150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

Привет! Я Юра Морозов, менеджер продукта в финтех-направлении Rakuten Viber. Ещё в марте вместе с супругой и собаками я переехал в Израиль, уволившись из ВТБ. Искал работу 4 месяца, получал отказы, но не отчаивался. Устроиться мне помогли консультации, хорошее резюме и учёт статистики. Сейчас расскажу всё подробнее.

Моё новое рабочее место
Моё новое рабочее место

Материал написан при помощи друзей из PMCLUB :)

Чем занимался в России

Был лидером UX-практики в лаборатории Wonderfull, потом UX-исследователем в «Альфа-банке». Там понял, что для меня работа совсем не заканчивается на обнаружении инсайтов и перешёл в ВТБ продактом.

В банке я отвечал за онбординг премиальных клиентов через персонального менеджера. У меня была полноценная команда: фронт, бэк, системные и бизнес-аналитики, скрам-мастер и тестировщики. Всего 13 человек. Мы создавали интерфейс для менеджеров, которые онбордят новых клиентов.

Проводили интервью, тестировали, считали экономику, отстраивали новые процессы, запускали MVP. В итоге наш микросервис сможет ускорить онбординг клиентов в более чем два раза: раньше подключение занимало 1,5 часа, теперь 40 минут.

В марте решили переехать в Израиль. Уволился из ВТБ, так как в банке нельзя работать удалённо. Я понял, что поиск нового места жилья и работы займёт очень много сил, поэтому решил сфокусироваться на нём.

Начал с консультаций

Пошёл по простому пути: заходил на LinkedIn и откликался, но результат был нулевой. В России для меня «хедхантер» тоже не работал. В Wonderfull я устроился, отправив напрямую на почту своё резюме, в «Альфу» меня порекомендовала коллега, а в ВТБ перешел вместе с другом. То есть это почти всегда было «по знакомству».

Сменил тактику на изучение местного рынка. Обратился в организацию Gvahim, которая поддерживает в поиске работы. Приходил на лекции, где рассказывали, как всё устроено в Израиле и как нужно вести себя во время интервью (проводили и симуляции интервью). Вместе с консультантами разбирали мой опыт и пытались понять, что именно мне подходит на израильском рынке. Все лекции и консультации — бесплатны для тех, кто приехал после февраля 2022 года.

Также на платформе можно бесплатно найти ментора. Я выбрал продакт-директора, с которым мы встречались раз в неделю и разбирали мою карьеру, готовились к собеседованиям. Правда, он был очень занятой. Мы проводили короткие, но полезные онлайн-встречи, например, построили мой карьерный трек до 2035 года и разобрали все области продакт-менеджмента, чтобы понять, какие мои западающие, слабые и сильные стороны.

Важно найти хорошего эксперта в теме, потому что легко запутаться на новом рынке. Вначале мне говорили, что я не продакт, а продакт-маркетинг-менеджер, что в Израиле все продакты очень технические и что если ты не знаешь разработку или нет в ней опыта, ничего не получится. Говорили, что продакты — сеньор-позиция, на которую так просто не попасть. Это сильно сбивало с пути.

Резюме — одна страничка

После отклика на вакансию резюме на первом этапе смотрит робот, поэтому нужно, чтобы оно подходило по всем ключевым словам. Как делал я: изучал все релевантные вакансии, находил в них ключи и расставлял по тексту.

Пример ключевых слов в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.linkedin.com%2Fjobs%2Fview%2F3278908096%2F%3FalternateChannel%3Dsearch%26amp%3BtrackingId%3Dp4T2c542zx41RJ5b2EtVfg%253D%253D&postId=510400" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">вакансии</a>
Пример ключевых слов в вакансии

Резюме переделывал множество раз: сам во время лекций, потом с карьерным консультантом, потом находил дополнительные советы, получал обратную связь. Важно, чтобы резюме было длиной ровно в одну страницу А4. Поэтому я открыл Canva, выбрал шаблон, подстроил его под себя — и получилось одностраничник, в который я вложил всё ключевое.

Так выглядело моё резюме вначале:

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

Потом я его переделал вот так:

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

А так выглядит финальный вариант:

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

Пошёл искать связи в LinkedIn

Далее я активно взялся за отправку резюме и поиск контактов. Шёл по LinkedIn, вбивал «product manager» и по очереди читал описания — смотрел, чтобы я подходил хотя бы на 60-70%. Например, 3 пункта из 5 уже достаточно.

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

В Израиле вас обязательно кто-то должен порекомендовать. И многие получают за это деньги. Примерно $1000 получит человек, если кого-то зарефёрит — и того возьмут. И это не какая-то личная рекомендация, достаточно просто закинуть ваше резюме эйчарам.

Поэтому, когда я на что-то откликался, находил на LinkedIn сотрудника этой компании — это мог быть кто-то русский, кто-то, кто учился в «вышке», или просто какой-то сотрудник. Я писал продактам, чтобы они меня зарефёрили, и продакт-директорам, чтобы они меня рассмотрели.

Писал «<Name>, hi!My name is Yuri, new repatriate from Moscow, Russia, looking for new opportunities in Israel) I am a Product Owner with CX/UX Researcher experience ) As I don't have many connections yet, was wondering if you could help refer me for the Product Manager position?)» — и люди достаточно открыто отзывались. Сами компании не особо отбирал, если честно, мне нужна была работа. Решил, что отбирать буду потом, если придётся.

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

Скорость отклика сильно зависела от активности рекомендуемого. Нужно было искать людей с высокой вероятностью ответа — я проверял, как часто человек в онлайне и когда последний раз оставлял комментарии. Писал сразу трём людям в компании — и хотя бы один, скорее всего, отвечал в течение недели. Достаточно долгий процесс: пока найдёшь, пока напишешь, пока ответят, пока зарефёрят. Поэтому

от поиска вакансии до ответа компании может пройти два месяца.

Вёл статистику, чтобы держаться и двигаться дальше

Получать отказы морально очень сложно. Единственное, что мне помогало, — вести таблицу, визуализировать и понимать, что всё нормально, это процесс. Когда этого нет, кажется, что все поголовно отказывают. Игнор тоже бесит, но важно напоминать о себе. Например, можно написать в LinkedIn, мол, «привет, может, ты про меня забыл».

Я собрал таблицу, где расписал, в какую компанию подал, когда, на каком я сейчас статусе, какой контакт человека нашёл, какой статус общения с ним и когда последний раз переписывались. Настроил формулы, которые выделяли красным отказы. Так видел, что, например, из 60 откликов 25 отказов, то есть ещё 35 компаний могут ответить положит��льно, не всё так плохо.

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

Нормальная конверсия в первый звонок — от 3 до 5%.

Я подал в итоге 150 резюме — и конверсия получилась 4,6%. В некоторые компании я подавал по несколько раз, поэтому конверсия даже около 5%. И из этих 150 компаний получился только один оффер.

Как проходили созвоны

Чаще всего сначала я созванивался с эйчаром, потом с hiring-менеджером, далее — другие стейкхолдеры. После первого звонка, если мне назначали следующий, я читал про компанию, изучал, разбирался, что это, кто это, зачем и как. У меня было две компании, с которыми я дошёл до финального этапа: Viber, где я сейчас работаю, и ещё одна — вторая дала отказ после финального собеседования с CEO.

Во второй процесс строился так:

  • сразу напрямую попал к hiring-менеджеру, обсудили мой опыт;
  • созвон с hiring-менеджером и с VP по финтеху, они дали тестовое;
  • пришёл в офис, презентовал свою работу им двоим, а также продакту и разработчику;
  • созвон с CEO — здесь я получил отказ.

Странное наблюдение: после интервью, которые проходили классно, приходили отказы. А после интервью «не очень», где шло туго и задавали сложные вопросы, в итоге почему-то давали возможность продолжить. Почему — непонятно. К сожалению, мало кто даёт полезную обратную связь.

Главное не отчаиваться

Каждый опыт перед Viber был полезен, помогал по-другому преподносить себя на интервью. Одна компания попросила, чтобы я составил презентацию про свой последний проект. Когда я её сделал, я чётко выстроил свой опыт в голове — и было легче о нём рассказывать на следующих собеседованиях. Иногда давали обратную связь, даже прямо во время интервью, и я это учитывал на следующих созвонах.

С Viber я собеседовался в самом конце, когда получил отказ от компании, в которую хотел и почти устроился. Я уже общался совершенно без сил, потому что устал. Понимал, что если Viber откажет, то опять надо искать, подавать резюме, ждать минимум два месяца. А работу нужно было найти прямо сейчас.

Когда сделал тестовое для первой компании и показал ментору, он сказал «переделывай». Я переделал — и в итоге получилось классно. Использовал этот отработанный подход для Viber и провёл уверенную презентацию. Поэтому не воспринимайте отказы как поражение, учитывайте опыт и исправляйте ошибки.

407
1
181 комментарий