«Всё хорошо, но нужно переделать»: как работать в проектировании без горящих дедлайнов и бесконечных правок

«Клиент всегда прав», — когда-то думала я. Казалось нормой работать 24/7, чтобы успеть сдать проект в сжатые сроки, которые установил заказчик. Ведь он прав. Теперь наше конструкторское бюро работает по-своему, еще и чек за это повышает кратно. И знаете что? Клиенты в восторге и постоянно к нам возвращаются.

«Всё хорошо, но нужно переделать»: как работать в проектировании без горящих дедлайнов и бесконечных правок

Привет, меня зовут Мария Болдырева, я CEO в проектном бюро WildTeam. В своем блоге я рассказываю, как устроены процессы в компании — мы проектируем здания и делаем это по Agile.

Выстраивать процессы — это еще не всё. Нужно сделать так, чтобы они работали не в вакууме, а на реальных проектах и с заказчиками, которые не всегда знают про Agile. Для этого мы придумали целую систему взаимодействия с клиентом, чтобы и ему, и нам было комфортно. Никаких больше горящих дедлайнов и криков начальника «Срочно надо всё переделать!» в пятницу вечером.

Рассказываю, в чем наш секрет: как успеваем сделать всё в срок, адекватно относимся к правкам и еще остаемся в хороших отношениях с заказчиками.

Мария Болдырева
СЕО в проектном бюро WildTeam

Определяемся, готовы ли браться за проект

До заключения договора мы выясняем, чего хочет заказчик. Не выпытываем сразу все технические требования, скорее определяем, насколько хорошо он понимает свою задачу. И здесь есть три варианта событий.

Обычно у нас есть несколько встреч, чтобы выяснить «статус» клиента
Обычно у нас есть несколько встреч, чтобы выяснить «статус» клиента

Нам важно знать заранее, насколько клиент понимает, что ему нужно. Если он еще не определился с будущим зданием, у проекта будет сложный жизненный путь. Заказчик станет вносить миллион изменений во время работы. И это окей — мы всё-таки работаем по гибкой методологии и правок не боимся.

Неопределенность клиента мы закладываем в стоимость проекта и считаем, что это справедливо. Само по себе «незнание» — это нестрашно. Мы поможем разобраться, определить требования и сформулировать все хотелки, но потратим на это свое время и ресурсы.

Мы считаем рабочие часы по каждому проекту. Ниже две схемы — на левой проджект-менеджер уделил заказчику почти в 2 раза больше времени. Значит, клиент вносил много корректировок. В следующее здание для этого же заказчика мы заложим часы работы проджект-менеджера. Зато на правой эталонное разделение — такое стараемся делать в каждом проекте.

У нашей компании есть список «красных флагов». Если заказчик делает так, мы с ним работать не будем:

🚩 Необоснованно режет цену.

🚩 Жалуется на всех проектировщиков, рассказывает, как подал на них в суд, и говорит: «Надеюсь, вы нормальные».

🚩 Не очень чистоплотно относится к документам и уже на первых встречах заявляет, что мы будем вместе где-то нарушать нормы или законодательство.

🚩 Выступает как звено из субподрядов и субконтрактов.

🚩 Грубо общается со своими сотрудниками.

Следующий шаг — определить сроки выполнения проекта. Раньше мы на эту вещь не сильно акцентировали внимание, и любые сроки заказчика для нас были приемлемыми.

Мы всегда предупреждаем, если заказчик сильно преуменьшил время выполнения проекта, и говорим это еще до договора. Обычно определяем срок по уже готовым объектам. Например, к нам пришли за дата-центром. До этого у нас на него уходило 8 месяцев — этот срок называем заказчику.

Если его всё устраивает, движемся дальше. А если нет, объясняем, что и когда сможем реализовать, что выдадим раньше и как подстроимся под его потребности. Но общий срок всё еще будет длиннее, чем он планировал.

Формируем команду и месяц выясняем все требования заказчика

Выбор команды — важный этап. Нужно подобрать людей так, чтобы они сработались, были достаточно скиловыми и замотивированными. Мы действуем по-разному. Проводим опросы команды и выясняем, кому проект интересен. Иногда волевым методом назначаем инженера, который заканчивает один проект и уже готов взять другой в работу.

Мы ведем общий ресурсный план с загрузкой всех сотрудников. Так реально видим, у кого сколько свободного времени, кого можно взять на новый проект, а кого лучше не трогать
Мы ведем общий ресурсный план с загрузкой всех сотрудников. Так реально видим, у кого сколько свободного времени, кого можно взять на новый проект, а кого лучше не трогать

Первые несколько встреч с заказчиком и его командой обсуждаем, а что они вообще хотят. Причем нас интересуют не цифры или формулировки из техзадания, а простые предложения вроде «хочу газон от шлагбаума до двери и сад на крыше».

Если заказчик продвинутый, он сам назначает такие встречи — кик-оффы, где команда подробно рассказывает обо всем. Мы всегда помогаем клиенту и задаем миллион вопросов:

🗨 Зачем мы что-то проектируем?

🗨 Когда хотят построить здание?

🗨 Какие у него будут функции?

🗨 Какие есть боли у заказчика или неудачный опыт прошлых проектов?

🗨 Что в предыдущих проектах было хорошо или плохо?

🗨 Что им в целом хочется от процесса проектирования?

🗨 Что они хотят конкретно от нас и взаимодействия с нами?

🗨 Какие есть технические особенности в их стиле проектирования и стройки?

Все вопросы мы задаем не руководителю, а команде, с которой будем работать. И делаем это так: электрики идут к электрикам, конструкторы — к конструкторам и так далее.

На всё про всё обычно уходит месяц. За это время мы даже не начинаем проектировать, а только собираем технические требования к зданию.

Параллельно носим заказчику эскизные наработки. Готовим планировки, скетчи и показываем их на каждой встрече. Это еще сырой материал, цель которого — узнать, что нравится клиенту.

Выяснение требований и эскизирование продолжаются почти весь жизненный цикл проекта. Чем детальнее мы разрабатываем проект, тем больше вариантов одного решения возникает.

На глубоких стадиях проработки еще включаются генподрядчики, строители, с которыми мы тоже обязательно советуемся. Например, спрашиваем, какая у них есть техника и как они планируют вести строительство.

Встречаемся с командой заказчика каждую неделю, пока работаем над проектом

Так как мы работаем по Agile, взаимодействие с клиентом немного отличается от того, как принято в конструкторских бюро. У других заказчик дает ТЗ, конструкторы что-то долго и кропотливо чертят, потом показывают и получают миллион правок. А у нас устроено по-другому.

Встречи раз в неделю. В Agile есть спринты — это двухнедельный период, за который нужно выполнить определенный пул задач. Мы всегда составляем его вместе с заказчиком, чтобы он знал, над чем мы работаем. Как итог спринта — встреча для обсуждения результатов и решений.

Мы приучили клиентов, что на созвоны ходим всей гурьбой: берем с собой даже младших инженеров, которые спроектировали одну лестницу. Каждый специалист объясняет свое решение и ждет мнение клиента. Если он хочет что-то поправить, разбираемся, почему и что именно переделать, или доказываем обратное. У такого подхода несколько плюсов: все инженеры в курсе изменений, и меньше правок возникает во время проекта, потому что решения обсуждаются и согласуются сразу.

Работа с документами. За всё время клиент получает более полутора тысяч чертежей. Мы оформляем их по ГОСТу только после того, как согласовали и детально обсудили конкретное решение с заказчиком. Так бюрократия занимает меньше времени, чем если бы мы оформляли чертеж по ГОСТу после каждой задачи и правки.

Изменения в проекте. Проекты без правок просто невозможны. С Agile можно подходить к этому гибко и спокойно. Внести изменения несложно. Проблема только в том, сколько времени и денег потребуется и как это повлияет на ход стройки.

Гибкое отношение к изменениям по Agile — это когда вы «ртом» с заказчиком проговариваете, что менять, зачем и к чему это приведет. Мы всегда подробно объясняем, как правки повлияют на сроки, закупки, стройку и что угодно. А затем вместе решаем, насколько нужны новые требования.

У нас есть вот такая большая и сложная схема работы над проектом. В ней учтены практически все этапы и сроки. Например, мы можем спрогнозировать, сколько времени понадобится, если какой-то чертеж придется переделывать
У нас есть вот такая большая и сложная схема работы над проектом. В ней учтены практически все этапы и сроки. Например, мы можем спрогнозировать, сколько времени понадобится, если какой-то чертеж придется переделывать

К этапу сдачи проекта интенсивность работ возрастает кратно. Мы постоянно что-то защищаем, проводим ревью, показываем каждую деталь разным командам, объясняем чертежи строителям. И в какой-то момент... всё просто заканчивается. Это всегда очень пиковый процесс с мгновенной релаксацией без какого-либо финального аккорда. Мы понимаем, что проект сдан, только потому, что перестаем получать комментарии.

Правда, на этом работа с заказчиком не заканчивается. На всех объектах ведем авторский надзор. Это значит, что мы помогаем клиенту справляться с невзгодами строительства: что-то не получилось собрать, что-то не удалось купить или требуется замена оборудования или материала. Это фоновая нагрузка, и мы ее не сильно монетизируем, но считаем делом чести довести заказчика до «красной ленточки».

Что в итоге: остаемся в хороших отношениях с заказчиками и работаем над другими проектами

Часто проектные группы становятся больше, чем просто командами: они делятся опытом, находят общий язык и обсуждают не только рабочие задачи. Как-то ребята из команды заказчика пригласили меня на шашлыки, чтобы отметить завершение крупного этапа строительства. Это был теплый и неформальный вечер. И теперь у меня в планах есть задача — организовать подобную встречу инженеров с нашей стороны и заказчика.

Почти всегда клиенты зовут нас на открытие объектов. Однажды нас пригласили на торжественную церемонию как VIP-гостей с фуршетом и «красной ленточкой». В такие моменты осознаешь, что не зря проделал такую работу и потратил шесть лет на то, чтобы внедрить Agile. Можете почитать о том, как это было, в этой статье.

И не только мне всё так нравится: 100% наших клиентов остаются довольны и возвращаются с новыми проектами.

Если вам интересно поработать с заказчиками в системе Agile, подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы как раз набираем специалистов на новые проекты и будем рады ответить на все вопросы на собеседовании.

А какие обычно у вас отношения с заказчиками?

22
1
14 комментариев

Интересно, а вы выстраивали такую систему отношений с самого начала? То есть даже когда были еще маленькой малоизвестной компанией и к вам приходили какие-нибудь айти гиганты за дата-центром, вы сразу ставили свои условия?

АйТи гиганты - самые классные клиенты на свете, с ними весь базовый набор волнений и сложностей просто отсутствует по умолчанию. Если уходить в ретроспективу нашего роста, как раз появление айтишных клиентов повлияло на введение правил для всех остальных. Нам просто расхотелось страдать и мучиться, мы узнали, что можно не работать с мудаками. На заработки эти правила повлияли только положительно, так как они значительно уменьшили риски в портфеле проектов

3

Месяц на выяснение требований — это с теми, кто знает, чего хочет, или с теми, кто не знает?

В среднем - со всеми. В проектах есть семь основных дисциплин - генплан, архитектура, конструктив, механические системы (вода воздух), кабельные системы (электрика и слабые токи). Провести хотя бы эти семь установочных встреч - как раз примерно месяц

2

Как клиенты реагируют на то, что вы повышаете цены, когда они не знают, чего хотят? Просто тогда как будто логично, что они будут это утаивать

1

У меня всегда есть аргумент «поднимем цены сейчас, и я не буду бегать к вам за оплатой дополнительных работ за каждую мелочь». Обычно он срабатывает

Вот бы узнать формулы, чтобы рассчитать, сколько будет стоить неопределенность заказчика 😁 Пригодится не только проектировщикам

1