Как выстроить логистику и кадры селлерам на Озон и ВБ?
1. Основные модели работы с маркетплейсами.
Это ФБО и ФБС, обе требуют складских помещений и наличия авто, чаще всего грузового. Полноценно использовать обе системы работы, конечно с упором на ФБО, так это сокращает издержки, но как и для ранжирования товара в выдаче, так и во некоторых ситуациях для снижения совокупной комиссии требуется работа по ФБС. Часто бывает , особенно перед черной пятницей ( помните легендарные руки-загребуки?) на ФБО складах всё забито на 2-4 недели вперёд, либо дорогая приёмка товара.
Если загрузить много товара на ФБО, а он будет плохо продаваться – будет взиматься плата за хранение. Но во многих случаях лучше потенциально переплатить за хранение 5000 рублей, чем неделю гонять машину на ФБС за 15 000 рублей. В каждой категории нужно высчитывать процент совокупных комиссий на ФБО и на ФБС, расстояние и дорогу до ближайших ПВЗ и РЦ, вписывать маршруты в существующие путевые листы.
Например – до ПВЗ 20 км, до РЦ 100 км, по маркетинговым расчётам одной отгрузки на РЦ хватит на 3 недели на 3 тонны товара, а при этом на ПВЗ нужно будет возить каждый день, и тут очевиден выбор в пользу ПВЗ, на который будет потрачено 10 тысяч рублей с заложенной ЗП водителя и амортизацией а ездить 3 недели на ПВЗ – 50 тысяч рублей.
Но чаще ситуации по-сложнее : ПВЗ ближе но с определёнными лимитами, на РЦ платная приёмка, у производителя есть закуп и опт.сбыт по пути следования на РЦ или ПВЗ - и тут уже высчитывается более тонкая выгода.
2. А кто будет трудиться?
«Кадры решают всё» - вечная истина : минимум должны быть :
кладовщик
водитель
менеджер по маркетплейсам
тот, кто всем руководит и закрывает все остальные дыры
А вот полный список направлений, которые надо закрывать :
- склад
- логистика
- ведение маркетплейса
- маркетинг
- закупка товара и его производство
- финансы и бухгалтерия
- кадры
На половину этих направлений можно привлекать удалёнку, аутсорс или частичный аутсорс – т.е если у Вас оборот до 5 млн, то привлекая бухгалтерию аутсорс Вы можете сэкономить 30-50 % совокупных ЗП\налогов\затрат на рабочее место не за счёт качества специалиста а за счёт оптимизации этих критериев, тоже самое можно отнести к менеджменту и маркетингу, но во всём должен быть здравый смысл – если у Вас 50 SKU, то вряд ли Вы найдете качественного менеджера на 3 маркетплейса за 20 тысяч рублей – скорей нужно будет привлечь отдельно менеджера на Озон и отдельно на ВБ, предложив оклад + мотивацию. И наоборот – если у Вас 5-6 SKU, то привлекать отдельно на каждый МП нового менеджера смысла не имеет.
3. А как искать эти кадры?
Поиск кадров – в наше время искать кадры стало сложнее – рынок работодателя превратился в рынок работника, этим пользуются пользуются крупнейшие площадки и задирают ставки – на одной из них минимальное объявление стоит 1 к, с которого придут 3-4 нецелевых лида – а более менее работающее стоит от 5, + если Вы сами хотите кликать резюме – то будьте добрый доплачивать за каждый клик ; на другой тарифы рублей 40 за клик, фиксированного объявления вроде даже и нет.
Кадровые агенства работают от 100 к и выше, в общем – если нужно найти 1-2 х человек, а остальной костяк собран – то нужно использовать Телеграм, профильные площадки (раньше и на VC можно было найти кодера, маркетолога, дизайнера), биржи фриланса – они хоть и запрещают обмен контактами, но есть способы, как выйти на исполнителя.
4. А если с логистикой и кадрами всё хорошо, а продаж нет, и соотвественно нет прибыли?
Маркетинг и реклама - двигатель торговли, а значит, на торговлю будет влиять :
- Ассортимент - ассортимент за всю историю торговли был одним из ключевых факторов успеха, потому что человек любит выбор, любит разнообразие.
- Упаковка - этикетка с упаковкой должны быть привлекательной и желаемой.
- Цена - о цене немного писал выше, в общем она должна быть конкурентной, но не нужно опускаться до демпинга.
- Реклама - очень многогранна.
Об этом писал в своей прошлой статье :
Вывод
На каждом этапе нужно находить непротоптанные ходы и много считать - рынок маркетплейсов становится сильно конкурентным. В тоже время нельзя экономить на ключевом - кадрах, но опять же можно экономить за счёт их "удалённости" и за счёт аутсорсинга.
А если Вы уже работаете на маркетплейсах и хотите увеличить доходы - команда Rise Max приведёт покупателей в Ваш магазин ценой от 7 руб за лид.
Кейсы по удобрениям на нашем сайте : risemax.ru
задать вопросы : почта - risemax10@yandex.ru , TG - @MaximSt777, Whats - 8-950-906-24-68