткосрочную перспективу. Если же вы эмпатичный руководитель, готовы поддерживать своих сотрудников, поверьте, у вас будет больше очков лояльности, к вам будет больше уважения. Как со стороны команды, которая будет мотивирована и продуктивна, так и со стороны руководителя, который с большей вероятностью повысит уважаемого человека.

Дам вам три универсальных инструмента работы с эмоциями и покажу, как их можно использовать в нашем кейсе.

Прием 1 «Назвать эмоцию»

Суть приема: назвать эмоцию, которую, как вам кажется, испытывает ваш собеседник

Формула: Ты <эмоция> / Мне кажется, ты <эмоция>

Примеры использования:

— Ты устал?

— Переживаешь, что не успеешь выполнить задание вовремя?

Почему работает:

  • Мы показываем, что нам небезразличны эмоции собеседника. Эмпатия — редкое явление, поэтому при проявлении эмпатии человек с большей вероятностью вам откроется.

  • Мы помогаем собеседнику пережить эмоции, осознать их. Это позволяет снизить градус эмоций, давление на вас и перевести разговор в рациональное русло

  • Даже если вы не угадаете эмоцию, вопрос поможет человеку раскрыться и объяснить свои чувства.

Прием 2 «Объединение»

Суть приема: показать, что мы испытываем ту же эмоцию, что и собеседник.

Формула: тоже <эмоция> чему-то?

Примеры использования:

— Тоже устал от работы в сжатые сроки?

— Тоже переживаешь, что не достигнем показателей?

Почему работает:

  • Мы показываем, что испытывать эти эмоции в данной ситуации нормально.

  • Мы объединяемся с человеком против какой-то проблемы, а общий враг — хорошая причина для сотрудничества.

Важно! Не используйте объединение, когда не разделяете эмоции собеседника. Иначе вы можете показаться неискренним, что усугубит конфликт.

Прием 3 «Показать важность эмоции»

Суть приема: показать, что мы считаем эмоции человека значимыми, не обесцениваем его переживания.

Формула: даже не могу представить, как тебе <эмоция>

Примеры использования:

— Даже не могу представить, как ты сейчас устала.

Даже боюсь предположить, как ты сейчас злишься.

Почему работает:

  • Мы показываем, что нам небезразличны эмоции собеседника.

  • Собеседник понимает, что мы честны с ним и его чувства не обесцениваются. Это смягчает накал в разговоре.

Когда заканчивать работу с эмоциями?

Заканчиваем обрабатывать эмоции, когда:

  • Когда человек признал свои эмоции, назвал их.
  • Когда человек осознал свои эмоции.

  • Когда у человека появилась рациональная цель, то есть, он стал манипулировать своими эмоциями.

После того, как градус эмоций спал, можно переходить к рациональным действиям и переводить конфликт в переговоры. Желательно переходить в переговоры не сразу, а через какое-то время, потому что эмоции надо пережить.

Например, ваш собеседник говорит: «Да, я злюсь!»

Вы можете сказать: «Я тоже злюсь, потому что ситуация несправедливая. Мне кажется, что говорить, когда мы злимся, не лучшая затея, потому что вряд ли найдем решение. Не против сесть за проект вечером?»

Отвечаю на частые вопросы учеников

А что, если я не угадаю эмоцию?

Многие задают этот вопрос, переживая, что они не всегда могут правильно понять эмоции другого человека. На самом деле, не так важно, попадете вы в яблочко с описанием эмоции или нет. Важна сама попытка, которая покажет, что вам не все равно на эмоции собеседника. С большой долей вероятности ваш собеседник сам скажет, что он испытывает.

А если не признает, что он испытывает эмоцию?

Людям часто не хочется говорить о своих чувствах открыто. Вы можете попробовать подступиться с помощью другого приема или использовать нейтральные эмоции, например, «тебя смущает?», «тебя волнует?», «ты опасаешься?». Такие вопросы помогут человеку раскрыться, не признавая сильных эмоций вроде злости.

Если вам говорят что-то в духе «эмоции для детей», «мы же на работе», при этом человек продолжает действовать без рациональной цели, жалуется, можете продолжать обрабатывать эмоции. Если он перешел в рациональное, начал говорить по фактам, продолжайте говорить по фактам.

Ну и, конечно, может быть такое, что человек конфликтует с рациональной целью, в таком случае нужно переходить на 3 этап — защиту границ.

Если эмоции улеглись, конфликт решен?

Если чувствуете, что ваши границы нарушены и вы хотите исключить похожую ситуацию в будущем — нужно показать личные границы, это второй этап решения конфликта, о нем я расскажу в следующей статье.

А как вы работаете с эмоциями людей? Есть ли вопросы по использованию теории? Жду вас в комментариях!

Я планирую сделать серию статей по лестнице решения конфликта. В следующий раз разберем показывание границ, подписывайтесь на мой блог на VC и в Телеграме, чтобы не пропустить!

А если хотите почитать больше разборов кейсов и теории, подписывайтесь на тг-канал Soft Skills Lab, там накопилось много полезного контента!

1919
2 комментария

Если ваши аргументы не слышат во время спора, может просто не нужно с этим человеком спорить?

Ответить

а если спора не избежать? например, с руководителем или коллегой, от итога спора зависит решение по проекту

1
Ответить