M&A или слияния и поглощения: саммари как быстро сформулировать цели, выгоды, риски
Во-вторых, всегда определяйте команду, которая будет отвечать (читай – иметь KPI) за интеграцию актива. Например, с момента покупки МТС компании Webinar.ru до проведения ребрендинга в целях полной интеграции в экосистему МТС прошло более года!
Важно уже на этом этапе рассчитать синергетический эффект и команда интеграции должна отвечать как за интеграцию и достижение бизнес-результата приобретенной компании stand alone, так и за достижение синергетического эффекта.
Итак, про «подводные камни»
- Интеграция бизнесов. Необходимо учитывать сложности, связанные с объединением различных бизнес-процессов, структур и культур компаний. Эффективная интеграция потребует дополнительных ресурсов и времени.
- Излишки приобретения. Помимо основных преимуществ, которые компания планирует получить от сделки, иногда она может получить дополнительные ресурсы и возможности, которые оказываются избыточными или не совсем необходимыми для приобретателя. Тогда начинаются, например, оптимизации, сокращения сотрудников и здесь главное не ошибиться с выбором ключевого персонала. Излишки приобретения могут быть в ИТ-платформах, технологиях, централизованных функциях и объединение этих ресурсов само по себе также будут отдельными проектами.
- Различия в корпоративной культуре. Различия в ценностях, подходах к управлению, стилях работы могут создать напряженность среди сотрудников и затруднить совместную работу.
- Несовместимость систем управления. Несоответствие и сопротивление при интеграции информационных систем и управленческих практик может снизить эффективность компании.
- "Отрицательная синергия". Возможное ухудшение показателей компании после сделки из-за неудачной комбинации бизнесов, что может привести к снижению доходов и росту издержек.
- Совместимость процессов. Необходимо обеспечить согласованность и совместимость бизнес-процессов, чтобы избежать хаоса и затруднений в работе компаний.
- Подавление креатива. Приобретение может привести к сокращению инновационных и креативных инициатив приобретаемой компании, что может негативно сказаться на ее конкурентоспособности и развитии.
Как рассчитать синергию
Синергия может быть по как издержкам (и здесь, конечно, проще, ведь «ломать - не строить»), так и по доходам, что гораздо сложнее.
Для расчета синергии важно ответить на 4 вопроса.
1. Совместимость продуктов. Будут ли продукты приобретаемой компании соответствовать каталогу наших продуктов? То есть как быстро можно нашим клиентам предложить новые продукты.
2. Совместимость клиентской базы. Покупают ли клиенты приобретаемой фирмы продукты, аналогичные нашим и наоборот? Если мы купили абонентскую базу, то как быстро можно обеспечить продажу наших продуктов новым для нас клиентам, обеспечив улучшение пользовательского опыта?
3. Совместимость цепочек поставок и дистрибуции. Будут ли продукты приобретаемой формы соответствовать нашим существующим цепочкам поставок, производственным мощностям, каналам коммуникации и сети дистрибуции? Как быстро можно «взять на борт» новый актив или, наоборот, использовать его цепочку создания стоимости.
4. Совместимость персонала. Будут ли наши сотрудники в состоянии практически сразу начать обслуживание клиентов приобретаемой компании? То есть потребуется ли обучение сотрудников новым компетенциям и кто будет ведущим в обслуживании клиентов?
Команда интеграции должна иметь полномочия по определению «ведущего» и «ведомого» по каждому из направлений. И здесь важна структура корпоративного управления. Иначе не избежать «отрицательной синергии», когда и головная, и дочерняя компании будут дублировать расходы, персонал, плодить ненужные бизнес-процессы, сопротивляться в конце концов. По статистике неуспешных M&A, гораздо больше чем успешных 😊 И здесь только опыт позволяет избежать ошибок, но только не стоит забывать, что двух одинаковых компаний не бывает.
Автор статьи: Стратегия 360 https://t.me/strategy_360 Подписывайтесь!
Если вам понравилась статья, будем признательны за донат. Все донаты направляются на поддержку социального проекта для людей с сахарным диабетом DiaTalks https://dia-talks.ru/